Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:37, реферат
«Что же такое альтернативное образование?» – этот вопрос является актуальным в современном обществе. Им задаются многие учителя, родители и дети. Прошли годы, а четкого ответа на него нет до сих пор. Альтернативное образование – дело сложное, тонкое. Явление есть, но «с чем его едят», все еще пытаются разобраться…
В энциклопедическом словаре этого понятия нет. Но мы знаем, что существуют альтернативная музыка, альтернативная медицина, альтернативная энергетика. К подобной музыке мы обращаемся тогда, когда хотим больше «точечности», соответствия своему душевному настрою. К энергетике и медицине – когда традиционные формы уже не работают или зашкаливают побочные эффекты и становится очевидным, что нужны иные пути.
Введение ……………………………………………………………….2
Теоретические основы развития альтернативного образования 3
История развития альтернативного образования 3
Сущность и основные характеристики понятия альтернативное образование 6
Анализ альтернативного образования в России и современном мире. 9
Виды, особенности и методы организации процесса обучения в нетрадиционных учебных заведениях. 9
Методики раннего развития детей 11
Особенности альтернативных школ 13
Различие государственного и негосударственного вуза 17
Заключение…………………………………………………………….24
Приверженцы данной системы считают, что обучение детей до 7 лет чтению и письму — ложный путь, так как до этого возраста у малышей не развито абстрактное мышление. Телевизоры и любые искусственные материалы для обучения — тоже под запертом. Каждого ребенка нужно развивать в соответствии с его возрастом: у маленьких детей уделять внимание мелкой моторике, для более старших детей — пошиву игрушек, резьбе по дереву и т.д. Все дела детки должны осуществлять совместно с родителями. Это огромный плюс этой методики, так как сближает родственников. Но в то же время, Вальдорфская система не акцентирует внимание на интеллектуальном развитии. Только эмоции, музыка и творчество.
У родителей такой подход в основном вызывает недовольства, т.к. после этой методики ребенку сложно поступить даже в начальную среднюю школу, не говоря уже о лицеях.
Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".
Она уделяла огромное внимание
развитию мелкой моторики, разработала
специальные схемы
В нашей стране эта методика очень популярна. Дети действительно становятся более сообразительными и развитыми. Но стоимость занятий по этой методике отнюдь не экономичная.
3. Система Глена Домана разработана в 40-ых годах XX столетия военным врачом для реабилитации детей с поражениями головного мозга. Он разработал специальные карточки, на которых изображались слова, цифры и соответствующее им количество точек. Эти рисунки следует показывать ребенку с рождения и громко произносить, что на них изображено. Таким способом считается, что он запоминает информацию на бессознательном уровне. Вот в этом заключается и минус методики Домана — кроха запоминает информацию, но не понимает ее.
4. Кубики Зайцева - сегодня, наверное, не найдется ни одного родителя, который не был бы знаком, хотя бы понаслышке, с Кубиками Зайцева. Популярная сегодня методика обучения чтению и письму детей дошкольного возраста создана Николаем Александровичем Зайцевым, педагогом из Санкт - Петербурга.
Обучение детей проходит с помощью специальных кубиков. Их количество более 50 и на каждой грани изображены не буквы, а слоги. Пользуясь ими, ребенок запоминает звучание и вскоре начинает читать. Эта методика подходит всем детям. Но есть одно «но» — в школе малышей обучают чтению в классическом варианте «по азбуке». Поэтому, если родители не предупредят учителя о том, что их кроха уже умеет читать, он может столкнуться с методами «педагогического переучивания».
Мы долго думали, представляли, какую бы методику выбрали мы и в итоге пришли к выводу, что чтобы мы не выбрали, главное, чтобы у ребенка было детство в классическим понимании со всеми атрибутами : играми, детскими площадками, друзьями. Очень важно, чтобы родители не ставили целью воспитать вундеркинда с пеленок, ведь никакая методика раннего развития не заменит совместного общения родителей и ребенка.
Особенности альтернативных школ.
Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет в первый класс. Необходимость альтернативной формы обучения для школьника может возникнуть в связи с его здоровьем, отставанием в учебе или, наоборот, выраженной одаренностью по сравнению со сверстниками.
Чем же хороша альтернативная школа? Здесь уважают учеников, а не Систему. Школьники могут сами выбирать темп и форму подачи материала во время урока. Гибкий учебный план учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Принципы обучения — общая забота учителей и учеников. Традиционные педагогические правила не отвергаются, новые идеи приветствуются.
Один из активных деятелей XIX века Адольф Ферьер, объездив весь мир, составил тридцать признаков альтернативной школы. Вполне исчерпывающие, признаки описывали состояние школ, и по ним определялось, альтернативна школа или нет. Вот некоторые из них.
Новая школа – это лаборатория практической педагогики, то есть эти школы изначально были экспериментальными.
Дети должны жить и воспитываться вместе – в интернате.
Чтобы дети находились ближе к природе, школа располагается в деревне.
Принципиально важным считалось совместное обучение и воспитание обоих полов, что для того времени считалось инновацией.
Новая школа организует для всех учеников ручной труд.
В школе активно используется физическое воспитание; организуются пешие и велосипедные экскурсии, туристические походы.
Преподавание основано на фактах и опыте.
Учителю важны личность и самостоятельность ребенка.
Индивидуальная работа воспитанника состоит в добывании всевозможного фактического материала. Коллективная работа – в обмене им друг с другом.
В течение одного дня дети занимаются не многими предметами, а только одним или двумя. Каждый месяц погружаются лишь в изучение нескольких предметов.
Школы в управление вводят систему республик.
Различного рода общественные обязанности дают возможность проявиться принципу взаимопомощи.
Пытаясь лучше понять альтернативное образование, мы предлагаем рассмотреть «грехи» традиционной школы:
Школа не считается с психологическими особенностями ребенка.
Школа подавляет
способность ребенка к
Школа заставляет ребенка больше слушать, чем смотреть и действовать.
Школа заставляет ребенка работать по материалам, совершенно для него безразличным.
Ребенок не понимает смысла исполняемых в школе занятий.
Программа воплощает только те области знания, которые могут быть изучены при помощи словесных методов.
И так далее…
От этих позиций отказываются наши европейские коллеги. А вот мнение российских коллег. Павел Блонский, активный деятель перестройки образования 20-х годов прошлого века, выделял ряд негативных признаков, присущих современной ему школе. Она:
стремится внушить своим ученикам догматические истины, но воспитание посредством внушения, даже в самом лучшем случае, создает автомат, повторяющий чужую волю, чужую мысль;
школьная работа состоит из заученных изолированных учебных предметов;
базируется на книге и памяти ребенка, но не идет дальше пассивной наглядности восприятия ребенка;
изучает язык, оторванный от реального мира;
изучает математику как отдельный предмет, что и трудно, и не достигает цели;
слишком мало говорит человеку о человеке;
сообщает детям истины, их сознанию недоступные и потому усваиваемые только на веру;
позволяет царствовать вопросно-ответной форме обучения;
превращает экзамены в испытание знания учебной книги, а не чувства самого себя, как в новой школе.
В России существует много разных школ. Например, обычная общеобразовательная или с углубленным изучением какого-то языка, а может даже общеобразовательный центр; частная школа и экстернат. Это самые популярные виды школ, но существуют еще христианские школы, школы искусств. Для получения образования детям не обязательно ходить в школу, им также достаточно взять справку из школы и заниматься дома с родителями и преподавателями, такой вид обучения называется анскулингом. Анскулинг, как и экстернат и христианская школа, – имеет в виду альтернативное образование.
Но в чем же особенность этих форм обучения? Мы решили разобрать каждую из них и провести опрос, чтобы лучше понять почему люди выбирают альтернативное образование.
Суть
экстерната состоит в возможности
получить среднее или высшее образование,
не посещая школу, университет еже
Преимущество экстерната состоит в том, что он даёт возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещатьучебное заведение, совмещать учёбу в школе или университете и работу или обучение в другом учебном заведении и пр. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдаёт только экзамены.
Главный
принцип экстерната – освободить учеников и студенто
Итак, что это такое мы разобрались. Но существуют ли родители, которым больше интересна эта форма обучения нежели обычная?
Павликова Юлия 38 лет :
Здравствуйте, меня зовут Юля. Я и мой муж уже 5 лет обучаем ребенка на дому. Мы предпочитаем такой вид обучения потому что мы сами контролируем каждое его движение, слово, каждую прочитанную книгу и написанную букву. Мы нашли хороших преподавателей, которые занимаются с нашим ребенком индивидуально. В обычных школах ребенку не дают развиваться, а дома у него полная свобода, в том плане, что если ему нравится рисовать в 12 часов, то мы разрешим ему это сделать, если он днем хочет выйти погулять, то у него есть такая возможность, потому что позаниматься он может как утром, так и вечером.
Омельченко Елена 18 лет.
Здравствуйте, я в этом году закончила экстернат. Я за один год прошла сразу 10 и 11 класс. Я выбрала это заведение, потому что я пошла поздно в школу и мне не хотелось бы заканчивать ее в 19 лет. В экстернате у нас была достаточно большая группа, мы приходили 3 раза в неделю. Нам проводили лекции, давали различные книги для чтения, говорили, где мы можем взять всю необходимую информацию. Т.е я сама должна была готовиться к экзаменам, сама изучать предмет. У нас не было такого контроля, как в школе. Поэтому я понимала, что это нужно только мне , а не кому-то другому и учила абсолютно все по максимуму.
6 июня 2013 годы мы поехали
на Красную площадь, чтобы
Мы провели анкетированние среди учеников 7-11 классов с вопросами: " Вы знаете, что такое альтернативное образование" и " Хотели бы вы получать такое образование (экстернат, заочное обучение, дистанционное обучение )".
После обработки данных мы получили такие результаты:
Вопрос |
"Да" |
"Нет" |
"Что-то слышал(а) об этом" |
Вы знаете, что такое альтернативное образование ? |
30% |
60% |
10% |
Информация о работе Интерес к получению альтернативного образования