Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 06:39, курсовая работа
Актуальность. Одной из важнейших задач школы является подготовка учащихся к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей самореализации своих сил и способностей.
В структуре свободного времени детей, особенно школьников младшего и среднего возраста, большое внимание уделяется игровой деятельности, содержанием которой является эмоционально – нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, и в том числе и к самому себе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
1.1. Сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории ………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
2.1. Виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся……………………………………………………………………….19
2.2. Фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..36
В свою очередь Л.П. Борзова, исследуя мотивы участия школьников в играх на уроках истории, отмечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы.
Интерес школьников к учебной деятельности проявляется через эмоциональное проявление познавательной потребности человека, важнейшим мотивом учения. Удовлетворение познавательного интереса способствует восполнению пробелов в знаниях учащихся, ознакомлению и пониманию значимых для него фактов. Удовлетворение интереса к объективному, обладающему устойчивой значимостью как правило, не приводит к угасанию интереса, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновения новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности, таким образом интересы возникают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
В свою очередь, условиями успешного осуществления учебной деятельности является развитие познавательной мотивации. Обучение детей к умению видеть и понимать умственную задачу, использование различных способов, побуждающих к творческому его выполнению, выделению предмета познания – все это способствует повышению познавательной активности ребенка и выступает сильным побудительным мотивом учебной деятельности (13, С.68).
Как показывают исследования, для формирования учебно-познавательной мотивации необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы школьники ориентировались не только на сами знания, но и на способ добывания знаний. В этом случае, оценивается не только какие результаты были получены, при этом как учащиеся сами вовлекаются в процесс такого оценивания. (10, С.180).
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что развитие познавательного интереса зависит от личностной позиции школьника.
Поставить же школьника в активную позицию по отношению к усваиваемым знаниям зависит от любопытства и от заинтересованности которая проявляется в стойкой познавательной активности, от них идет побуждение к научной любознательности – в этом и заключается сущность развития познавательного интереса.
Важнейшим показателем наличия и уровня познавательного интереса является мотивируемая им деятельность. В. Г. Денисова в этом отношении выделяет четыре уровня развития познавательного интереса:
- низкий
уровень характеризуется
- средний
уровень познавательного
- высокий
уровень познавательного
- высший уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью.
Таким образом, по итогам нашей работы мы определили, что развитие познавательного интереса проходит по следующему этапу:
1. Формирование познавательного интереса на начальной ступени, который бывает двух типов:
- Ситуативный
интерес, побуждаемый
- Устойчивый интереса, который обусловлен внутренней мотивацией и не зависит от подкрепления.
2. Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, который выражен направленностью на определенную предметную область (средний этап). На данном этапе познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов, взаимодействует с ними. В рамках нашего исследования дальнейшее развитие познавательного интереса мы видим в проведении разных форм игры, поскольку как показывают исследования, в частности по Л.С. Выгодскому, учащемуся по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.
Мухина В.С. к основным же тенденциям развития познавательного интереса детей относит следующие:
- от интереса, связанного с внешними
стимулами, к интересу
- от интереса, нерасчлененного,
подчас диффузного («сам не знаю,
что нравится. Нравится все») к
интересу все более
- от интереса, подтвержденного частой смене ситуаций, случайным влияниям, к интересу все более устойчивому, постоянному;
- от интереса поверхностного
– к интересу с глубокой
теоретической основой,
В результате всего этого можно сформулировать, что познавательный интерес развивается по уровням, характеризующиеся различной степенью самостоятельности и заключается в отношении к усваиваемым знаниям, которая зависит от мотивации самого учащегося, проявляющаяся в учебно-познавательной деятельности.
1.2 . Особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории
Как мы уже отметили, активизация и развитие познавательной деятельности учащихся остается одной из вечных проблем педагогики, методики, которому посвящено немало фундаментальных работ и исследований. В данном параграфе мы попытаемся определить особенности развития познавательного интереса по истории, которая в принципе не отличатся от общепринятых педагогических истин, но в некоторых случаях носит иную особенность. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «не с курьезами науки должно в школе занимать дитя, а напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в ХХ, и в ХХI в. этот вопрос был и остается актуальным и для педагогов, и для учащихся (особенно на уроках истории и обществознания).
Если обратиться к ведущим методистам и специалистам, то в своей статье Ризантдинова Р.И. отмечает, что познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности. На наш взгляд, познавательная активность имеет двойную нагрузку: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует «зону ближайшего развития», т.е. область дальнейшего совершенствования (19, С. 29).
Широкий круг психологических исследований познавательных мотивов, который является важным стимулом развития познавательного интереса позволил сделать вывод, что важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития детей, среди которых можно выявить следующие ее особенности:
- связан с основной фундаментальной деятельностью – с учебной, познавательная деятельность, влияние которой на развитие человека трудно переоценить;
- взаимодействует с такими личностными качествами человека как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств;
- выражает достаточно ясное отношение ребенка к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. По этим проявлениям можно судить не только об уровне интеллектуального развития школьника, но и его перспективах, о зоне ближайшего развития, обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.
Как отметила Молчанова Л.В., в формировании учебной деятельности большое значение имеет познавательная активность, научение школьников умению выделять, понимать и решать умственные задачи (13, С.67). Главный путь формирования познавательных мотивов состоит в овладении учениками способа своей деятельности по добыванию знаний. Соответственно и важными показателями наличия познавательных мотивов у школьников являются:
- умение активно работать с материалом, различным образом преобразовывать его, вычленять способ работы;
- желание возвратиться к
- умение сопоставлять несколько возможных способов получения правильного результата;
- умение ориентироваться на
способ даже в том случае, если
желание более быстро получит
результат отвлекает от
Исходя из вышеизложенного, нужно обратиться к Дубровиной И.В., которая отмечает, что формирование мотивации учебной деятельности осуществляется в ходе учебно-воспитательной работы: организация развивающего обучения на современном уровне требований в большой мере способствует и становлению познавательных мотивов (10, С.308).
Таким образом, можно сказать, что познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, которая протекает под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению проблемы.
Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:
- эмоции и удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной
- чувство успеха.
Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Щукина Г.И. считает, что в познавательном интересе, как и в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов, основные особенности которого выражаются в следующем:
Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника (24, С. 125).
Таким образом, нами выявлены следующие особенности развития познавательного интереса:
- Высокая степень любознательности, интереса;
- Наличие мотивов учения в предпочитаемой предметной области знаний, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой;
- Работа психических процессов: восприятия, наблюдения, эмоциональной и логической памяти, воображения;
- Связана с основной фундаментальной деятельностью – с учебной, познавательной;
- Сформированность учебных, поисковых, исследовательских, ориентировочных умений.
Главной особенностью познавательного интереса в рамках нашего исследования является познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Все выше перечисленные особенности, которые проходят через:
1. Развитие
продуктивных приемов и
2. Развитие активной, поисковой и творческой работы;
3. Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
4. Развитие навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских отношений;
5. Активизирование эмоциональной и логической памяти.
6. Формирование мотивов учения;
Нами составлена таблица соотнесения выявленных особенностей с фрагментами уроков, в котором можно проследить развитие познавательного интереса.
Соотнесение особенностей развития познавательного интереса с содержанием фрагментов уроков по истории в VІ классе (на примере раздела Древняя Русь в X- XІІ веках)
Особенности развития познавательного интереса |
Фрагменты уроков по разделу Древняя Русь в X- XІІ вв. |
-Работа психических процессов: восприятия, наблюдения, эмоциональной и логической памяти, воображения. |
Фрагмент №1 Тема урока: Восточные славяне в ІV –V вв. Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «Восточные славяне в древности». Вид игры: Аналитическая. |
-Наличие мотивов учения, связанных
с расширением знаний (наличие
мотивов которые способствуют
формированию нужных умений и
навыков, позволяющих |
Фрагмент №2 Тема урока: Восточные славяне в ІV –V вв. Цель урока: Формирование познавательной мотивации. Вид игры: Ролевая игра |
-Связь с основной |
Фрагмент №3 Тема урока: Русские князья времен язычества. Цель урока: Закрепить знания учащихся по теме «Первые русские князья». Вид игры: Игра практического соучастия. |
-Сформированность учебных, |
Фрагмент №4 Тема урока: Русские князья времен язычества. Цель урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Русские князья времен язычества». Вид игры: Аналитическая |
-Высокая степень любознательности (расширяются рамки любознательности, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени (вопросы, обращенные в прошлое и будущее), |
Фрагмент №5 Тема урока: Киевская Русь при Ярославе Мудром. Цель урока: Закрепление знаний по теме «Киевская Русь при Ярославе Мудром». Вид игры: Абстрактно-деловая. |
-Работа психических процессов: восприятия, наблюдения, эмоциональной и логической памяти, воображения. |
Фрагмент №6 Тема урока: Культура Киевской Руси ІХ – ХІІ вв. Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся через использование дополнительного материала и поисковую работу самих школьников. Вид игры: Аналитическая игра. |