Использование игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Одной из важнейших задач школы является подготовка учащихся к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей самореализации своих сил и способностей.
В структуре свободного времени детей, особенно школьников младшего и среднего возраста, большое внимание уделяется игровой деятельности, содержанием которой является эмоционально – нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, и в том числе и к самому себе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
1.1. Сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории ………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
2.1. Виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся……………………………………………………………………….19
2.2. Фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Бурнашевой Аэлиты Николаевны.docx

— 71.48 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования Республика Саха (Якутия)

ГУО «Якутский  педагогический колледж №1 им.С.Ф.Гоголева»

Историко-филологическое отделение

Специальность 050401 «История»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Методика преподавания истории

на тему: Использование  игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» VІ класс.)

 

 

 

 

Допущена к защите                                                 Выполнила: Бурнашева                                                                                                    

«__»_____________2010                                        Аэлита Николаевна

Научный руководитель:______                              студентка 2 курса ИФО

Заведующий  отделением:______                            Научный руководитель:

Федорова  Татьяна Павловна.                                 Васильева Н.Д.

 

 

 

Якутск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА  1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

1.1. Сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории……………………………………………………………………………6

1.2.  Особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории ………………………………………………………………………….12

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА  У УЧАЩИХСЯ (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)

2.1. Виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся……………………………………………………………………….19

2.2. Фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………...34

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Актуальность. Одной из важнейших задач школы является подготовка учащихся к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей самореализации своих сил и способностей.

В структуре свободного времени детей, особенно школьников младшего и среднего возраста, большое внимание уделяется игровой деятельности, содержанием которой является эмоционально – нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, и в том числе и к самому себе.

В шестом классе учащиеся знакомятся с Историей России с древнейших времен до конца ХVІ века. Задачей учителя является пробудить интерес, который бы способствовал развитию познавательного интереса на уроках истории. Для того чтобы уроки истории стали интересными для детей и способствовали развитию их познавательного интереса большие возможности имеет использование игр на уроках истории. Ведь игра представляется ребенку естественной формой жизнедеятельности и является способом самореализации его сил и способностей.

Актуальность использования игр на уроках истории особенно в среднем звене в настоящее время заключается в том что, с каждым годом усложняется школьная программа, неправильная организация и ненормирование интеллектуальных нагрузок ведут к переутомлению учащихся (8, С.20).  Исторические игры помогают снять нагрузки и лучше усваивать материал, но и способствуют углублению представлений по различным вопросам, полученных в ходе учебы, обогащают новыми знаниями (8, С.20). 

Таким образом, перед нами стоит проблема: какие  игры можно использовать для развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории?

Для решения этой проблемы необходимо учесть особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории. Этим и обосновывается выбор нашей темы: « Использование игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории интереса (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)

Объект исследования: развитие познавательного интереса у учащихся на уроках истории

Предмет исследования: виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся.

Цель  исследования: разработка фрагментов уроков с использованием  игр  для развития познавательного интереса на уроках истории (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)

Гипотеза: разработка фрагментов уроков с использованием исторических игр для развития познавательного интереса возможна, если учесть их особенности.

Задачи:

1. Раскрыть сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории.

2. Рассмотреть виды исторических игр для развития познавательного интереса на уроках истории

3. Охарактеризовать особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории

4. Разработать фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)

Методы  исследования:

Теоретические:

- Анализ  научно – методической литературы;

- Анализ  игр по истории для развития  познавательного интереса;

- Анализ  психолого-педагогической литературы.

Эмпирические:

- Изучение  психолого-педагогической литературы;

- Изучение  педагогического опыта по организации  и проведению игр.

Практическая  значимость: результаты данной работы могут быть использованы студентами специальности «История» на практике во время пробных уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

 

    1.  Сущность развития познавательного интереса у учащихся на     уроках истории.

 

Прежде  тем как определить сущность развития познавательного интереса, необходимо определить понятие познание и интерес.

Педагогический  энциклопедический словарь определяет интерес как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на сознание целей деятельности и тем самым  способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному  отражению познавательной деятельности (17, С. 203).

     Познание выступает как творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

     По определению А.А. Никольской  познавательный интерес – это  особая избирательная направленность  личности на познание и имеет  избирательный характер, выраженный  в той или иной предметной области (15, С 62). Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса, имеет сложную структуру, которая составляют как отдельные психологические процессы (познавательные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Петровский  Е.И дает следующее определение «интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности».

В связи  с этим, интерес определяется как  эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющее  тенденции переходить в познавательную направленность личности.

В своей  статье «Познавательная мотивация  в учебной деятельности младших  школьников» Молчанова Л. отмечает, что познавательный интерес выступает как стимулятор деятельности реальных, предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности.

Удовлетворение  интереса, обладающей устойчивой значимостью, как правило, не приводит к угасанию интереса, наоборот, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение  новых интересов, отвечающих более  высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают  в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Как мотив  учения, наличие познавательного  интереса имеет ряд преимуществ  перед другими мотивами, которые  могут существенно вместе и наряду с ним (мотив самоутверждения, стремление быть в коллективе и др.).

Основываясь на этих высказываниях, можно обратиться к Молчановой Л., которая  отмечает, что познавательный интерес бывает двух видов:

- ситуативный  интерес, побуждаемый занимательностью, который очень подвержен внешней  ситуации, изменчив, нестоек.

- что  же касается устойчивого познавательного  интереса, то он в большей степени  обусловлен внутренней мотивацией  и вовсе не зависит от подкрепления. Познавательный интерес можно  приравнять к стремлению человека  к искусству, эстетическому переживанию.  Учебная деятельность под влиянием  познавательного интереса может  вызывать у школьников глубочайшее  удовлетворение. Будучи сильным  мотивом учения, познавательный  интерес создавал «внутреннюю  среду» развития, существенно меняет  саму деятельность, влияет на  ее характер, протекание и результат. Таким образом, можно констатировать, что начальное формирование познавательного интереса проявляется через общий интерес, когда идет процесс развития  знаний, формируется отношение ребенка к предмету, это проявление его познавательных, мыслительных действий.

   Опираясь на данные психологические  исследования, мы подошли к проблеме  познавательных интересов как  сильному мотиву учения, который  становится устойчивым образованием  самой личности, мощный побудительной  силой ее деятельности и отдельных  действий. В отличие от неясных  и неосознанных влечений, желаний  – познавательный интерес всегда  имеет свой предмет, в нем  выражена направленность на определенную  предметную область (13, С. 65).

На данном этапе важно развивать устойчивое внимание и интерес к предмету. В данной работе мы будем основываться на работах ведущих методистов по истории.

Так, дальнейшее развитие познавательного интереса можно проследить по Шкарлупиной Г.Д., интерес – это отношение ребенка к предмету, это проявление познавательных, мыслительных действий. Эти действия имеют эмоциональную окраску, которая выражена тем ярче и положительней, чем успешнее идет познавательная деятельность (24, С. 80).

Если  обратиться к ведущим  методистам Коротковой М.В. и Студеникину М.Т., интерес связан  с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся.

Таким образом, можно определить, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов, взаимодействует с ними, к примеру с моральными мотивами, главным образом, с чувством долга и ответственностью. В этом взаимовлияние множество мотивов заключено ценнейшее условие формирования познавательного интереса и развитие личности в целом. Познавательный интерес испытывая влияние моральных мотивов, сам приобретает более широкое значения для личности (т.к. влияние положительных моральных мотивов усиливает ценность познания). В свою очередь, познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями обогащает своим влиянием и другие мотивы.

На развитие познавательного интереса оказывает  непосредственное влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные  знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует  особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие  познавательного интереса чрезвычайно  велико. Дети одного и того же класса могут находиться на самых разных уровнях развития интереса…

Интерес, в свою очередь выступает как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждать детскую активность, развитие мышления творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы условия. Удовлетворение учебной деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения. В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ребенка и является таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности (13, С.66).

В нашем исследовании мы больше придерживаемся мнения Шогана В.В., который важным развитием познавательного интереса и стимулирования интереса к учению считает игры разного содержания и формы (23, С.186). Такой же метод активизации познавательного интереса предлагает методист  по преподаванию истории Борзова Л.П., которая считает, что посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса, поскольку ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности (3, С.23).

Информация о работе Использование игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся