Использование игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Одной из важнейших задач школы является подготовка учащихся к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей самореализации своих сил и способностей.
В структуре свободного времени детей, особенно школьников младшего и среднего возраста, большое внимание уделяется игровой деятельности, содержанием которой является эмоционально – нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, и в том числе и к самому себе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
1.1. Сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории ………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
2.1. Виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся……………………………………………………………………….19
2.2. Фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Бурнашевой Аэлиты Николаевны.docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ                          РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА  У УЧАЩИХСЯ.

 

2.1. Виды  игр на уроках истории для  развития познавательного интереса  у учащихся.

 

Для того чтобы рассмотреть игру на уроках истории, необходимо определить само понятие историческая игра.

         Теоретический анализ трудов ведущих методистов по истории, таких авторов как Шоган В.В., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Л.П. Борзова Л.П., Козлова И.А., позволяет определить историческую игру как занимательную для субъекта деятельности в условных ситуациях. Поскольку обучение это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков». Отсюда можно сказать, что историческая игра – это условная, занимательная как субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.

        Все это поверхностные определения  и мы решили обратиться к  авторам посвятившие несколько  исследований по данному вопросу. 

        Как утверждает Эльконин Д.Б., игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь (25, С.45).

Как определяет Г.И. Селевко, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (13, С. 155).

Как известно, имеются несколько определений к понятию «игра» в зависимости от дидактических целей урока. При исследовании данной тематики мы выявили наиболее близкие к нашей теме определения.

Согласно Алексеевой Н.М., игра для  детей – это способ познания мира и своего места в нем, а потому, она необходима для развития личности ребенка (1, С.27).

По Борзовой Л.П., игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная  мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. (4, С.23).

Как утверждает Эльконин Д.Б., игра для  детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это  способ исследования и ориентации в  реальном мире, пространстве и времени, вещах животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом  мире – мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь (26, С.45).

Согласно Алексеевой Н.М., игра для  детей – это способ познания мира и своего места в нем, а потому, она необходима для развития личности ребенка (1, С.27).

Понимание сущности исторической игры позволяет  выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

Деятельность, понимаема, как важнейшая форма  проявления жизни человека, его активного  отношения к окружающей действительности; в этой действительности развиваются  психические процессы, формируются  умственные, эмоциональные и волевые  качества личности, ее способности и характер;

Условность, которая понимается, как признак  отражения действительности, указывающий  на нетождественность образа его  объекта. В нашем  случае имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «понарошку».

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Деятельность чтобы быть игрой должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре – не цель, а средство. А занимательность – цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения тренировки различных навыков (23, С. 295).   Исторические игры полнофункциональны. Они очень гармонично объединяют фактический и теоретический материал, обычное восприятие информации и творческую работу, эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставляют активно функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся (6, С.23).

          В настоящее время интерес к игре быстро растет, которая в основном связана по нашему мнению с личностно- ориентированным образованием. Все это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию, и ориентироваться молодым специалистам в них в последнее время становиться сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Рассмотрим  классификацию игр для развития познавательного интереса, предложенную Шоганом В.В.

- Проблемно-развивающие игры.

Проблемно развивающие игры – это основа стимуляции и совершенствования  исторического воображения, исторического  мышления учащихся.

Проблемная  ситуация  в игре строится на противоречии между моделями жизнедеятельности  субъектов истории и актуальным представлением школьников о возможном построении этой модели. Успех в игре сопутствует тем учащимися, у которых наиболее развиты историческое воображение и мышление. Именно проблемно-развивающая игра выступает в качестве практического ранее учащимися опытом мыслительный операций и дает возможность определить уровень подготовки школьников в этом смысле. У методиста по истории Шогана В.В даны следующие виды:

- Игра практического соучастия.

Игра  практического соучастия – это  такие средства исторического образования, с помощью которых создается  эффект непосредственного вхождения  школьников в ситуацию исторического  взаимодействия субъектов истории. Это может быть соучастие во взаимодействии на уровне торговой купеческой сделки или выращивания урожая. Это может быть соучастие в событии, определяющем судьбу сословия, государства, целого народа. Суть действия игрового средства заключена в том, что ученик проигрывает и тем самым овладевает историческим инвариантом поведения того или иного субъекта, запечатленного историей. Если игры практического соучастия будут представлены в качестве системы, то в этом случае возникает возможность овладения школьниками инвариантных моделей поведения субъектов истории – от самых истоков возникновения человеческого общества до наших дней.

- Аналитические  игры.

Это такая  совокупность игровых средств, с  помощью которой осуществляется анализ исторических образов – представлений, созданных монологическими играми.

Важнейшим результатом аналитических игр  является развитие исторического операционного  мышления. Игровые ситуации создаются  таким образом, что учащиеся в  условиях инсайда («мозгового штурма») быстрее вспоминают исторические термины и понятия, активнее и качественнее осуществляют решение сложных исторических проблем.

- Абстрактно-деловая игра.

Важной  особенностью этого типа игры является то, что символическая типовая  роль предлагается ученику не заранее  до урока, а, наоборот, именно без подготовки – в начале урока. Необходимость  ролевой ситуации обычно дает возможность  ученику действовать собранно и  в то же время отходить от условий  текста учебника и жестких рекомендаций учителя. Учащиеся, находясь в широком  диапазоне символической типовой  роли, часто демонстрируют широту эрудиции, историческую смекалку и  воображение, о которых раньше никто не догадывался.

- Ролевые игры.

Ролевые игры – это такая организация  средств исторического образования, задача которых – создание игровых  ситуаций взаимопроникновения индивидуального  «Я» школьника и образа персонифицированного субъекта истории.

Для ролевой  важно не собственно разрешение конфликта  и приведение участников игры к какому- либо историческому суждению. Главное  – это простимулированное конфликтом как можно более точное создание учеником образа исторического деятеля  и общая канва исторического  диалога, с помощью которого осваивается  модель современного поведения.

Так как  наша работа посвящена исследованию познавательного интереса посредством  игры, нужно обратиться к типам игр которые развивают и повышают познавательный интерес у учащихся.

Такую типологию  нам выделяет Семенов Г.И.:

- интерактивные  игры с опосредованным воздействием  на ученика – ребусы, кроссворды;

- интерактивные  игры с опосредованным воздействием  на ученика – сюжетно-ролевые  игры;

- интерактивные  игры – индивидуальные игровые  задания.

Рассмотрев  виды игр можно сделать вывод, историческими  играми для развития познавательного интереса на уроках  истории являются такие игры как, проблемно-развивающие, абстрактно-деловые, ролевые, аналитические игры и игры практического соучастия, поскольку они обеспечивают огромную побудительную силу деятельности ребенка. Во время игр происходят изменения эмоционального состояния, приобретение новых знаний и их преодоление в субъективном плане воспринимается как личный успех, и даже некоторые открытия, в том числе и себя, своих возможностей, что и способствует развитию познавательного интереса.

 

2.2.  Фрагменты уроков с использованием игр для развития   познавательного   интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)

 

На основе учета особенностей развития познавательного интереса нами разработан цикл уроков  исторические игры «Путешествие по Древней Руси» по разделу «Древняя Русь» для развития познавательного интереса у учащихся 6-х классов.

 

Фрагмент № 1.

УМК: учебник Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.

Тема урока: Восточные славяне в ІV –V вв.

Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме «Восточные славяне в древности».

Этап урока: Закрепление изученного материала.

Вид игры: Аналитическая игра.

Цель игры: Способствовать развитию познавательного интереса у учащихся 6 – го класса.

Оборудование: карты «Византийская  империя и славяне в VІ –  ХІ вв.», «Расселение восточных славян», шесть листов ватмана формата  А1, цветные фломастеры.

Учитывается: Работа психических процессов: восприятия, наблюдения,  эмоциональной и логической памяти,  воображения.

1 этап Подготовка к игре. Учитель  сообщает о предстоящей игре  и разъясняет правила игры.

2 этап основной этап. Игра «Восточные  славяне в древности».

Название игры: «Познай-ка».

Содержание игры:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Класс делится на 4 группы. После  этого дается им задания: 1 группа

1. Указать места расселения восточнославянских  союзов племен.

2. Придумать их символы (тотемы), исходя из названий племен.

2 группа

1. Воспроизвести таблицу «Восточные  славяне в древности».

2. Придумать символы экономики,  культуры, политики, общественных отношений.

3 группа

1. Рассказать о соседях восточных  славян, их занятиях, местах обитания, религии, отношениях с восточными  славянами. 

2.  Придумать символы (тотемы) этих племен.

4 группа

1. Воспроизвести таблицу «Тюрки  и византийцы – соседи восточных  славян».

2. Придумать символы этих народов.

Дается 15 минут на работу в группах.

Затем оценивает работы учащихся.

Итоги презентации подводятся по следующим  направлениям:

1. точность изложения материала;

2. аккуратность;

3. наглядность;

4. устное представление;

5. ответы на вопросы. 

Победителей награждают, например, книгами  на исторические темы.

Класс делится на 4 группы, выполняют  задание учителя. Должны как можно  лучше и краше сделать презентации  на ватманах. Выступает капитан. Набирают баллы. Победители получают призы. Проигравших  быть не должно. Все получают номинации.


 

Ожидаемый результат: ребята используют полученные знания и применяют их на уроке, поскольку за каждое задание  получают баллы от 1 до 5. Коллективная творческая деятельность, при которой происходит развитие любознательность учащихся к истории и навыков к реконструкции прошлого на примере восточнославянских племен и их соседей.

 

Фрагмент №2.

УМК: Учебник Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.

Тема урока: Восточные славяне  в ІV –V вв.

Цель урока: Формирование познавательной мотивации.

Этап урока: Закрепление пройденного  материала.

Вид игры: Ролевая игра.

Цель игры: Развитие познавательного  интереса учащихся 6-го класса.

Информация о работе Использование игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся