Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках экономики, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Рассмотреть наглядность как основной принцип дидактики;
Проанализировать виды наглядных методов, применяемых в учебном процессе;
Исследовать наглядные методы, как способ активизации познавательной деятельности при изучении экономики.
Введение…….…………………………………………………………...…………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы наглядных методов обучения экономике…………………………………………………………………………….…..…...6
Наглядность как принцип дидактики................................................................6
1.2. Сущность и классификация наглядных методов..…………………….........17
ГЛАВА 2. Использование наглядных методов при обучении экономики..35
2.1. Роль наглядных методов на уроках экономики...............................................35
2.2. Применение наглядных пособий на уроках экономики……….……………44
Заключение……………….………………………..………………………………57
Список использованной литературы……
К. Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д. Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала.
В понимание и применение этих принципов
он также внес много нового по сравнению
с предыдущими педагогами. Так, он подробно
разработал методику повторения учебного
материала (предупреждение забывания,
расширение и углубление учебного материала
при его повторении, роль повторения для
лучшего понимания нового материала и
т. д.). Ушинский подробно разработал методику
образования у детей общих представлений
и понятий из наглядных единичных представлений,
методику развития мышления детей одновременно
с развитием у них речи, не впадая при этом
в формализм.
В процессе обучения Ушинский различает
две стадии. На первой стадии дети под
руководством учителя наблюдают предмет
или явление и составляют о нем общее понятие.
Эта стадия имеет три ступени: на первой
ступени дети под руководством учителя
непосредственно воспринимают предмет
или явление. На второй ступени под руководством
учителя отличают и различают, сравнивают
и сопоставляют полученные представления
об изучаемом предмете или явлении и составляют
о нем понятие. На третьей ступени учитель
своими разъяснениями дополняет полученное
детьми понятие, приводит в систему эти
понятия, отделяя основное от второстепенного.
На второй стадии проводятся обобщение
и закрепление полученных знаний.[6, с.
225-226]
Не менее интересны дидактические взгляды Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе в том числе экономического направления экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами (хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде), отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков», суть которых была в том, что детей учили по картинкам и пытали требованием умного ответа на глупо поставленный вопрос. [6, с. 242]
С конца XIX века в педагогике взглядам Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского и других в вопросах о наглядности стали противопоставлять подходы, которые во многом носят реакционный характер.
В буржуазной, реакционной педагогике в вопросе о наглядности определились два основных течения: одно, связанное с именем Иоганна ФридрихаГербарта (1776- 1841) немецким философом, психологом и педагогом. и его последователей, сторонников формального образования, второе, возглавляемое представителями прагматистско-эклектического направления в педагогике – Лай, Торндайком, Паркером и другими.
Гербарт, будучи агностиком, последователем Канта, сводил роль наглядности к формальной задаче развития представлений. В противоположность Я. М. Коменскому, Ж. Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци, рассматривавшим наглядность как необходимость усвоение изучения предметов и явлений, Гербарт видит в ней одно из средств совершенствования «реалий»; он, если можно так выразиться, уводит учащихся о т действительности и, заодно с «реалиями», окутывает метафизическим туманом и самую наглядность.
Лай, Торндайк, Кильпатрик и другие в понимании принципа наглядности и его практического применения главным образом исходят из требований воспитания людей типа буржуазного дельца, то есть «экономического человека». Они подчиняют задачу и содержания наглядного обучения целям выработки в учащихся узко практических, утилитарно – деляческих навыков и под фагом «действий», «активности» стремятся обосновать свои взгляды как «новое», «последнее слово» педагогики. Если Гербарт провозгласил пассивный путь обучения, то В. А. Лай (1862 - 1926) немецкий педагог, провозглашает основой обучения «действие» и «активность». «Пассивно воспринимаемое обучение, – говорит он, – должно уступить место обучению, основанному на наблюдении и на конкретных представлениях, и школа простого обучения должна уступить место школе самостоятельной работой». И далее: «Идеальное преподавание должно быть сенсорно-моторным, в основу его должны войти созерцания созидания, наблюдение и конкретное представление, оно должно соответствовать основному педагогическому принципу». Таким образом, объявляя сенсорно-моторное обучение «последним словом» педагогики, Лай и другие утверждают, что предметом знания может стать то, что подлежит сенсорно-моторному восприятию. [9, с. 69]
Из иных методологических подходов исходила советская педагогика. Советская школа, применяя в обучении принцип наглядности наряду с другими принципами дидактики, ставила своей задачей способствовать:
Успешное осуществление этих задач зависит прежде всего от преподавателей, которые для того, чтобы достигнуть высокого качества обучения, должны правильно, последовательно и с высоким педагогическим мастерством использовать наглядные пособия. [9, с. 70]
На наш взгляд, из приведенного можно сделать вывод о том, что наглядность, как принцип обучения, была актуальна всегда. Во все времена наглядные образы способствовали более эффективному усвоению изучаемого материала, а также воспитанию в учащихся навыков практической, творческой работы.
Принцип обучения, по мнению В. Сластенина, это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. [18, с. 169]
Принцип наглядности, как считает В.С. Кукушин, это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения. Наглядное пособие одно из средств способствующих умственному развитию ребенка. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. [8, с. 140]
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:
Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.
На наш взгляд, результаты учебно-воспитательного процесса зависят во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом.
Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя «самостоятельные опыты» в различных школьных предметах в том числе и на уроках экономики, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана в 1960 году, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор форм сочетания единства наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.
Таким образом, средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения : объяснения нового материала, закрепления знаний, формирования умений и навыков, выполнения домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других формах обучения.
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. Несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практики остается весьма актуальной.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Метод обучения в педагогике по классификации В.В. Краевского характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
Информация о работе Использование наглядных методов при обучении экономики