Использование дидактических игр на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по технологии.
Предмет исследования: использование дидактической игры на уроках технологии.
Цель исследования - разработка методики использования дидактической игры в образовательном процессе по технологии

Содержание

Введение……………………………………………………..………..………..3
Глава1. Игровые технологии
1.1. Теоретические основы игровых технологий…..................................…6
1.2. Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии……………………………………………..……………….13
1.3. Виды дидактических игр……………………………………..….….…17
Вывод к главе 1.
Глава 2. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках технологии
2.1. Методика построения уроков технологии с использованием дидактических игр………………………………..……………....…….…..…25
2.2. Разработка дидактической игры-урока………………………………32
Вывод к главе 2.
Заключение ……………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………….………….……..…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАЙМУХАМЕТОВА Н.А..docx

— 1,008.18 Кб (Скачать файл)

   Все компьютерные программы  для детей должны быть положительно  нравственно направленными, содержать  элементы новизны, но ни в коем  случае не должны быть агрессивными  и жестокими.

   Остановимся подробнее на  рассмотрении так называемых  дидактических, или обучающих игр.

4. Дидактические  игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.      В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических представлений

и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы  (игры-диалоги).

 Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

  Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

  Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

  Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

  В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

   Игры-путешествия иногда неправильно  отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается  в том, что экскурсия — форма  прямого обучения и разновидность  занятий. Целью экскурсии чаще  всего является ознакомление  с чем-то, требующим непосредственного  наблюдения, сравнения с уже известным.

    Иногда игру-путешествие отождествляют  с прогулкой. Но прогулка чаще  всего имеет оздоровительные  цели. Познавательное содержание  может быть и на прогулке, но  оно является не основным, а  сопутствующим.

   Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

   Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

   Дидактическое содержание игры  заключается в том, что перед  детьми ставится задача и создается  ситуация, требующая осмысления  последующего действия. Игровая  задача заложена в самом названии  «Что было бы..?» или «Что  бы я сделал...». Игровые действия  определяются задачей и требуют  от детей целесообразного предполагаемого  действия в соответствии с  поставленными условиями или  созданными обстоятельствами.

   Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести  знания с обстоятельствами, установления  причинных связей. В них содержится  и соревновательный элемент: «Кто  быстрее сообразит?».

   Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.  

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

   Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

   Воспитательно-обучающее значение  заключено в содержании сюжета—темы  игры, в возбуждении интереса  к тем или иным аспектам  объекта изучения, отраженного в  игре. Познавательное содержание  игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать  открытие и в результате что-то  узнать.

   Ценность игры-беседы заключается  в том, что она предъявляет  требования к активизации эмоционально-мыслительных  процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа  воспитывает умение слушать и  слышать вопросы учителя, вопросы  и ответы детей, умение сосредоточивать  внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать  суждение. Все это характеризует  активный поиск решения поставленной  игрой задачи. Немалое значение  имеет умение участвовать в  беседе, что характеризует уровень  воспитанности.

   Основным средством игры-беседы  является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми.

  Перечисленными  типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных  игровых методик. Однако на практике  наиболее часто используются  указанные игры, либо в «чистом»  виде, либо в сочетании с другими  видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми  и др.

   Дидактическая игра — явление  сложное, но в ней отчетливо  обнаруживается структура, т.е. основные  элементы, характеризующие игру  как форму обучения и игровую  деятельность одновременно. Один  из основных элементов игры  — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.  

   Одним из составных элементов  дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

   Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно  сочетаются между собой. Обучающие  правила помогают раскрывать  перед детьми, что и как нужно  делать, они соотносятся с игровыми  действиями, раскрывают способ их  действий. Правила организуют познавательную  деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ  решения поставленной игрой задачи.

   Организующие правила определяют  порядок, последовательность игровых  действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые  отношения и реальные отношения  между детьми. Отношения в игре  определяются ролевыми отношениями.

   Соблюдение правил в ходе игры  вызывает необходимость проявления  усилий, овладения способами общения  в игре и вне игры и формирования  не только знаний, но и разнообразных  чувств, накопления добрых эмоций  и усвоения традиций.

   Таким образом,  существует множество  классификаций игр, все они различаются  по основе разделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к Главе 1:

 

Дидактические игры и занимательный материал, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, инициативы. С другой стороны решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков

Использование развивающих дидактических игр и занимательного материала на уроках технологии способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

    1. Методика построения уроков технологии с использованием дидактических игр.

 

 В большинстве случаев преподаватель имеет дело с ситуацией, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навыков и умений действовать в четко определенной роли, например, в роли организатора производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых игр приобретает послеигровой разбор результатов, возможных стратегий, линий поведения, мотиваций.

Дидактическая игра содержит как бы два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе ее эффективность может быть сведена к нулю. Выбирая игру, обязательно надо стремиться к тому, чтобы она способствовала достижению учебно-воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

Однако не следует приучать учеников к тому, что на каждом уроке их ждут новые игры. Игра - не самоцель, она не должна проводиться только ради развлечения.

Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии, необходимо учитывать интересы учащихся. Ведь многие игры, которыми мы увлекались в детстве, не представляют интереса для наших детей и даже бывают им непонятны. И наоборот, то, чем увлекаются сейчас школьники, может вызывать у учителя в лучшем случае недоумение.

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках технологии