Использование наглядных методов при обучении экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках экономики, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Рассмотреть наглядность как основной принцип дидактики;
Проанализировать виды наглядных методов, применяемых в учебном процессе;
Исследовать наглядные методы, как способ активизации познавательной деятельности при изучении экономики.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………...…………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы наглядных методов обучения экономике…………………………………………………………………………….…..…...6
Наглядность как принцип дидактики................................................................6
1.2. Сущность и классификация наглядных методов..…………………….........17

ГЛАВА 2. Использование наглядных методов при обучении экономики..35
2.1. Роль наглядных методов на уроках экономики...............................................35
2.2. Применение наглядных пособий на уроках экономики……….……………44

Заключение……………….………………………..………………………………57
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

развития мышления через наглядный метод обучения.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

При изучении экономических дисциплин широко используется изобразительная и словесно – образная наглядность.

Словесно – образная наглядность – это использование художественных образов, сравнений, образцов устного народного творчества. Она помогает ярче раскрыть экономические явления, облегчив тем самым тем самым процесс восприятия и усвоения теоретического материала: эмоциональность воздействия на аудиторию и слушателей.

Наконец, особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение экономических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся рисунки, схематические планы, схемы, диаграммы, графики. Например: см. приложение 1.

Графика – это «начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками». Условно-графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.

С целью повышения качества обучения, условно-графическая наглядность должна отвечать ряду требований:

- соответствие средства содержанию изучаемого материала;

- неперегруженность объектами для запоминания;

- четкость изображения;

- широкая цветовая гамма и т.д.

Определенное место на занятиях занимают изображения мелом на доске, аппликации и т.д., однако наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании являются схемы, графики, таблицы, диаграммы, картограммы и т.д.

Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые.

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Чаще всего мы их встречаем на экономических дисциплинах. Например: см. Приложение 2

Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.

Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Таблицы – это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Графики – чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.

Картограммы – это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-нибудь явлению.

Графические средства наглядности довольно широко распространены. Десятки изданий альбомов, схем можно найти на прилавках магазинов, полках библиотек.

Карта – неотъемлемый элемент урока истории и географии. Её используют, изучая любую тему. Будь то революция, война, социально-экономическое развитие государства, зарождение или крушение цивилизации.

Содержание карт носит общий или обзорный характер, оно загружено большим количеством деталей, обозначений, фактов. И хотя картографами уже созданы тематические карты, содержащие новые методологические подходы, отражающие религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов и культурные достижения стран и народов, выдвинутые современными требованиями к историческому образованию, историческим событиям и явлениям, в школах их не хватает из-за недостатка финансирования. Поэтому часто наблюдаются расхождения между атласами, лежащими на партах учеников и настенной картой, которая зачастую не содержит необходимую информацию. В таких случаях учителя переходят к использованию ТСО в преподавании истории, географии и экономики.

Технические средства обучения (ТСО) – это комплекты аппаратуры и устройств, применяемых с целью повышения результативности преподавания и изучения истории.

К инновационным ТСО относят компьютер, который является универсальным многофункциональным обучающим средством, включающим экран и аудиосредства.

Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться. Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения:

- принцип гуманизма;

- принцип научности;

- принцип наглядности.

Компьютер вооружает учителя учащихся неограниченными возможностями овладения знаниями:

Во – первых, облегчается поиск нужного наглядного материала, посредством сети интернет.

Во – вторых, мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную информацию.

В – третьих, появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора).

Современному образованию следует использовать потенциал компьютерных мультимедийных программ, которые отличаются наличием тех требований, которые близки современным детям.

Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности.

Мультимедиа-программы – наукоёмкий продукт. Он создаёт спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:

- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями урока и познавательного интереса учащихся;

- прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;

- осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;

- создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);

- удовлетворять познавательный интерес к школьным предметам.

То есть, мультимедийные программы помогают учителю наглядно и увлекательно ознакомить учащихся с историей развития человека в разные эпохи. Они дополняют большинство современных учебников.

Готовые мультимедийные программы имеют целый ряд достоинств перед традиционной наглядностью. И хотя они выполнены профессионально, они имеют лишь общие сведения. Объём содержащейся в них информации невозможно уложить в 40 минут урока. Поэтому удобно пользоваться программным обеспечением Microsoft PowerPoint. Оно позволяет привести материал урока в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала, а также у учителя появляется возможность провести урок в том методическом ключе, с помощью которого он выстраивает свою систему работы.

Компьютерные презентации обладают целым рядом возможностей:

1. Одновременное использование  различных способов предоставления  учебной информации (дата, понятие, текст, диаграмма, анимация, графика, звук);

2. Представление на электронных страницах (слайдах) одновременно текст и мультимедийные объекты;

3. Возможность изменения последовательности  представления слайдов в процессе  просмотра презентации;

4. Возможность неоднократного возвращения  к просмотренному ранее слайду;

5. Возможность многорядного изображения  с целью сравнения объектов.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске.

Следующим положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить ещё один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, четкое воспроизведение и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими интеллектуальными способностями принять участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными.

Также, мультимедиа получили распространение в преподавании географии и экологии. Мультимедийные практические работы позволяют моделировать естественные условия, ставить эксперименты, выяснять природные закономерности.

Особенно большой интерес вызывают у учащихся мультимедийные экскурсии. Природная среда создает эффект присутствия. От простой демонстрации фильмов по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, т. е. возможностью самого ученика самостоятельно действовать в созданной природе.[12, с. 48]

В современном учебно-методическом комплексе географии и экологии появилось оригинальное новое пособие – интерактивный атлас. Он организует работу ученика с учебником и рабочей тетрадью, а также предлагает работу с новыми интерактивными картами, с новыми дополнительными текстами к урокам, организует тренинг по выполнению заданий на закрепление знаний и предлагает проверку полученных знаний и умений. На наш взгляд можно создать интерактивный атлас по экономике. Где можно было бы изоброзить сущность экономических явлений, различные экономические законы, взаимодействие экономических объектов и субъектов и т. д.

Интерактивный атлас – это и учебное, и методическое пособие, т. к. в нем содержится множество фотографий, схем, видеофрагментов, позволяющих представить наглядно изучаемые географические объекты и процессы. Данное электронное пособие позволяет использовать его как фронтально, так и индивидуально или группами в зависимости от условий школы и желания ученика. Для желающих больше знать по теме в пособии есть дополнительные тексты: фактический и статистический материал. Но, к сожалению, интерактивный атлас введен в учебно-методический комплекс не во всех регионах. [12, с. 47 - 48]

Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

В методике преподавания экономики можно использовать 3 вида наглядности: словесную, изобразительную и предметную.

Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании экономики этот вид наглядности применяется, когда используются экономические предметы. Главная задача преподавателя – наглядно продемонстрировать определенные экономические взаимодействия и закономерности, изучаемые в курсе экономике. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию

Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, известных экономистов; процесс производства и экономические объекты. В аналогичных ситуациях могут использоваться графики и схемы. Так же можно использовать фильмы, носящие экономический характер.

Символическая (схематическая) наглядность – это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений в экономики. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры экономических процессов, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой экономической информации, которая плохо воспринимается на слух. Параллельное слуховое и зрительное предъявление информации способствует ее успешному и безошибочному восприятию. Ученики склонны записывать себе в конспект то, что видят. Опытные преподаватели знают: чем больше учитель пишет на доске, тем больше информации остается в тетрадях учащихся.

Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию экономического процесса

Наглядные методы могут использоваться на уроках в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала. Например, в преподавании химии при проведении лабораторных работ наглядные методы имеют большое значение. [24, с. 65]

Информация о работе Использование наглядных методов при обучении экономики