Интерес к получению альтернативного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

«Что же такое альтернативное образование?» – этот вопрос является актуальным в современном обществе. Им задаются многие учителя, родители и дети. Прошли годы, а четкого ответа на него нет до сих пор. Альтернативное образование – дело сложное, тонкое. Явление есть, но «с чем его едят», все еще пытаются разобраться…
В энциклопедическом словаре этого понятия нет. Но мы знаем, что существуют альтернативная музыка, альтернативная медицина, альтернативная энергетика. К подобной музыке мы обращаемся тогда, когда хотим больше «точечности», соответствия своему душевному настрою. К энергетике и медицине – когда традиционные формы уже не работают или зашкаливают побочные эффекты и становится очевидным, что нужны иные пути.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
Теоретические основы развития альтернативного образования 3
История развития альтернативного образования 3
Сущность и основные характеристики понятия альтернативное образование 6
Анализ альтернативного образования в России и современном мире. 9
Виды, особенности и методы организации процесса обучения в нетрадиционных учебных заведениях. 9
Методики раннего развития детей 11
Особенности альтернативных школ 13
Различие государственного и негосударственного вуза 17
Заключение…………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование на тему интерес к получению альтернативного образования.docx

— 377.14 Кб (Скачать файл)

Интерес к получению альтернативного  образования

Содержание:

Введение ……………………………………………………………….2

  1. Теоретические основы развития альтернативного образования   3
    1. История развития альтернативного образования 3
    2. Сущность и основные характеристики понятия альтернативное образование 6
  2. Анализ альтернативного образования в России и современном мире. 9
    1. Виды, особенности и методы организации процесса обучения в нетрадиционных учебных заведениях. 9
    2. Методики раннего развития детей 11
    3. Особенности альтернативных школ 13
    4. Различие государственного и негосударственного вуза 17

Заключение…………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Что же такое альтернативное образование?» – этот вопрос является актуальным в современном обществе. Им задаются многие учителя, родители и дети. Прошли годы, а четкого  ответа на него нет до сих пор. Альтернативное образование – дело сложное, тонкое. Явление есть, но «с чем его едят», все еще пытаются разобраться… 
В энциклопедическом словаре этого понятия нет. Но мы знаем, что существуют альтернативная музыка, альтернативная медицина, альтернативная энергетика. К подобной музыке мы обращаемся тогда, когда хотим больше «точечности», соответствия своему душевному настрою. К энергетике и медицине – когда традиционные формы уже не работают или зашкаливают побочные эффекты и становится очевидным, что нужны иные пути. 
В этом смысле, наверное, и об альтернативном образовании можно говорить как об авторском, ориентированном на некоторую группу, рассчитанном на самостоятельность участников процесса образования и оттого более инициативном… Оно несет свои ценности, свои смыслы. 
Как любая альтернатива, оно немногочисленно, не принято в массовом сознании, но при этом указывает одно из направлений, куда стоит развиваться образованию. Либо общество это примет, сделает массовым и альтернативным станет что-то другое, либо не примет. 
В педагогической энциклопедии можно найти подробное описание альтернативных школ. И раз они существуют, то, вероятно, есть и некое альтернативное образование. 
Первые альтернативные школы как явление возникли примерно 100 – 120 лет назад. Люди пытались создать учебные заведения, которые отличались бы от традиционных. Для них была важна активная роль ученика в учебном процессе, ориентация на интересы и личный опыт учащихся; участие в управлении школой и учеников, и учителей; практическая направленность учебной деятельности. 
Важно, что эти школы, появившиеся в конце XIX века, начали создавать собственные объединения. В итоге этих преобразований выросло целое международное движение. В те времена точно также, как и мы сейчас, педагоги пытались понять: что такое альтернативное образование, альтернативная школа?.. Многие активные деятели того времени создавали признаки, по которым и определяли альтернативное ли образование в данной школе или нет.  
В данной работе мы постараемся разобраться: что же действительно такое альтернативное образование и почему у многих родителей появляется интерес к нетрадиционной форме обучения их детей.

 

1.Теоретические  основы развития альтернативного  образования

1.1История развития  альтернативного образования

 

Домашнее образование  не является чем-то уникальным и новым  на сегодняшний день. Эта система  обучения известна уже давно, причем популярностью она пользовалась не только в царской России и континентальной  Европе, но и в дерзкой Америке. Со времени появления школ сначала  с раздельным обучением, а затем  и общим, домашнее образование стало  неким пережитком, которое утратило свою силу не потому, что не было достойных  гувернеров, а потому, что это  стало не престижно. Однако за последнее десятилетие резко увеличилось количество детей, обучающихся не в школах, а дома. И это не только в нашей стране. Зачастую роль педагогов в этом случае играют сами родители, что иногда приводит к неутешительному результату. Безусловно, немалую помощь им оказывают всевозможные учебные программы, передаваемые по специальным телеканалам, радиостанциям, Интернету, а также выпускаемые миллионными тиражами компакт - диски с обучающими технологиями. Если в 1994 году таких детей было 345 тысяч, то сегодня их число составляет миллион. Основная причина в столь резком увеличении сторонников домашнего образования заключается в том, что большинство родителей уверены в больших возможностях домашнего обучения. На втором месте стоят религиозные соображения и верования. Затем следуют плохие условия образования в местных общественных школах, семейные причины и конфликтные отношения с конкретными школьными учителями. Замыкают данный список проблемы с поведением учащихся и серьезные болезни детей. Социологические исследования показывают, что домашнее обучение обеспечивает несколько лучшую подготовку учащихся. Это подтверждают и результаты приема выпускников общественных и домашних школ в высшие учебные заведения. Нельзя также забывать, что зачастую более способный, но своеобразный ребенок может не встретить понимания со стороны учителей и соучеников. Конечно, у родителей возникают немалые трудности. Не каждому дано быть педагогом, к тому же времени на это требуется много, особенно в старших классах. Ученые пришли к выводу, что: Выпускники домашних школ становятся лучшими работниками и реже нарушают закон. Домашние дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем их сверстники, получающие традиционное образование. Результаты школьников государственных школ были на 30% ниже результатов, продемонстрированных домашними детьми. Государственные школы относятся к массовому увлечению домашним образованием крайне негативно, поскольку, лишившись какого - то количества учеников, они теряют и существенную часть финансирования. Подчас школам, находящимся на государственном бюджете, приходится урезать количество классов. В разных странах история возникновения и апробирования системы домашнего образования происходила приблизительно по одному сценарию, но с разными национальными традициями. Легализация домашних школ в США началась только в 80-х годах XX века благодаря так называемым "консервативным христианам", а именно Джону Холту, имя которого стало символом домашнего образования. Во многих американских штатах шла настоящая битва за легализацию домашнего обучения. В Колорадо, например, долгие годы получить разрешение на домашнее обучение было почти невозможно. Только по религиозным мотивам можно было не посещать обычную школу. Сейчас же, во всех штатах без исключения домашнее обучение разрешено на государственном уровне. В 1981 году в США приехал японский репортер Ясуши Онума. Он посетил несколько американских школ, написал ряд статей об альтернативном обучении, помог организовать для японских учителей семинары с американскими специалистами. Вследствие этого в Японии появились домашние школы. Как и в Америке, поначалу их учениками стали так называемые отказники - те, кто по различным причинам не может учиться в обычной школе. А их в Стране восходящего солнца довольно много. Однако сегодня выпускников подобных негосударственных школ охотно принимают в Университеты страны. Система домашнего образования - новая идея для Испании, поэтому приходится сражаться за свои права. В Испании образование контролирует местная власть, которая является слишком бюрократичной. Местную власть контролируют чиновники из провинции, а тех, в свою очередь, - федеральные органы. Все три инстанции пытались закрыть домашнюю школу в провинции Алмериа. После судебных разбирательств и поддержки общественного мнения было разрешено домашнее обучение в данной провинции, что стало хорошим стимулом для других. Скандинавия тоже не отстает и осваивает домашнее обучение наравне со всеми странами мира. Есть трения с властями, основная претензия - уровень социализации, к чему в Скандинавии относятся очень серьезно. Не согласные с данной позицией коллеги из разных стран отправляют по Интернету письма государственным деятелям Швеции в защиту свободного демократического образования. Самые глубокие корни в освоении домашнего образования принадлежат двум державам: Великобритании и России. Особенности домашнего обучения страны Туманного Альбиона заключаются в том, что возникли они на основе визитов в определенные страны английских мореплавателей, торговцев и просто путешественников. Конечно, можно заметить, что в это время - XVI-XVII вв. - путешествовали по миру не только британцы, но и французы, и португальцы, и испанцы. Но именно в этот период, в период Реформации, Британская империя захватила господство над всеми значимыми открытиями. Все последние тенденции привозились в порты и быстро распространялись по всей территории. С домашним образованием обстояло все также. О последних открытиях можно было узнать из уст нескольких людей и за информацией, которая стоила немалых денег, выстраивались огромные очереди среди жителей. Родители, из обеспеченных семей нанимали мореплавателей своим чадам, чтобы они были в курсе всех последних новостей. Это было модно и престижно. Сейчас же в Британии дела обстоят совершенно по - другому: самым престижным обучение считается в колледжах и университетах. Дома учатся только дети, которым по каким - либо показателям противопоказаны посещения учебных заведений. В России эта система была развита в XVIII-XIX веках и являлась обязательным этапом для учащихся, желающих продолжить учебу в гимназии, университете или поступить на военную службу. После 1917 года домашнее образование стало компенсировать недостатки основной образовательной системы. "Законом об образовании" РФ предусмотрена возможность получения общего образования в семье с правом на государственную аттестацию. Дети, получающие образование дома, должны быть зачислены в школу по месту жительства на общих основаниях по заявлению родителей с указанием выбранной формы обучения. "Личное дело" ребенка сохраняется в школе на протяжении всего срока обучения. Школа должна предоставить ему все учебники. У такой системы есть, конечно, и минусы, такие как: отсутствие общения со сверстниками, слабая физическая подготовка, состояние тревожности из-за частого пребывания в одном и том же помещении. На сегодняшний день идеальной системы обучения не существует в силу каких - либо факторов и обстоятельств, поэтому выбирая способ учебы для своего ребенка следует обстоятельно изучить все существенные стороны того или иного процесса, чтобы избежать ненужных затрат и неправильных шагов. Образовательная система развивается с каждым годом и вариантов получения знаний становится все больше, поэтому только будущее покажет, продолжится ли рост домашнего образования, и какими гражданами вырастут ученики таких школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и  основные характеристики понятия  альтернативное образование. 

В противоположность традиционному  учебному процессу, где абсолютным законом является так называемая школьная программа, которая составлена заранее и которую требуется «проходить», жестко планируя и расписывая наперед учебное время, вероятностное образование отказывается от самой идеи учебного плана как незыблемого закона, структурирующего весь учебный процесс. Учитель твердо знает, чем он будет заниматься с учениками через день, через неделю, через месяц, через год. В строгом регламенте школьного расписания отсутствует дух творчества, авантюры, духприключения. Кстати  говоря, отсюда и происходит подростковый кризис отношения к школьным ценностям, поиск себя за пределами школы. Если в самой школе жизнь подменена расписанием, следовательно, нужно искать жизнь в других местах. Например, в подростковой тусовке, где есть возможность оторваться от регламентированной школой жизни. Или в наркотиках, ценность которых для подросткового сознания как раз в том и состоит, что они дают мощную иллюзию событийности — иллюзию того, что что-то происходит на самом деле. Новая форма образования в качестве фундаментальной культурной ценности выдвигает принцип творческой неопределенности, принцип вероятностной размытости будущего. Она построена на событийной основе — как цепь не запланированных заранее образовательных событий, совершающихся здесь и теперь, а не в соответствии с каким-то заранее придуманным учебным сценарием. Академик Д. С. Лихачев вспоминал: когда он учился в шестом классе, а было это в начале 1920-х гг. в одной из экспериментальных школ Наркомпроса, то в течение целого года уроки литературы были посвящены исключительно пушкинскому «Медному всаднику». Так получилось — начали читать, и оказалось, что «Медный всадник» — это целая Вселенная, по которой можно путешествовать бесконечно, и эти дети не прошли «Медного всадника», а вошли в него и не нашли в себе сил из него выйти. Пушкинский  «Медный всадник» стал настоящим событием, сломавшим всю учебную программу. А самое главное — благодаря такого рода неплановому, вероятностному повороту учебной траектории и сам Пушкин, и история российская, и русский язык, и история литературы российской явились этим шестиклассникам как необходимое продолжение увлекательного приключения — чтения «Медного всадника», а не как очередной дежурный набор пройденных тем. Для вероятностного образования главный вопрос вовсе не в том. чтобы успеть пройти те или иные программные пункты, а в том. чтобы на этом программном пути нашлась хотя бы одна точка, которая расширилась бы до масштабов Вселенной. Потому что только в этом случае происходит чудо образования, тождественное чуду культуры. Вероятностное образование не просто сообщает мальчикам  я девочкам о достижениях и памятниках мировой культуры в установленном сверху формате, а моделирует культурный процесс в его реальной творческой непредсказуемости. В новой системе обучения не только у ученика, но и у учителя нет сценарной разработки очередного урока, и никто не знает, чем закончится очередное путешествие в мир культуры. Открытость, непланируемость результата очередного культурного путешествия — здесь высшая ценность. Движение в образовательном пространстве непредсказуемо, так как маршрут прокладывает сам ребенок. А учитель идет за ним, формулируя то, что открыто на их общем пути. Вероятностный педагог — человек, сознательно находящийся в позиции активного незнания. Результаты путешествия по миру знаний регулярно обсуждаются на классной дискуссии и совместно намечаются маршруты дальнейшего движения. В результате дети осваивают законы культуры, вживаясь в процесс ее созидания. Как следствие, возрастает интерес к учебе и повышается успеваемость. Скелетом  образовательной среды выступает  обширная библиотека, где книги определенным образом упорядочены — по странам, эпохам, предметным областям, и притом находят в открытом доступе. При этом чем больше в библиотеке книг, представляющих самые разные области культуры, тем более увлекательным и разноплановым может быть путешествие. Это модель исследовательской лаборатории, в которой дети и педагог вместе занимаются увлекательной поисковой деятельностью. Здесь вроде никто никого не учит. Обучает  сама среда — особое образовательное  пространство, созданное совместными усилиями учителя и ученика здесь и сейчас. Оно продуктивно потому, что является микромоделью реальной человеческой культуры, которая пронизана разнонаправленными векторами мотивации и заинтересованности. Отсюда и ярко выраженное желание ребенка отправиться в свое собственное, глубоко личное путешествие по лабиринтам знаний. Педагог здесь нужен только в роли проводника, экскурсовода, консультанта или помощника. Маршрут прокладывает ребенок. При этом от него вовсе не требуют, чтобы воспроизводил учебный материал, придуманный для него взрослыми дядями и тетями, который, кстати сказать, часто им самим и непонятен. В последнее время в образовании  широко распространяется сеть сопровождения  развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как условия развития. Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения. Объектом  сопровождения может быть: человек, процесс, система (образовательная, педагогическая, социальная), а само сопровождение — научным, научно-методическим, психологическим, социологическим и др., сопровождать означает оказывать помощь или поддержку. Если они касаются детей, то речь идет о раннем сопровождении развития в общеобразовательной школе, целевом сопровождении различных детей «групп риска», сопровождении в системе специального образования, сопровождении одаренных детей. Подобные меры стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Теоретическая идея помощи в развитии личности человека воплотилась в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей. Службы сопровождения — структурные подразделения образовательного учреждения, подчиняющиеся его руководству и действующие по специальной программе. Сама  идея сопровождения родилась в недрах «педагогики успеха». Она активно  входит в школьную и вузовскую  жизнь современной России. В разных городах проводятся дни и конкурсы «педагогики успеха», конференции и семинары. Ее базовые принципы:

  • лучше больше хвалить и меньше ругать;
  • учись у всех, не подражай никому;
  • скажи — и я забуду, покажи — и  я запомню, дай действовать —  и я буду знать;
  • дети  в классе — твое отражение: старайся постоянно работать над собой.

 

     Педагогика  успеха предполагает как можно больше давать детям положительных эмоций, чтобы дети не боялись ошибиться, не боялись выглядеть смешными. Учитель никогда не сравнивает учеников друг с другом, ведь любого человека можно сравнить только с ним самим: вчера и сегодня. В любой школе есть сложившаяся  система методической работы: методические объединения, методические кафедры, методический совет. Они озабочены не только повышением квалификации учителя, но и тем, как организовать исследовательскую работу своих учеников, превратить самого учителя в исследователя, наконец, организовать их совместное творчество. Ответы  на эти вопросы помогут найти  создаваемые ими программы научно-сервисного сопровождения обучения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ альтернативного образования в России и современном мире.

2.1 Виды, особенности и методы организации процесса обучения в нетрадиционных учебных заведениях.

 

Новой тенденцией в развитии образовательной системы  стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию. Сторонники  исследовательского подхода настаивают не столько на обучении, сколько  на изучении. Не учитель и стандартная программа, а учащийся являются центром всего процесса. Идеи и мысли, а не навыки составляют здесь основную цель обучения. Возвращаются из забвения идеи Сократа: учащимся предлагают развивать собственные идеи и выбирать предметы, которые они хотят изучать. Работа учителя сводится к творческой поддержке ученика. Он ответствен за создание определенной физической, социальной и интеллектуальной среды, которая способствует превращению учеников в активных исследователей. Роль учебников и сборников упражнений сведена до минимума. Поощряется чтение «настоящей» литературы (биографий, романов)- Если учащиеся прочли разные страницы текста, это рассматривается как преимущество, а не как недостаток. Общение и взаимодействие поощряются, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом. Учитель предлагает ученикам беседовать друг с другом, вместе работать, делиться мыслями и идеями, соревноваться  между собой. В результате появляются проекты решения сложных проблем, полезные на практике.

Один  из создателей нового подхода профессор  Артур Эллиас, директор школьных программ университета Сиэтл Пасифик (США), приводит такой пример. Группа канадских школьников провела серьезное научное исследование, организовав по его результатам  успешную кампанию. Они выяснили, что одноразовые стаканчики из полистирола, которыми они пользовались в буфете, содержат фторхлоруглеродистые соединения, и добились их изъятия. Здесь не требуется механического запоминания  готовых знаний. Учащимся предлагается самим доходить до сути вещей, создавать модели и устанавливать взаимосвязь явлений. От них требуется настоящая интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои особенности, участвуя в совместном исследовании.

Нам кажется, что альтернативное образование чаще всего воспринимается, как обучение на дому или в экстернате, частной школе, христианской школе, школе искусств, а может даже и  дистанционное обучение. Хотя возможно половина из выше перечисленных заведений  является не совсем альтернативной, потому что в них все-таки есть какой-то контроль знаний. Педагоги отмечают, что  если раньше на альтернативное образование  переходили в основном старшеклассники, то сегодня переводят на него уже  и малышей. Но, говоря о домашнем обучении, нужно иметь в виду, что не все родители способны правильно  построить это обучение. Хотя…  справедливости ради надо отметить, что  и не все учителя, имеющие специальное  образование, подошли к своей  профессии осознанно. Как люди приходят к мысли о нетрадиционном образовании? Как правило, в ходе тяжких размышлений о судьбе своего ребенка.  
На слушаниях в Общественной палате прозвучало предложение объединения сил сторонников альтернативных форм обучения. И обществу нужно привыкнуть к мысли – не важно, где учили, существеннее – каков в итоге получается результат. Пока для родителей принципиальней вопрос: где учить ребенка? В конце концов в России всегда было нормой, что начальное образование вполне уместнее получать в семье, чем в школе, убеждали на совещании в Общественной палате. Но матери сегодня не берут на себя такой труд, потому что не подготовлены к этому. А вопрос решаем. С помощью репетиторов и дистантных технологий. И еще одна деталь: охотнее идут на эксперименты с домашним образованием молодые родители, принимающие западный образ мыслей и поведения в обществе.

2.2Методики раннего развития детей

Абсолютно все родители хотят, чтобы их ребенок вырос здоровым, всесторонне развитым, получил хорошее  образование и радовал своим  их своими успехами. На их помощь приходят современные методики раннего развития детей. Однако нельзя игнорировать тот факт, что большинство популярных ныне методик раннего развития ребенка, были изобретены для развития способностей детей с физическими или умственными отклонениями. Убедившись, что они помогают в обучении «особенных» детей, их начали применять повсеместно. Действительно ли они полезны для обычных детей? Сейчас мы разберем каждый метод и попробуем разобраться в них. 

Информация о работе Интерес к получению альтернативного образования