Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:15, курсовая работа
Цель исследования - выявление возможных отклонений в поведении дошкольников и определение влияния игры на предупреждение нарушений в поведении старших дошкольников.
В соответствии с темой, целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучение основных понятий и теоретических основ проблемы предупреждения отклонений в поведении дошкольников через анализ научной и методической литературы.
2. Выявление возможных отклонений в поведении детей дошкольного возраста.
3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ по предупреждению отклонений в поведении дошкольников.
4. Выявление уровня соблюдения детьми старшей группы ДОУ № 59 правил поведения
5. Практически апробировать влияние игры на предупреждение отклонения в поведении старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика видов нарушений поведения в дошкольном возрасте 6
1.2. Современные исследования предупреждения нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 20
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ № 59 25
2.1. Анализ опыта работы воспитателей ДОУ № 59 по использованию игры в предупреждении нарушения поведения старших дошкольников 25
2.2. Диагностика уровня усвоения детьми правил поведения 28
2.3. Разработка и реализация игр, направленных на предупреждение нарушений поведения дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
В процессе изучения источников мы обнаружили, что для обозначения отклоняющегося поведения авторы используют самые разные термины. На основании работ Вайнер М. Э., Мурашовой Е. В., Волковой-Гаспаровой Е, Широковой Г. А., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б., Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М. и др., посвященных неконструктивному поведению, нами была проведена сравнительная характеристика различных типов неконструктивного поведения. Несмотря на различную интерпретацию названий, все типы неконструктивного поведения можно разделить на 6 разновидностей: 1 группа - импульсивное, гиперактивное, дети-«шустрики», дети-«катастрофы»; 2 группа - демонстративное, дети-«капризы»; 3 -группа - протестное; 4 группа - агрессивное; 5 -группа - недисциплинированное, «уход от деятельности»; 6 группа - конформное, дети-«мямликм», дети-«тюфяки», пассивное, застенчивое.
Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в данном возрасте деятельности - игре.
Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Сегодня существует несколько видов игровой терапии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия. Недирективная игровая терапия - это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. По мнению Г.Л. Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1). стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить внутренний источник оценки; 8). обрести веру в себя.
Основные принципы педагога, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка - это естественность, безусловное принятие, понимание.
Директивная игровая терапия - это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.
При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.
Смешанная игровая терапия - это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение педагога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.
В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.
Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.
Экспериментальная работа проводилась с 15.09.2009 по 10.04.2010 года на базе МДОУ № 59 с детьми старшего дошкольного возраста.
Коррекционная работа была разделена на три этапа:
1 этап - Анализ опыта работы ДОУ по предупреждению нарушения поведения у детей;
2 этап - диагностика уровня навыков поведения у детей подготовительной группы;
3 этап - проведение коррекционных игр для развития навыков поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Анализ опыта работы воспитателей ДОУ № 59 по использованию игры в предупреждении нарушения поведения старших дошкольников
Первым этапом нашей экспериментальной части исследования было проведение анализа опыта работы ДОУ по развитию у детей навыков поведения. Этот этап занял период с 15.09.09 по 23.09.09.
Он включал в себя:
- анализ годового плана ДОУ по развитию у детей навыков поведения;
- анализ учебно-воспитательной работы подготовительной к школе группы по развитию у детей навыков поведения;
- анализ поведения детей подготовительной группы.
Цель: проанализировать работу дошкольного образовательного учреждения № 59 по развитию у воспитанников навыков поведения.
Задачи:
1) Проанализировать годовой план ДОУ, побеседовать с заведующей ДОУ
и выяснить, как работает дошкольное учреждение по развитию навыков
поведения у своих воспитанников;
Анализ годового плана ДОУ показал, что работа по развитию у детей навыков поведения ведется на недостаточном уровне. В плане всего одно мероприятие, которое направлено на решение данного вопроса - это выступление воспитателя старшей группы на педагогическом совете на тему «Развитие культуры поведения ребенка в игре». Но вместе с тем в работу ДОУ включены утренники и развлечения, которые предполагают участие детей, а значит и формирование у них представлений о нормах поведения. Из беседы с заведующей выяснили, что работа в этом направлении ведется постоянно, особый акцент сделан на работу воспитателей групп, которые включают детей в различные мероприятия, где дети усваивают культуру поведения (творческие игры, выступления на утренниках, экскурсии и т.д.).
Из беседы с воспитателями выяснили, что они постоянно следят за поведением детей; развитие навыков поведения у детей считают важной задачей; стараются по возможности малоактивных детей включать в коллективные игры, где дети могут раскрыться; организовывают вечерами творческие игры, развлечения; учат с детьми правила поведения и общения.
Проверка планов воспитательной работы показала: воспитателя планируют различные игры (строительные, ролевые), но в недостаточном количестве - за 2 недели с 11.08 по 30.08.09 в плане имеется запись о трех играх: 1 строительная в вечернее время (игры с песком «Построим кукле дом»), 2 сюжетных «Больница», «Поездка за город на автобусе». В основном в планах отражены трудовые поручения, которые дети выполняют по 2-3 человека, свободные игры детей, часто свободное рисование, чтение художественной литературы беседы с детьми. Воспитатели говорят о нехватки времени из-за большой загруженности дефектологическми занятиями, лечением детей, коррекционными мероприятиями. Но на наш взгляд работа по развитию навыков поведения у детей является неотъемлемой частью коррекционной работы.
Работа с родителями по данному направлению нигде не спланирована, ведется фрагментарно, по необходимости, не целенаправленно.
После наблюдения за свободным поведением детей можно сделать следующие выводы: у большинства детей отмечается, что наиболее распространенным является несоблюдение словесной вежливости. Отмечено, что чаще всего соблюдение правил поведения у детей возникает тогда, когда устное общение происходит в отличных от привычных для детей условиях, например, присутствие посторонних лиц. Многим детям не свойственно умение спокойно отстаивать свое мнение. Так же нарушены дружеские взаимоотношения между детьми. В характеристиках детей отмечено, что дети правила поведения усваивают довольно свободно, но порой во время самостоятельной деятельности не соблюдают их.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию навыков поведения в ДОУ проводится эпизодически. Недостаточно спланировано мероприятий, где такая работа велась бы целенаправленно, в системе и всеми участниками воспитательного процесса.
2.2 Диагностика уровня усвоения детьми правил поведения
Констатирующий эксперимент проводился с 30.09.2009 по 20.10.2009 года.
Цель эксперимента: обследование уровня усвоения правил поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- провести обследование усвоения детьми правил поведения, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду;
- определить взаимоотношения детей в группе.
Для исследовательской работы мы взяли детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей от 6,5 до 7 лет. В экспериментальную группу входили Марина А., Никита А., Максим Г., Илья С., Маша К., Таня К., Соня К., Матвей М., Дима М., Алина П., Костя Р., Рита С., Миша Д., Данил Г., Саша Ч., Веня Щ.
На втором этапе констатирующего эксперимента мы детям предлагали задания, целью которых было выявление у детей старшего дошкольного возраста уровня развития навыков поведения.
Показатели: дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим людям, словесная вежливость, самооценка своих поступков, умение спокойно отстаивать свое мнение.
Исходя из показателей, мы определили следующие уровни развития навыков поведения.
Высокий уровень - наблюдаются дружеские взаимоотношения с другими детьми, уважительное отношение к окружающим людям, словесная вежливость самооценка своих поступков, умение спокойно отстаивать свое мнение. (4 балла)
Средний уровень - наблюдаются дружеские взаимоотношения с другими детьми, уважительное отношение к окружающим людям, словесная вежливость самооценка своих поступков, неумение спокойно отстаивать свое мнение. (3 балла)
Низкий уровень - наблюдаются дружеские взаимоотношения с другими детьми, уважительное отношение к окружающим людям, словесная вежливость неадекватная оценка своих поступков, неумение спокойно отстаивать свое мнение. (2 балла)
Очень низкий уровень - отсутствуют дружеские взаимоотношения с другими детьми, отсутствует уважительное отношение к окружающим людям, отсутствует словесная вежливость, неумение спокойно отстаивать свое мнение, неадекватная оценка своих поступков. (1 балл)
При обследовании усвоения детьми правил поведения, мы оценили поступки детей и получили следующие результаты: Марина А., Никита А., Максим Г., Илья С. - 4 б, Маша К., Таня К., Соня К. - 3 б, Матвей М., Дима М., Алина П., Костя Р. - 2 б, Рита С., Миша Д., Данил Г., Саша Ч., Веня Щ. - 1 б.
Таблица 1.
Обследование усвоения детьми правил поведения, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду
№ п/п
|
Требования програм- мы
Список детей |
Дружеские взаимоотношения между детьми |
Уважительное отношение к окружающим людям |
Словесная вежливость |
Самооценка своих поступков |
Умение спокойно отстаивать свое мнение |
Баллы |
1. |
Марина А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
2. |
Никита А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
3. |
Максим Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
4. |
Илья С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
5. |
Маша К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
6. |
Таня К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
7. |
Соня К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
8. |
Матвей М. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
9. |
Дима М. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
10. |
Алина П. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
11. |
Костя Р. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
2 |
12 |
Рита С. |
- |
+ |
- |
- |
- |
1 |
13 |
Миша Д. |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
14 |
Данил Г. |
+ |
- |
- |
- |
- |
1 |
15 |
Саша Ч. |
+ |
- |
- |
- |
- |
1 |
16 |
Веня Щ. |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |