Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:51, курсовая работа
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по технологии.
Предмет исследования: использование дидактической игры на уроках технологии.
Цель исследования - разработка методики использования дидактической игры в образовательном процессе по технологии
Введение……………………………………………………..………..………..3
Глава1. Игровые технологии
1.1. Теоретические основы игровых технологий…..................................…6
1.2. Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии……………………………………………..……………….13
1.3. Виды дидактических игр……………………………………..….….…17
Вывод к главе 1.
Глава 2. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках технологии
2.1. Методика построения уроков технологии с использованием дидактических игр………………………………..……………....…….…..…25
2.2. Разработка дидактической игры-урока………………………………32
Вывод к главе 2.
Заключение ……………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………….………….……..…
Перечень дидактических игр, применяемых на уроках технологии в 5-8 классах (с различной тематикой):
1. В последнее
время многие учителя
Кроссворд (от англ. «cross» - пересечение и «word» - слово) – задача – головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядом клеток (по вертикали и по горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими интеллектуальными играми) историю. Первые кроссворды появились в Великобритании во второй половине ХIХ века в детских книжках и периодических изданиях.
По форме эти кроссворды представляли собой квадрат, заполненный группой слов, читавшихся как по горизонтали, так и по вертикали. Первый кроссворд на русском языке появился 11 мая 1924 года в воскресном приложении «Наш мир» к берлинской эмигрантской газете «Руль».
Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист и выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно.
Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной бригады, передаются для решения другой. Как правило, учащиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более что это задание знакомо им по другим учебным предметам. При этом они могут использовать загадки: «Два кольца, два конца, по середине гвоздик», «Пусто, как в дырявом…», стараться подобрать рифму «У кошки брюшко, а у иголки…», выполнять рисунки. Лучшие работы надо показывать всему классу, поощрять детей и словом, и отметкой. Если кроссворд не получился, указывать на ошибки, и вместе с учениками стараться их исправить.
2. Лото
– это игра на особых картах
с номерами или картинками, которые
закрываются фишками. В лото с
удовольствием играют учащиеся 5
– 7 классов, причем игру можно
проводить как индивидуально, так
и по бригадам. Однако для более
полного выявления знаний
Любая настольная игра вызывает у школьников живой интерес, если она красочно оформлена. Поэтому при изготовлении лото я обращаю внимание на качество его исполнения. Карту вырезаю из картона, аккуратно расчерчиваю и в середину листа наклеиваю картинку, связанную с тематикой игры. Маленькие карточки – фишки могут быть белыми или цветными.
В клетках карт указываются различные понятия, термины, обозначение мерок и т.д., а на маленьких карточках – их расшифровка, название и определение. Например, в клетке карты написано: «Прядение». Ученицам нужно найти правильный ответ на карточке – фишке («Получение пряжи из волокон») и накрыть ею соответствующую клетку большой карты. Проверка правильности ее заполнения требует достаточно много времени и внимания учителя. Можно вырезать фишки из коробок, на которых есть красочные рисунки. При правильно выполненном задании из них складывается общая картинка, что значительно облегчает работу учителя. Однако этот вариант лучше использовать в 5-м классе, так как ученицы старших классов могут не подбирать ответы, а просто складывать картинку.
3. В своей
работе учитель может использовать
и такую игровую форму, как
составление детьми сказок на
тему, связанную с изученным
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном факте. В ней обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, и «добрые молодцы» действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает, никак не выпутаться из беды.
Сказки поныне обладают огромным обаянием для всех нас, детей и взрослых, и поныне мы их читаем, слушаем по радио, охотно смотрим фильмы, в том числе и мультфильмы, снятые по мотивам и сюжетам сказок, слушаем оперы, наслаждаемся балетами и другими сказочными спектаклями. Поэтому учащимся 5-6-го классов можно придумывать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроках технологии. Например, сложно запомнить первичную обработку хлопка или льна, но с помощью сказки она легко усваивается. Или правила безопасности – дети обычно не понимают важности их усвоения, но если в сказке ее герой попадает в сложные различные ситуации и спасти его может знание этих правил, то ученик надолго их запомнит.
Отношение учеников к такому заданию очень разное. Встречаются классы, где все сочиняют сказки с удовольствием, а есть такие, где готовое задание приносят 1-2 человека. В этом случае нельзя настаивать на выполнении работы, а значит, у этих детей практический склад ума и им легче просто выучить материал. Все написанные сказки зачитывают на уроке: вместе их обсуждают, разбирают ситуации и часто после этого принесут свои сказки – сочинения и другие ученики.
Иногда
школьницы за основу своей истории могут
брать какую-либо известную сказку или
мультфильм, слегка изменяя ее сюжет и
образы героев, но чаще они создают свои
сказки. Бывают очень интересные сказки,
но без необходимых правил, понятий, определений,
изучаемых на уроках. Пользы от такой работы
для закрепления знаний немного, поэтому
предлагается либо дополнить сказку, либо
не выставлять отметку в журнал. Однако
то, что ребенок окунулся в сказку, попытался
что-то сам придумать и рассказать другим,
ощутил волшебное чувство веры в свои
силы, в возможность совершить невозможное
- все это стимулирует его умственную деятельность,
развивает интерес к предмету, воображение,
наблюдательность, способствует формированию
интеллекта.
4. Также
на уроках технологии очень
часто применяются карточки (Приложение
1,2). Их можно многократно
Для проведения обобщающего устного повторения эффективен фронтальный опрос с использованием карточек, содержащих вопросы различной степени сложности. Каждый ученик может получить три карточки с цветными уголками. Правильные ответы на карточке с синими уголками оценивается тремя баллами, с зелеными – четырьмя, с красными – пятью. Учащиеся этого не знают. Это дает учителю наглядное представление о степени усвоения ими учебного материала. (Приложение 1).
Занимательные виды проверки знаний и умений, к которым относятся различные дидактические игры, конечно, не заменяют традиционных способов контроля и оценки усвоения учащимися программного материала. Но игровой подход вносит в учебный процесс дух поиска, творчества, соревнования, стимулирующие познавательную активность учащихся. Причем масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. При подведении итогов обязательно поощряю всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний. Одновременно отмечаю наиболее старательных, стремлюсь к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей – соперников.
2.2. Разработка дидактической игры-урока.
Дидактические
игры могут решать разные
В данной главе я представляю план своей дидактической игры, которая может проводиться на уроках технологии или во внеурочное время, по направлению «Технология. Обслуживающий труд»:
Цель: способствовать формированию умений применять знания по разделам программы обслуживающего труда в игровой ситуации; развитию у учащихся быстроты мышления. Научить учащихся кратким, четким и ясным формулировкам своих ответов.
Организационный момент игры.
Вступление.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы попробовать силы в роли молодых хозяек. Хозяйка – это женщина, хорошо ведущая домашнее хозяйство. Она должна владеть знаниями, умениями и навыками повара-кулинара, экономиста, швеи, прачки, модельера, дизайнера. Умение хорошо вести хозяйство домашнее – это искусство.
Каждая хозяйка хочет быть красивой и привлекательной. Это не только естественно, но и закономерно. Мы говорим о том, что внешний вид во многом определяется внутренним миром человека. Внешний вид, оказывает влияние, воздействие на чувства, настроение, самоанализ и даже характер.
Думаю, что никто не будет со мной спорить, что одеваться будет в разнообразную одежду тот, кто сам умеет шить. Сейчас и мода фирменной одежде предпочитает ту, которая сшита по индивидуальному заказу. Если иметь немного вещей, но достаточно современных, можно не испытать трудностей в любых жизненных ситуациях. Надо только, что бы это немногое было в порядке: выстирано, проутюжено, пришиты недостающие пуговицы. Премудростей тут особых нет, нужно просто этому научиться. Но где этому обучают, как не на уроках технологии.
Сегодня мы с вами вспомним всё что изучили и чему научились на предыдущих уроках. Узнаем, хорошо ли освоили, то что нужно будущей хозяюшке.
Первый конкурс „Визитная карточка“. (Представление одной из команд).
Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Таня, Яна и Лариса
Выступать пришли сюда.
Таня вяжет, шьёт и кроет,
Яна повар на все сто,
А Лариса всё умеет,
Вы увидите ещё.
Провожали нас
всем классом
Дали нам такой наказ
“Вы девчонки не робейте
Победите в этот раз„
- Минуточку!
А что это мы так
Ой, пришли, пришли сударушки
Всем уменье показать.
Поддержи жюри зазнобушек
Когда будем выступать.
Сударушка Лара, Яна
Сударушка и Татьяна
Так нашу команду называй,
Сударушка Лара, Яна
Сударушка и Татьяна
Всё умеют, даже не гадай.
Мы приветствуем участниц,
Кого конкурс здесь собрал.
Пожелаем всем удачи
Получайте высший балл.
Сударушка Лара,
Яна
Сударушка и Татьяна
Будут свою школу с честью защищать.
Сударушка Лара, Яна
Сударушка и Татьяна
Просим зал нас поддержать.
– Девчата, а как сомнения зрителей и жюри рассеять.
– Ну, что толку говорить, нужно их в этом убедить.
– Точно, а для этого, нужно наши подарки подарить.
– (Вместе) Подарки наши не простые, они сделаны руками золотыми.
– Разрешите, уважаемое жюри, вручить Вам, медали и удостоверения с инструкцией, по ношению медали. (Вручают медали и удостоверения)
– Вы все знаете, что жаворонки весну закликают.
– А мы своими печеными жаворонками зрителей созываем. (Выносят поднос с печеными жаворонками).
– Ой, вы, жаворонки, жаворонки
– Вы летите, летите
– Много зрителей в зал приводите
– Приди к нам зритель с радостью
– С великой к нам милостью
– С искренней доброжелательностью
– Со счастливой улыбкою
– И с бурными аплодисментами. (Раздают жаворонков зрителям).
Эх, яблочки,
да сбоку красные
Все девчата в команде прекрасные.
Эх, яблочки, куда мы катимся
Не подумайте, что мы просто хвалимся.
Эх, яблочки, вы румяные
Мы девчоночки музыкальные
Эх, яблочки, в листве катаются
И сударушки с вами прощаются.
Второй конкурс „Ручные стежки строчки“. Каждой команде предлагается чистый лист бумаги. Написать на нем все известные ручные стежки и строчки (одно очко за каждую правильно названную строчку).
Из предложенных образцов выбрать одной команде подшивочную, другой обметочную строчку и выполнить их (3 очка).
Информация о работе Использование дидактических игр на уроках технологии