Использование наглядных методов при обучении экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках экономики, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Рассмотреть наглядность как основной принцип дидактики;
Проанализировать виды наглядных методов, применяемых в учебном процессе;
Исследовать наглядные методы, как способ активизации познавательной деятельности при изучении экономики.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………...…………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы наглядных методов обучения экономике…………………………………………………………………………….…..…...6
Наглядность как принцип дидактики................................................................6
1.2. Сущность и классификация наглядных методов..…………………….........17

ГЛАВА 2. Использование наглядных методов при обучении экономики..35
2.1. Роль наглядных методов на уроках экономики...............................................35
2.2. Применение наглядных пособий на уроках экономики……….……………44

Заключение……………….………………………..………………………………57
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

развития мышления через наглядный метод обучения.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

Однако необходимость использования компьютерных презентаций определяется самим учителем. Место презентаций на уроке любого типа так же определяется учителем.

Какова методика использования мультимедийных технологий? Что представляет собой мультимедийный урок? Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.

Подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики.

Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Отсюда следует что, не любая презентация – мультимедиа, потому как мультимедиа система является интерактивной (диалоговой) по определению.

Предлагаемый на диске учителем обучающий курс будет мультимедийным в том случае, если есть возможность влиять на темп обучения, возможность повторного обращения, возвращения к изученному материалу, предполагается проверка знаний.

Также актуальна проблема эффективного применения в учебно-воспитательном процессе видеотехники, видеофильмов. Использование видеофильмов в преподавании экономики в школе также позволяет решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.

На наш взгляд основные обучающие функции видеофильмов на уроках экономики реализуются в следующем порядке:

  1. сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;
  2. обобщение изученного по теме или разделу;
  3. возможность проследить за постановкой и ходом экономического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, на предприятие, отсутствующе в данном городе;
  4. показ прикладного, практического значения изучаемого явления в экономике, процесса, путей применения знаний в жизни и народном хозяйстве;
  5. ознакомление с современными открытиями и достижениями в сфере производства, маркетинга и менеджмента;
  6. повышение познавательной активности школьников к предмету «Экономика».

 Продуманное применение  видеофильмов на уроках экономики способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы. Все это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников.

При планировании предстоящего урока нужно очень четко определить, для выполнения каких познавательных задач предназначается видеофильм. Познакомившись с содержанием видеофильма, следует отобрать оптимальный объем информации, учитывая такие факторы, как общий уровень развития учащихся, подготовленность их к восприятию данного содержания, интересы и особенности детей, умение работать с фильмом. Глубина понимания содержания видеофрагмента будет зависеть и от качества усвоения ранее пройденного материала. Одна из задач, возникающих при использовании видеофильма, это установление тесной связи его содержания с другими источниками учебной информации.

От четкости и правильности установки зависит интенсивность и качество работы учеников во время фильма. Чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма, важно следовать испытанному педагогическому принципу: «учить – значит делать». Ученики должны не просто смотреть фильм, а принимать в нём активное участие: спорить, размышлять, оценивать.

Например, в курсе экономики при изучении темы «Благотворительность в традициях отечественного предпринимательства» очень хорошим наглядным пособием может выступить видеофильм «Завещание барона Штиглица», в котором представлен интересный и значимый материал о деятельности меценатов XIXвека в лице барона А.Л. Штиглица

На уроках с использованием видеофильмов учитель выступает, прежде всего, как организатор самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Он не становится просто зрителем вместе со своими учениками и не ограничивается только контролем над их дисциплиной и вниманием. Учитель должен принимать передачу вместе с детьми и проводить определенную работу с ними. Его задача следить за ходом передачи и не терять контакта с классом, от ее решения зависит успех урока в целом. Активность учителя в период просмотра видеофильма может выражаться в следующем:

- его готовности в нужный момент подхватить фильм, переключить класс «на себя» и также быстро в следующий момент вернуть учеников к экрану;

- в помощи ученикам разобраться в материале видеофильма. Для этого следует отсылать их к вопросам, написанным на доске, акцентировать их внимание на отдельных моментах видеофрагмента и так далее.

- в организации работы учащихся во время пауз, создаваемых в фильме для выполнения заданий и ответов на вопросы, прозвучавшие с экрана;

- в осуществлении обычного контроля над вниманием учеников, какой имеет место на каждом уроке. Однако осуществлять его в данной ситуации надо очень тактично, как показывает опыт, замечание, сделанное громко, привлекает внимание всего класса, мешает восприятию.

Следует остановиться на домашних заданиях, которые можно задавать после уроков с применением телевидения. Учитель может дать учащимся домашнее задание, в которое будут входить вопросы, требующие от них еще раз, опираясь на зрительный ряд видеофильма, разобраться в основных положениях темы, которые будут осмысляться после приема фильма. Полезно задавать на дом составление таблиц, схем, развивающих такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе видеофильмов можно давать школьникам и творческие задания такого характера: продолжить сюжетную линию фильма или изменить сюжет, предложив свой; написать отзыв на фильм, отрецензировать его; на предложенную учителем тему подобрать изобразительный ряд для собственного фильма или подготовить его сценарный план; сделать иллюстрации к просмотренному фильму. Такого рода задания развивают творческие способности, активизируют познавательную самостоятельность учащихся. Ведь для выполнения подобных заданий старшеклассникам потребуется обратиться к дополнительным источникам знаний: книгам, справочникам и, при наличии возможности, в сеть интернет.

Таким образом, наглядность – это не красочное оформление урока, а предмет целенаправленного разговора на уроке при формировании знаний по экономики. Для этого учитель должен знать иллюстративный материал, чтобы научить школьников «читать» тот или иной вид наглядности. Ее использование в контексте занятия должно быть подчинено поставленным целям и задачам урока.

 

 

 

2. 2. Применение  наглядных пособий на уроках  экономики

Использовать различные наглядные методы в процессе обучения экономики нужно в соответствии с возрастными особенностями школьников. Так, например, для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, лучше применять большое количество наглядных пособий на уроках экономики, так как они раскрывают содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или новое.

А что касается старшего возраста, то для учебного процесса здесь является систематизация знаний по экономике, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими экономическими законами и способами хозяйственной деятельности общества. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Школьник в данном возрасте стремится разобраться в разных точках зрения на данный экономический вопрос, составить мнение, установить истину. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Старшеклассников интересуют не только вопросы экономической теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Таким образом, попытаемся рассмотреть урок экономики с использованием наглядных методов в разных возрастных группах: младших и старших школьников. [30]

Тема: «Что такое деньги?»

(для младших  классов)

Цели: раскрыть значение слова «деньги», дать первоначальное представление о видах денег; развитие творческих способностей; расширение кругозора.

Оборудование: компьютер, приставка мультимедиа, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Прозвенел звонок

Сядь-ка ровненько дружок

Начинается у нас

Про экономику урок.

  1. В одном сказочном маленьком королевстве жил-был сказочный король Эконом Первый с семейством. В наследство ему досталась волшебная палочка. Она выполняла любые желания. Никто в королевстве ничего не делал и ни о чем не беспокоился. Но однажды утром как-то король проснулся в плохом настроении.

 А у вас  так бывает?

И чтобы поднять настроение Эконом Первый решил погулять, долго ли гулял – неведомо, проголодался. Что делать? Но у него была волшебная палочка. Взмахнул он рукой – и все, что ни пожелаешь появилось неизвестно откуда. Только собрался позавтракать, как откуда ни возьмись появилась маленькая сгорбленная старушка.

- Милый король, сказала  она, - я так голодна. Дай мне, пожалуйста, поесть! 
- Ну уж нет, - ответил король. - Мне самому мало! Ступай своей дорогой и не мешай мне завтракать!

 Старушка покачала  головой и исчезла, а вслед  за ней исчез и стол с  завтраком. Удивился король, стал размахивать волшебной палочкой, но всё безрезультатно. Понял он, что старушка была не просто прохожая. 
- Как думаете, кто такая?

 Она наказала короля  за жадность. Расстроенный и голодный  король вернулся во дворец и рассказал королеве о том, что приключилось. 
- Найди, король, волшебницу, - сказала королева и попроси прощения.

- Но где её искать. Я  даже не знаю.

- Меня зовут Экономикой - послышался голос волшебницы. Я за тобой наблюдаю. Ты стал ленивым и жадным.

- Прости нас, пожалуйста! - заплакали король и королева.

- Я вас прощаю. Но палочку  не верну, а научу экономике.

И отправимся вместе с ними в путешествие по стране «Экономика».

4. «Значение и виды денег».

Английский экономист Адам Смит дал оригинальное определение деньгам. Он назвал их единственной вещью, от которой мы получаем пользу, освобождаясь от неё (отдавая другим людям). Это показано на нашем слайде.

А в каких случаях освобождаемся от денег и получаем пользу?

Итак. Деньги – это универсальная вещь, которую можно обменять на любой товар или услугу. Посмотрим, как это происходит на слайде.

Современная экономика немыслима без денег. Потому что в экономике постоянно происходит обмен продуктами труда.

- А какой обмен без  денег? Разве что первобытный - вещь  на вещь. (в этот момент показываем слайд, на котором с помощью картинок показан обмен – вещь на вещь)

Деньги постоянно совершенствовались. Познакомимся с историей их образования.

Во время сообщения информации показывать слайды с картинками. К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей). Но такие «деньги» были очень недолговечны. Позже они уступили место ракушкам каури – блестящим, легким, прочным.

 Однако человечество долго искало тот универсальный денежный товар, который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести через себя любые сделки. Многие века наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы.

Золотые монеты назывались златниками, а серебряные – серебряниками. (7в до н.э.).

На Руси сначала появились заграничные монеты – серебряные арабские дирхемы, а позже и свои металлические деньги («гривны»). При князе Владимире стали пользоваться монетами с изображением Великого князя киевского и трезубца – герба Киевской Руси.

Информация о работе Использование наглядных методов при обучении экономики