Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 08:08, курсовая работа
Проблема исследования. Проблема исследования, заключается в недостаточном использовании обучающих компьютерных игр в учебном процессе.
Объект исследования: процесс обучения школьников с использованием обучающих игр.
Предмет исследования: использование обучающих компьютерных игр для лучшего усвоения и закрепления знаний на уроке информатики в начальной школе.
Введение
3
Глава I.
Роль обучающих игровых технологий в школе
7
1.1.
Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе
7
1.2.
Влияние обучающих компьютерных игр на процесс обучения
15
1.3.
Классификация обучающих компьютерных игр
22
Глава II.
Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе
30
2.1.
Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса
30
2.2.
Обучающие компьютерные игры и Цифровые Образовательные Ресурсы
33
2.3.
Апробация внедрения компьютерной обучающей игры в учебный процесс при изучении темы «Алгоритмы» в основной школе
40
Заключение
61
Библиография
Организация диалога в обучающей программе несет в себе две функции, которые важно различать: диалог для управления программой и диалог в терминах предметной области. Для реализации каждой из этих функций следует придерживаться соответствующих стандартов. Общие признаки удобного интерфейса:
К признакам качественного экранного дизайна можно отнести следующие свойства:
Очень важен вопрос цветового решения интерфейса. Интуиции разработчика здесь недостаточно, так как цветовое восприятие людей очень индивидуально. В целом можно рекомендовать:
Для того чтобы правильно и грамотно оценить обучающие компьютерные игры, можно придерживаться критериев оценки программных продуктов, которые предложила Е.Н. Тодорова (Приложение 1-2).
Итак, для того, чтобы правильно и грамотно использовать обучающие компьютерные игры, необходимо придерживаться строгих критериев отбора, знать, где и когда на уроке использовать игры, и какие именно игры будут уместны для изучения или закрепления данного материала.
Обучающие программные комплексы в настоящее время используются достаточно широко на всех этапах обучения, начиная от дошкольных учреждений, заканчивая старшей школой. На каждом этапе используется свой комплекс в зависимости от многочисленных факторов, влияющих на выбор, но в первую очередь, от возраста детей, а также от качеств, которые необходимо сформировать, развить. Исходя из этого, можно выделить несколько этапов по использованию обучающих игр и программ, для каждого из которых будет использован свой перечень игровых программ.
Дошкольный возраст мы рассматривать не будем, так как этот возраст выходит за пределы школьного обучения.
В начальной школе существует несколько учебных линий, которые предлагают свои принципы ведения и видения информатики. В каждой из них немаловажное место играют игровые моменты.
Рассмотрим авторский учебник «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др., в котором рассматриваются следующие разделы:
Рассмотрим, как предлагают использовать компьютерные игровые моменты данный авторский коллектив на примере второго класса. Ими были разработаны методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Помимо коллектива под руководством А.В. Горячевав начальной школе информатику с использованием ЦОР предлагает вести и Н.В. Матвеева. Ее описание набора ЦОР следующее:
В состав набора ЦОР входят:
Более подробно с предложениями ЦОР данного
автора можно посмотреть на сайте http://school-collection.edu.
Помимо предложенных комплексов ЦОР на уроках информатики используется ряд игровых моментов, направленных на формирование основных качеств, необходимых для изучения тем. На сайте http://www.logozavr.ru предложен спектр игр, предназначенных в помощь учителю, разбитый на возрастные категории.
На уроках, как правило, очень часто используются логические задачи для развития логического и алгоритмического мышления, а также памяти, внимания, усидчивости.
Вот некоторые, самые распространенные, игры, которые часто применяют на уроках информатики.
Рис. 1. Игра «Паромщик»
Паромщик многие годы зарабатывал на жизнь тем, что перевозил через реку людей, их груз и животных. Платы он большой не взимал, поэтому люди охотно пользовались его услугами, но за всю жизнь так и не удалось ему скопить денег на новый большой паром. На его маленьком паромчике хватало места только для самого паромщика и еще чего-нибудь одного. Однажды ему нужно было переправить через реку волка, козу и капусту. Но вот неудача - волка с козой без присмотра оставлять нельзя, козу с капустой тоже.Объясните паромщику как в целости и сохранности переправить через реку капусту и животных?
Данная задача развивает логическое мышление, смекалку.
На столе лежит десять пронумерованных шляп. В каждой шляпе лежит по десять золотых монет. В одной из шляп находятся фальшивые монеты. Настоящая весит 10 граммов, а поддельная только 9. В помощь даны весы со шкалой в граммах. Как определить в какой из шляп находятся фальшивые монеты, используя весы только для одного взвешивания? Весы могут взвешивать не более 750 грамм.
Развитие памяти – немаловажный аспект,особенно на начальном звене
Рис. 3. Игра «Wordteacher»
Игры, подобные этой, позволяют в игровой форме выучить, например, английские слова для увеличения словарного запаса, запоминания слов в игровой форме.
Рис. 4 Игра «Города»
Игра заключается в том, что нужно как можно больше назвать городов. То есть компьютер изначально ставит букву, с которой должен называться город, на ту букву, на которую город заканчивается, надо придумать другой город.
Таким образом, всё вышеизложенное говорит о том, что компьютерные обучающие игры предназначены для активизации познавательной деятельности, повышения мотивации на уроках. Это делает уроки более яркими, запоминающимися, увлекательными.
Исходя из выдвинутой гипотезы и проведённого входного контроля учащихся в форме диагностической тестовой работы были разработаны и проведены два урока: один без использования ОКИ, другой с использованием обучающей компьютерной игры.
Урок без использования обучающей компьютерной игры.
Тема: «Алгоритм».
Цели урока:
Оборудование:доска, рисунки для фронтальной работы на доске.
План урока:
Ход урока:
Приветствие, проверка присутствующих.
Человек, в своей повседневной жизни, постоянно решает бытовые задачи: сходить на работу, при этом не забыть зайти в магазин, оплатить счета и так далее, поэтому ему приходится планировать свои действия. Это необходимо для того, чтобы выполнить все необходимое с наименьшими затратами времени. Человек, который заранее не продумал в каком порядке выполнять предстоящую ему работу, часто не успевает выполнить ее вовремя, а то и вовсе не справляется с ее выполнением.