Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:15, курсовая работа
Цель исследования - выявление возможных отклонений в поведении дошкольников и определение влияния игры на предупреждение нарушений в поведении старших дошкольников.
В соответствии с темой, целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучение основных понятий и теоретических основ проблемы предупреждения отклонений в поведении дошкольников через анализ научной и методической литературы.
2. Выявление возможных отклонений в поведении детей дошкольного возраста.
3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ по предупреждению отклонений в поведении дошкольников.
4. Выявление уровня соблюдения детьми старшей группы ДОУ № 59 правил поведения
5. Практически апробировать влияние игры на предупреждение отклонения в поведении старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика видов нарушений поведения в дошкольном возрасте 6
1.2. Современные исследования предупреждения нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 20
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ № 59 25
2.1. Анализ опыта работы воспитателей ДОУ № 59 по использованию игры в предупреждении нарушения поведения старших дошкольников 25
2.2. Диагностика уровня усвоения детьми правил поведения 28
2.3. Разработка и реализация игр, направленных на предупреждение нарушений поведения дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
● «Дочки-матери наоборот»
Играют дочка и мама или папа и сын. Дочка должна занять место мамы, а мама -- место дочери. Постепенно новая дочка становится непослушной. А настоящая дочка должна придумать, как непослушную успокоить. Она может её уговаривать или наказать. Можно помочь ребёнку в принятии решения.
Игры на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка
● "Кто за кем?" (25 мин.)
Цель игры. Снижение возбужденности детей.
Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, "Гавот" А. Ферро или "Инвенция" И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети -- стоят в стороне и смотрят.)
Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
● "Иголка и нитка" (25 мин.)
Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети * * роль нитки. "Иголка" бегает между стульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) -- за ней.
Примечание. Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
● "Скучно, скучно так сидеть" (25 мин.)
Цель игры. Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
Процедура игры. Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей.
Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Примечания:
1. Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок.
2. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если тот занял его раньше.
Игры на формирование доверия и уверенности в себе
● "Гусеница" (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: игра учит доверию.
Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
● "Зайки и слоники" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?... " Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
● "Волшебный стул" (Шевцова И.В.)
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка -- его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" -- он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5--6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игры для тревожных детей
● "Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
● "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.
● "Подарок под елкой"
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
Игры, помогающие преодолеть боязнь темноты
● "Кто притаился в темноте?" (для детей 4-8 лет)
Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).
Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова.) Тому, кто отгадает, присуждаются очки.
● "Кукольные прятки" (для детей 4-6 лет)
В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.
● «Смелый разведчик» (для детей 5-8 лет)
Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследовательской работы
была изучена литература по предупреждению
нарушений поведения детей с помощью игры.
Этой проблемой занимались многие ученые,
такие как А.И.Захаров, Н.В.Костерина, М.А.Панфилова,
А.А.Романов и другие.
Многое в нашей жизни происходит по правилам,
которые сначала бессознательно, а потом
и сознательно усваивает ребенок. Правила
гигиены (нужно чистить зубы, умываться
и т. п.), правила общения (нужно здороваться,
прощаться, смотреть в глаза и отвечать
собеседнику), правила дорожного движения.
Все они, с одной стороны, указывают, что
нужно делать, а с другой - указывают на
то, что данный способ действия является
ценным, хорошим, т. е. правильным. Поэтому
сознательное действие по правилу означает,
что ребенок не только знает, что и как
нужно делать, но и хочет все делать правильно.
Но сначала правила усваиваются бессознательно.
В каждой, даже самой
простой игре есть правила, которые организуют
и регулируют действия ребенка. Эти правила
определенным образом ограничивают спонтанную,
импульсивную активность, ситуативность
поведения.
Особенно важна роль игры в
дошкольном возрасте, когда серьезные
разговоры еще недоступны детям и когда
они еще не могут сами ставить перед собой
цели и сознательно достигать их. Если
правила поведения, которые постоянно
декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются
детьми, то правила игры становятся необходимым
условием интересной совместной деятельности,
просто и естественно входят в жизнь малышей,
становятся регулятором их поведения.
Простые игры содержат
ряд условий, облегчающих детям выполнение
игровых правил.
Во-первых, игры обычно имеют подвижный
характер. Это способствует тому, что необходимость
выполнения правил и сам факт их выполнения
или невыполнения становится для ребенка
очевидным, наглядным. Наглядность таких
правил и их простота (бежать по сигналу,
не переступать нарисованной на земле
черты и т. п.) делают возможным даже для
трехлетнего малыша контроль за их выполнением
- сначала в поведении других, а потом и
в собственном. Постепенно ребенок сам
начинает предъявлять к себе определенные
требования, причем добровольно, без нажима.
Во-вторых, естественному усвоению правил
способствует то, что игровые действия
осуществляются совместно. Подражание
другим детям или взрослому помогает ребенку
относительно быстро освоить требования
игры. И наконец, в-третьих, многие игры
имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает
ребенку управление своим поведением.
Активность воображения дошкольников
обеспечивает естественное принятие игровой
роли и выполнение связанных с ней требований.
В процессе исследовательской работы на базе 59 детского сада выявилось, что работа по формированию навыков поведения проводится эпизодически. Не все дети в достаточной мере знают правила поведения. В процессе коррекционной работы по формированию навыков поведения с помощью игры за детьми проводилось наблюдение, которое доказало положительное влияние игр на поведение детей. Мы считаем, что цель и задачи исследования реализованы, так как видны положительные результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ