Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:15, курсовая работа
Цель исследования - выявление возможных отклонений в поведении дошкольников и определение влияния игры на предупреждение нарушений в поведении старших дошкольников.
В соответствии с темой, целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучение основных понятий и теоретических основ проблемы предупреждения отклонений в поведении дошкольников через анализ научной и методической литературы.
2. Выявление возможных отклонений в поведении детей дошкольного возраста.
3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ по предупреждению отклонений в поведении дошкольников.
4. Выявление уровня соблюдения детьми старшей группы ДОУ № 59 правил поведения
5. Практически апробировать влияние игры на предупреждение отклонения в поведении старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика видов нарушений поведения в дошкольном возрасте 6
1.2. Современные исследования предупреждения нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 20
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ № 59 25
2.1. Анализ опыта работы воспитателей ДОУ № 59 по использованию игры в предупреждении нарушения поведения старших дошкольников 25
2.2. Диагностика уровня усвоения детьми правил поведения 28
2.3. Разработка и реализация игр, направленных на предупреждение нарушений поведения дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Для определения взаимоотношений детей в группе, умения их соблюдать правила поведения в коллективе мы провели социометрический тест.
Метод социометрии был разработан австрийско-американским психологом Д.Л. Морено. Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, связи предпочтения, возникающие в ситуации выбора партнера в той или иной деятельности или ситуации.
С помощью социометрии можно выявить популярность и лидерство, харизматичность, групповой конфликт, интеграторов и аутсайдеров группы. Также этот метод позволяет оценить социально-психологический климат в группе, измерить компетентность в общении, выявить ценностные ориентации группы.
При проведении социометрии участникам гарантируется анонимность, их фамилии шифруются, и результаты предъявляются только в зашифрованном виде.
Методика социометрии была проведена на всех детях подготовительной группы № 9. Группа состояла из 16 человек, опрос был проведен в марте 2010 года. Каждому ребенку показывали картинку с изображением двух домов - красный большой и маленький серый (приложение 1), ребенок должен был выбрать несколько одногруппников в порядке убывания значимости в ответ на следующие вопросы: «В каком из двух домов ты бы хотел жить?» (ребенок, как правило, выбирает красный красивый дом), «С кем из ребят своей группы ты бы хотел жить в красном доме?», «Кого бы ты поселил в серый дом?», «Кто из ребят вообще не жил бы с тобой по соседству?».
На основе полученных в ходе опроса данных была построена таблица с ответами всех детей. (Таблица 2) На основе этой таблицы мы провели качественный и количественный анализ, где были подсчитаны суммы сделанных и полученных выборов, а также суммы взаимных выборов. Социальный индекс рассчитывался как отношение полученных выборов к количеству детей в группе.
№ |
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
Марина А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
2 |
Никита А. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
3 |
Максим Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
4 |
Миша Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
5 |
Маша К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
6 |
Таня К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
7 |
Соня К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
8 |
Матвей М. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
9 |
Дима М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
10 |
Алина П. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- | |||
11 |
Костя Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ | |||
12 |
Рита С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ | |
13 |
Илья С. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ | ||
14 |
Данил Г. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
15 |
Саша Ч |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
16 |
Веня Щ. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Таблица 2.
Затем были выделены три уровня социального статуса в группе: Высокий уровень (социальный индекс 1-0,9); Выше среднего (0,8-0,7); Средний уровень (0,6-0,5); Низкий уровень (< 0,5).
В ходе количественного и качественного анализа результатов выявилось, что среди всех детей Высокий уровень социального статуса имеют 18,7 % детей, Выше среднего 31,3 %, Средний уровень 12,5 %, Низкий 37,5 %. Эти данные представлены наглядно на графике результатов.
Формирующий эксперимент проводился в период с 20.10.09 по 10.04.10. В эксперименте приняли участие Маша К., Таня К., Соня К., Матвей М., Дима М., Алина П., Костя Р., Рита С., Миша Д., Данил Г., Саша Ч., Веня Щ., т.к. показали невысокие результаты обследования навыков поведения.
Цель эксперимента: провести коррекционно-педагогическую работу по развитию навыков поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Игра -- способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра -- это движение, победа, радость, удовольствие. Игра для ребенка -- дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом. Правильно подобранные игры помогают детям преодолеть многие отклонения в поведении, такие как агрессия, гиперактивность, страх, непослушание, нарушения сна и т. д. Вот несколько игр, которые мы использовали в работе с детьми.
Игры для агрессивных детей
● "Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
● "Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998)
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
● "Зайчики" (Бордиер Г. Л. и др., 1993)
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий -- силу, темп, резкость -- и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". Кроме упражнения "Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе "Как играть с тревожными детьми". "Я вижу..." ( Карпова Е.8., Лютова Е.К.. 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
● "Жужа" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.
● "Головомяч" (Фопель К., 1998)
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4--5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
● "Дракон" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник -- "голова", последний -- "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
● "Глаза в глаза" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
"Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
● "Маленькое привидение" (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем педагог хлопает в ладоши: "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!"
Игры для гиперактивных детей
● "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
● "Разговор с руками" (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки -- нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина
● "Говори!" (Лютово Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"
● "Кричалки--шепталки--молчалки" (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это -- сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь -- "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь -- "шепталка" -- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" -- синяя ладонь -- дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
Игры для детей, имеющих проблемы со сном
● «Волшебник сна»
Можно сделать вместе с ребенком волшебную палочку. При свете ночника этой палочкой ребенок касается всех предметов в комнате и говорит: «Вот и комод заснул...». После того как все предметы «заснули» , «волшебник» сам ложится в кровать и прикасается к себе волшебной палочкой и говорит: «И я буду спать». Выключается свет. Игра закончена.