Использование дидактических игр на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по технологии.
Предмет исследования: использование дидактической игры на уроках технологии.
Цель исследования - разработка методики использования дидактической игры в образовательном процессе по технологии

Содержание

Введение……………………………………………………..………..………..3
Глава1. Игровые технологии
1.1. Теоретические основы игровых технологий…..................................…6
1.2. Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии……………………………………………..……………….13
1.3. Виды дидактических игр……………………………………..….….…17
Вывод к главе 1.
Глава 2. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках технологии
2.1. Методика построения уроков технологии с использованием дидактических игр………………………………..……………....…….…..…25
2.2. Разработка дидактической игры-урока………………………………32
Вывод к главе 2.
Заключение ……………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………….………….……..…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАЙМУХАМЕТОВА Н.А..docx

— 1,008.18 Кб (Скачать файл)

Третий конкурс „Машинные швы“.

1. Назвать предложенные образцы  машинных швов и рассказать, как  изготовляется окантовочный шов  первой команде и настрочной  с закрытым срезом второй команде (11 очков).

Четвёртый конкурс „Моем, чистим, утюжим“.

Ответы на задания для первой команды: нельзя стирать, стирать осторожно при температуре воды не выше 60 градусов, использовать только определенные растворители, утюжить осторожно при температуре не выше 120 градусов.

Ответы на задания для второй команды: стирать осторожно при температуре воды не выше 40 градусов, можно применять все известные растворители, нельзя подвергать химчистке, утюжить осторожно при температуре не выше 160 градусов.

(Пять очков за верный  ответ и на бал меньше, за  каждый верно названный символ)

 

 

 

Пятый конкурс. „Из истории моды“.

Перед каждой командой лежат карточки с названием изделий. Отобрать из них карточки с изделиями, получившими своё название в честь фамилии людей, которые ввели в моду.

1. Жакет-кардиган. 2. Макинтош. 3. Реглан. 4. Дерби. 5. Ришелье. 6. Панталоны. 7. Нородолк. 8. Годе. 9. Кокилье. 10. Саодари. Твиччи. (три  очка за верный ответ).

Краткая информация для жюри.

1. Длинный, чаще прямой жакет  без воротника и лацканов.

(Девятнадцатый век, лорд Кардиган).

2. Не промокаемый плащ. (Шотландский  химик Чарлз Макинтош).

3. Изделие со своеобразным кроем  рукавов. (Впервые для барона Реглана, чтобы скрыть поврежденное в  бою плечо).

4. Шляпа для Английского лорда  Дерби страстного поклонника  скаковых лошадей.

5. Воротник в честь кардинала  Ришелье.

6. Панталон - имя из персонажей  итальянской комедии масок. Прямые  короткие штаны.

7. Охотничья куртка в честь  лорда Нородаки.

Остальные карточки 8,9,10,11 ложные.

Шестой конкурс „Конкурс капитанов“.

Из набора букв составить слова имеющие отношение к изготовлению одежды

Н, И, З, Л, И, Е, С, Р. , Д, Т, А, Ь, Я, Б, Е.

Ответы: линия, берет, низ, изделие, нить, срез, деталь, талия, бедра, бязь, бант, бретель, бельё, середина. (Одно очко за правильный ответ. )

Седьмой конкурс „Прежде чем одеть“.

Каждой команде предлагается карточка, где перечислены операции по изготовлению изделия. Расположить эти операции в нужной последовательности.

Задание для первой команды

  1. Снятие мерок.
  2. Раскладка выкроек.
  3. Декатирование.
  4. Изготовление выкройки.
  5. Настил ткани
  6. Обмеловка.
  7. Раскрой.

(Верная последовательность 1, 4, 3, 5, 2, 6, 7).

Задание для второй команды.

  1. Сметывание деталей.
  2. Первая примерка.
  3. Исправление недочетов.
  4. Обработка вытачек.
  5. Обработка средних швов.
  6. Обработка плечевых и боковых швов.
  7. Обработка низа изделия.

Верная последовательность 1,2,3,5,4,6,7. (3 очка за правильный ответ).

Восьмой конкурс „Конкурс модельеров“.

Используя шаблон одношовного рукава, смоделировать одной команде рукав с завышенным и присборенным окатом (грибок), другой - рукав крылышко.

(пять очков за верное исполнение).

Можно задания заменить. Например: смоделировать изделие по описанию, смоделировать изделие по эскизу, разработать фасон модели по предложенной ткани.

Девятый конкурс „Конкурс болельщиков“.

На поставленный вопрос тот болельщик, который первым поднял руку. За каждый правильный ответ по одному очку команде болельщиков.

Вопросы болельщикам:

1. Монекенщица, ставшая первой демонстрировать  мини-юбки в конце 60-х.

2. Родина моды.

3. Кто открыл дорогу моде в  Россию?

4. Родина джинсов.

5. Какой царь повелел „Бороды  сбрить”.

6. Кто первым придумал вязать  на спицах?

7. Исконно русская мужская рубаха  с застежкой, которая располагается  асимметрично.

8. Цельнокроенный рукав, заимствованный  из национального японского, длинного, живописного халата.

9. Фабрикант, сшивший первым джинсы  и создавший свою знаменитую  фирму.

10. Блузка на бретелях.

11. Головной убор, соединённый с  одеждой. Он составляет с ней  единое целое даже в том  случае, когда делается съёмным. Может использоваться в чисто  утилитарной роли (для защиты  от ветра, холода, дождя) и в декоративных  целях. В тех случаях, когда его  декоративная роль подвергается  сомнению, его делают на молнии  или пуговицах, чтобы можно было  отстегнуть от ворота и убрать. Современная мода предлагает  использование его в нарядной  одежде.

12. Верхняя отрезная часть полочки, спинки, юбки, брюк.

Правильные ответы.

1. Твигги. 2. Франция. 3. Пётр Первый. 4. Америка. 5. Пётр Первый.                   6. Кочевники Бедуины. 7. Косоворотка. 8. Кимоно. 9. Леви Страус. 10. Топ. 11. Капюшон. 12. Кокетка.

Итоги конкурса.

По результатам конкурса учитель объявляет команду победительницу, проведя беседу.

Можно ли научиться грамотно и со вкусом одеваться, изготовляя для себя изделия соответствующие моде? На такой вопрос можно ответить с уверенностью. Научиться можно. Но каким образом?

Во-первых: искренне хотеть.

Во-вторых: накапливать узкоспециальные знания и совсем, казалось бы, далёкие от кройки и шитья - ведь эрудиция и кругозор ни одной специальности не мешает.

В третьих - к знаниям подходить творчески: сравнивать, отбирать, соединять.

В четвёртых – много работать, не падая духом. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

 

 

 

 

 

 

 Вывод к Главе 2:

 

Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Дидактическая игра, познавательные и занимательные материалы оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. В результате систематического их использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение. При помощи умело построенной игры можно добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед системой современного российского образования, в числе приоритетных необходимо назвать задачу развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

Целью настоящего исследования разработка методики использования дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии.

Для реализации цели были последовательно решены три задачи. Согласно первой из них, в работе были рассмотрены теоретические основы игровых технологий, дидактических игр, многообразие их классификаций. Был сделан вывод о том, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Применение игровых методов на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями игры. В связи с этим применение различных видов игр (сюжетно-ролевых, предметных, интеллектуальных, словесных, упражняющих и т.д.) в виде игровых моментов, игровых приемов и игровых форм в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным.

Согласно второй задаче, в работе были представлены методические рекомендации включения дидактических игр в уроки технологии, а также приведены примеры данных игр, относящихся к различным подвидам.

Согласно третьей задаче работы, была разработана соревновательная дидактическая игра, с одной стороны способствующая формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, инициативы, с другой стороны решающая определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного материала, формирование учебных умений и навыков

Использование развивающих дидактических игр и занимательного материала на уроках технологии способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в:

а) разработке научно обоснованного содержания методики 
дидактических игр, которые способствуют активизации 
познавательной деятельности учащихся средних общеобразовательных школ 
и повышают интерес и интеллектуальный уровень обучающихся;

б) полученные результаты могут быть использованы в разработке 
учебно-методической литературе по технологии трудового обучения;

г) разработанные научно-методические рекомендации помогают учителю-методисту технологии проводить уроки, консультации, внеклассную работу и экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Атутов П.П., Поляков В.А. и др. Дидактика технологического образования. – М.; Просвещение, 1998 – 267 с.
  2. Арефьев И.П. Занимательная технология. Пособие для учащихся. В двух частях. Ч. 1. (Д) – Шуя, 2000. – 172 с.: с илл.
  3. Вечерский В.Т. Школьная игротека. Пособиедля учителей труда и руководителей кружков. М.; Просвещение, 1972. – 176 с., с илл.
  4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. //Вопросы психологии. 1966 - №6. -с. 62-76
  5. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.,1988,с.6-12.
  6. Зайцев В.Н. Практическая дидактика //Школьные технологии. М.; Просвещение, 1999 – 350 с.
  7. Зверева, Маскаева и др. Введение в дидактику // Дидактика для учителя. М.; Просвещение, 1975 – 289 с., с илл.
  8. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В. Занятия по трудовому обучению в 5 классе: Книга для учителя. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.: илл.
  9. Карнаухов С.И. «Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественного конструирования». М.; Просвещение,2005 – 560 с., с илл.
    1. Макаренко А. С. Сочинения в 4 томах;   М., 1957, т. IV
  1. Майорова А.А. , Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. М.; Просвещение, 1990 – 89 с.
  2. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению. М.; Просвещение, 1987 – 670 с.
  3. Методика обучения технологии.Книга для учителя. Под ред. В.Д. Симоненко – Изд-во Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология». Брянск – Ишим, 1998. – 296 с.
  4. Муравьёв Е.М. Методическая подготовка учителей технологии и предпринимательства. Монография. Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск: Изд-во БГУ, 2002. – 214 с.
  5. Омельяненко и др. Дидактика: // Задания и педогагические ситуации. Пособие для учителя. М.; Просвещение, 1996 – 115 с.
  6. Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. Пособие для учащихся – М.; Просвещение, 1991 – 95 с.
  7. Трудовое обучение. Пробное учебное пособие 7 класс средней школы / А.Н. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др.; Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. – М.; Просвещение, 1990. – 207 с.: с илл.
  8. Ханус С. Секреты кроя и шитья. Перевод с польского. – М.; Лёгкая индустрия, 1978 – 312 с., с илл.

 

 

Приложение 1

Карточки  для проверочной работы по технологии на тему:

«Работа с пищевыми продуктами»

 

Карточка 1

 

Санитарно – гигиенические требования и правила безопасности труда

 

Слева отметить буквой С – санитарно – гигиенические требования,

                                         Т – техника безопасности труда

 

......................Руки мыть  с мылом.

……………..Перед включением электроприбора проверить исправность электрошнура.

……………..Надеть фартук, косынку.

……………..Включать и выключать электроприборы сухими руками.

……………..Закатать рукава одежды.

 

 

Карточка 2

 

Правила ухода за посудой

 

Отметить цифрами последовательность операций по уходу за посудой

 

…………….. Вымыть посуду

…………….. столовую

…………….. кухонную

…………….. чайную

…………….. Ополоснуть посуду горячей водой

…………….. Очистить посуду от остатков пищи

…………….. Поставить на сушку.

 

 

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках технологии