Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней - это преимущественно приобщение к нетленным культурным ценностям и, таким образом, роль математики в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна.
Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.
С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). [1]
Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
1 глава. Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников……………………………………....5
1.1 Характеристика понятия "Формирование элементарных математических представлений"………………………………………...5
1.2 Программные требования к методике преподавания математики детям дошкольного возраста в современных ДОУ…………………………..10
2 глава. Влияние игры на формирование элементарных математических представлений……………………………….…20
2.1 Использование дидактических игр и упражнений по формированию математических представлений ………………………………..…….22
2.2 Сюжетно-ролевые игры в математике…………………………….……26
2.3 Занимательные вопросы и задачи-шутки на занятиях математикой………………………………………………………...….29
Заключение…………………………………………………………………...…33
Литература……………………………………………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

 

 

 

 

 

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Научный руководитель:                                                                                                                                                          кандидат психологических наук,                                                                                 

доцент                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….……….3        

1 глава.  Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников……………………………………....5

1.1 Характеристика понятия "Формирование элементарных математических представлений"………………………………………...5

1.2  Программные требования к методике преподавания математики детям дошкольного возраста в современных ДОУ…………………………..10

2  глава.  Влияние игры на формирование элементарных математических представлений……………………………….…20

2.1 Использование дидактических игр и упражнений по формированию математических представлений ………………………………..…….22

2.2 Сюжетно-ролевые игры в математике…………………………….……26

2.3 Занимательные вопросы и задачи-шутки на занятиях математикой………………………………………………………...….29

Заключение…………………………………………………………………...…33

Литература……………………………………………………………………....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

 
В.А. Сухомлинский

 

ВВЕДЕНИЕ

Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней - это преимущественно приобщение к нетленным культурным ценностям и, таким образом, роль математики в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна.

Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). [1]

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте  мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.

Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Применяется занимательный материал для того, чтобы активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

В повседневной жизни, в быту , в играх ребенок рано начинает встречаться с ситуациями, требующими применения математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как "много", "мало", "больше", "меньше", "поровну", умения определить и выбрать количество предметов во множестве. Сперва с помощью взрослых, далее самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Итак, уже в дошкольном возрасте ребенок знакомится с математикой и овладевает элементарными вычислительными умениями. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В V – вв. вопросы содержания и методов обучения детей арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития стали такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.[13]

На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено:

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников.

 Предмет исследования – игровые приёмы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель работы – изучение актуальности использования игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и исследования ведущих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии по данной проблеме;

2. Дать общую характеристику содержания понятия "формирование элементарных математических представлений";

3. Изучить особенности развития математических представлений у дошкольников при использовании игровых приемов.

 Гипотеза: использование игровых приемов повышает уровень сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

 

1 глава.  Теоретические  основы формирования математических представлений у дошкольников.

1.1 Характеристика понятия "Формирование элементарных математических  представлений" и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников.

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. [14]

Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в итоге формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В процессе систематического обучения математике дети осваивают специальную терминологию: названия чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементы фигур (сторона, вершина, основание) и т. п. [18]

В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию дошкольников и успешной подготовке их к обучению в школе. [11]

Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников прошла долгий путь своего развития, а именно:[15]

 I этап – историческое развитие:

-выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Лай и другие);

-представление классической системы сенсорного воспитания (М.Монтессори, Ф.Фребель);

-влияние методов обучения математике в школе (монографический и вычислительный методы) на становление методики математического развития дошкольников (Л.Волковский);

-математическое развитие детей средствами веселой занимательной математики (вторая половина XVIII-ХIХ в.в.)

II этап – становления методики математического развития дошкольников (с 20-30 г.г. до середины 60 г.);

-определение содержания методов и приёмов работы с детьми-дошкольниками, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей;

-естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и семье, по методу Е.И.Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития;

-разработка разнообразных методов Л.В.Глаголевой при обучении сравнению величин.

-разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений, как основной путь математического развития детей по методике Ф.Н. Блехер.

III этап – научно-обоснованная  дидактическая система формирования  элементарных математических представлений, разработанная А.М. Леушиной (50-60 годы); [7]

-теоретическая и методическая Концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объёма знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет;

-занятия, как ведущая форма организации работы педагога с детьми;

-повседневная жизнь детей – это источник формирования элементарных представлений;

-место и роль игр в формировании математических представлений и развитии личности ребёнка;

-дидактический материал, как одно из средств формирования математических представлений.[15]

Методика формирования элементарных математических представлений в педагогике призвана помочь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.[13]

Предметом исследования методики формирования элементарных математических представлений является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях общественного воспитания.

В теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников входят общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний методика имеет свою собственную теорию, и свои источники:[13]

- научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

- программно-инструктивные документы ("Программа воспитания и обучения в детском саду", методические указания и т.д.);

- методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

- передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.[13]

Исходя из  вышесказанного, необходимо отметить, что методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла долгий путь становления, что способствовало постепенному и глубокому изучению всех вопросов обучения детей математике до школы.

1.2  Программные требования  к методике преподавания математики  детям дошкольного возраста в  современных ДОУ.

На занятиях по математике воспитателями используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике.[8]

Информация о работе Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников