Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней - это преимущественно приобщение к нетленным культурным ценностям и, таким образом, роль математики в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна.
Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.
С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). [1]
Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
1 глава. Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников……………………………………....5
1.1 Характеристика понятия "Формирование элементарных математических представлений"………………………………………...5
1.2 Программные требования к методике преподавания математики детям дошкольного возраста в современных ДОУ…………………………..10
2 глава. Влияние игры на формирование элементарных математических представлений……………………………….…20
2.1 Использование дидактических игр и упражнений по формированию математических представлений ………………………………..…….22
2.2 Сюжетно-ролевые игры в математике…………………………….……26
2.3 Занимательные вопросы и задачи-шутки на занятиях математикой………………………………………………………...….29
Заключение…………………………………………………………………...…33
Литература……………………………………………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д.[13]

Для того чтобы ребенок мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную ситуацию, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное педагогом ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Математическое содержание включается в сказки как необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. (Например нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т.д.)

Далее, математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверушками-путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота. В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты.

Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками.

Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).

Большунова Н.Я. подчеркивает, что сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действия, активными участниками которого являются прежде всего дети [2]

Благодаря сюжетно-ролевым играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Изначально их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у дошкольников пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В игре ребенок получает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. [17]

 

2.3 Занимательные вопросы  и задачи-шутки на занятиях по математике.

На занятиях по математике дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проблем: практическими (действия в подборе, перекладывании) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата). В ходе поиска дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения. Занимательные задачи с математическим смыслом побуждают детей дошкольного возраста применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают детей к активной умственной деятельности.

 Задачи-шутки - занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их необходимо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Задачи-шутки для детей 6-7 лет:

-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

-У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

-Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

-Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть.)

-На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)

-Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)

-Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

Логические концовки.

-Если два больше одного, то один... (меньше двух).

-Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа ... (вышел позже Саши).

-Если река глубже ручейка, то ручеек ... (мельче реки).

-Если правая рука справа, то левая ... (слева).

-Если стол выше стула, то стул ... (ниже стола).

 Загадки занимательные.

 Загадки имеют большое значение при развитии мышления, воображения дошкольников. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.

-12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

-Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)

-Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)

-Четыре ноги, а ходить не может. (стол)

-Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)

-Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)

-На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)

-Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)

Задачи в стихотворной форме.

- Ежик по лесу шел.                                                                                                                              на обед грибы нашел:                                                                                                                                        два под березой,                                                                                                                                              один у осины.                                                                                                                                      Сколько их будет в плетеной корзине?

-  Под кустом у реки                                                                                                                                     жили майские жуки.                                                                                                                              Дочка, сын, отец и мать.                                                                                                                              Кто их может сосчитать?

-Подарил утятам ежик                                                                                                                                восемь кожаных сапожек                                                                                                                                            Кто ответит из ребят,                                                                                                                                      сколько было всех утят?

Стихи-шутки:

Плачет Ира, не унять,                                                                                                                                      очень грустно Ире:                                                                                                                                    стульев было ровно пять,                                                                                                                                               а теперь четыре.                                                                                                                                        Начал младший брат считать:                                                                                                                           «Раз, два, три, четыре, пять.»                                                                                                                        «Не реви!»,- сказал малыш, -                                                                                                                 «Ведь на пятом ты сидишь!»

Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать считалки. Например:

Девять, восемь, семь, шесть,                                                                                         Пять, четыре, три, два, один,                                                                                                      В прятки мы играть хотим.                                                                                                       Надо только нам узнать,                                                                                                         Кто из нас пойдет искать.

Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. Помогут пословицы и при изучении временных представлений.

- Декабрь год кончает, зиму начинает.

- Семеро одного не ждут.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

Во время занятий по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.[10]

Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Они и сами не замечают, как в  игре осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.

 

 

 

Заключение

Дошкольное детство- это короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Регулярное использование на занятиях по математике системы игровых заданий и упражнений, нацеленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.

"Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!"

Информация о работе Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников