Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования. Проблема исследования, заключается в недостаточном использовании обучающих компьютерных игр в учебном процессе.
Объект исследования: процесс обучения школьников с использованием обучающих игр.
Предмет исследования: использование обучающих компьютерных игр для лучшего усвоения и закрепления знаний на уроке информатики в начальной школе.

Содержание

Введение
3
Глава I.
Роль обучающих игровых технологий в школе
7

1.1.
Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе
7

1.2.
Влияние обучающих компьютерных игр на процесс обучения
15

1.3.
Классификация обучающих компьютерных игр
22
Глава II.
Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе
30

2.1.
Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса
30

2.2.
Обучающие компьютерные игры и Цифровые Образовательные Ресурсы
33

2.3.
Апробация внедрения компьютерной обучающей игры в учебный процесс при изучении темы «Алгоритмы» в основной школе
40
Заключение
61
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

Вы сейчас  начали осваивать работу на компьютере и знаете, что все действия на нем выполняются в определенной последовательности. Компьютер – очень удобная электронно-вычислительная машина, которая помогает человеку решать множество сложнейших задач.

Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью и особым стилем мышления.

  1. Теоретическая часть.
        1. Решение проблемной ситуации.

Все вы когда-то учились в начальной школе и осваивали приемы устных вычислений.  Кто из вас может объяснить как  48: 2?

48: 2 = (40 + 8) : 2 = 40 : 2 + 8 : 2 = 20 +4 = 24

Давайте еще раз повторим порядок решения этого примера.

48 заменяем суммой разрядных слагаемых

Делим каждое слагаемое на 2

Результаты складываем

Записываем ответ 

Вы сейчас самостоятельно перечислили последовательность выполнения действий при внетабличном делении двузначного числа на однозначное.

Молодцы! Ведь последовательность действий, которую вы сейчас перечислили, называется - алгоритм.

Это тема нашего с вами урока. Почему же именно так назвалипоследовательность  действий?

  1. История возникновения алгоритма.

Это слово пришло к нам из давних веков. Более тысячи лет назад ученый из г. Хорезма (сейчас этот город входит в состав Узбекистана)  – Абдулла (или Абу Джафар) создал книгу по математике, в которой описал способы математических действий над многозначными числами. Книга попала в Европу и после перевода на латынь,в котором первые слова были переведены так: «Сказал Алгоритми. Воздадим хвалу Богу»[ 18 ] ученого стали называть  Алгоритми,  а  его  последовательность стали называть - алгоритм. 

   Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения.

  1. Коллективная работа по составлению алгоритма: открывание двери.
  2. Достать ключ из кармана.
  3. Вставить ключ в замочную скважину.
  4. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
  5. Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Только человек может составить алгоритм. Мы сегодня познакомились с вами с простейшим алгоритмом. Но при составлении его надо помнить, что он должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке.

  • Кто мне скажет, что такое алгоритм?
  • Подумайте, где еще мы часто встречаемся с алгоритмом и пользуемся им?

(Оплата за телефон через терминалы, покупка товара в магазине, отправка  СМС).

  • Кто впервые ввел понятие последовательности действий?(Абдулла)
  • Как давно это произошло?( более 1000 лет назад)
  • Кто запомнил название города, в котором жил Абдулла?
  • Почему потерялось слово последовательность?
  • Как выдумаете ученым в какой области был Абдулла?

 

  1. Практическая часть.
    1. Фронтальное решение логической задачи «Паромщик» с использованием  доски.

  Крестьянину нужно перевезти  через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней  может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или  одна коза, или одна капуста. Но  если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?

    1. Составление алгоритма на доске.

Рис.5«Блок-схема»

 

  1. Самостоятельная работа.
  2. Домашнее задание: составить алгоритм решения 48 : 3 =
  3. Рефлексия: -Что нового вы узнали на уроке? Чем запомнился Урок? Что вы хотели бы еще узнать? 

 

Урок с применением компьютерной обучающей игры.

Тема: «Алгоритм»

Цели:

  1. Познакомить детей с понятием алгоритма. Показать, как правильно составлять алгоритм.
  2. Развивать логическое мышление, память, смекалку.
  3. Вызывать интерес к информатике.

Оборудование:Компьютер, интерактивная доска.

 

План урока:

      1. Орг. момент. (1 мин)
      2. Актуализация знаний. (5 мин)
      3. Теоретическая часть. (15 мин)
      4. Практическая часть. (10 мин)
      5. Самостоятельная работа. (5 мин)
      6. Д\з.
      7. Рефлексия (2 мин)

Ход урока:

        1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

        1. Актуализация знаний.

Человек, в своей повседневной жизни, постоянно решает бытовые задачи: сходить на работу, при этом не забыть зайти в магазин, оплатить счета и так далее, поэтому ему приходится планировать свои действия. Это необходимо для того, чтобы выполнить все необходимое с наименьшими затратами времени. Человек, который заранее не продумал в каком порядке выполнять предстоящую ему работу, часто не успевает выполнить ее вовремя, а то и вовсе не справляется с ее выполнением.

Вы сейчас  начали осваивать работу на компьютере и знаете, что все действия на нем выполняются в определенной последовательности. Компьютер – очень удобная электронно-вычислительная машина, которая помогает человеку решать множество сложнейших задач.

Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью и особым стилем мышления.

        1. Теоретическая часть.
            1. Решение проблемной ситуации.

Все вы когда-то учились в начальной школе и осваивали приемы устных вычислений.  Кто из вас может объяснить как  48 ; 2?:  2 = (40 + 8) : 2 = 40

48 : 2 + 8 : 2 = 20 +4 = 24

Давайте еще раз повторим порядок решения этого примера.

48 заменяем суммой разрядных слагаемых.

Делим каждое слагаемое на 2.

Результаты складываем.

Получаем ответ.

Вы сейчас сами составили мне последовательность действий внетабличного деления двузначного числа на однозначное.

Молодцы! Ведь последовательность действий, которую вы сейчас составили называется  - алгоритм.

Это тема нашего с вами урока. Почему же именно этим словом назвали

последовательность  действий?

  1. История возникновения алгоритма.

Это слово пришло к нам из давних веков. Более тысячи лет назад ученый из г. Хорезма – Абдулла (или Абу Джафар) создал книгу по математике, в которой описал способы математических действий над многозначными числами. Книга попала в Европу и после перевода на латынь появилось слово алгоритм. 

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно, мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения.

  1. Коллективная работа по составлению алгоритма: открывание двери.
        1. Достать ключ из кармана.
        2. Вставить ключ в замочную скважину.
        3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
        4. Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Только человек может составить алгоритм. Мы сегодня познакомились с вами с простейшим алгоритмом. Но при составлении его надо помнить, что он должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке.

  • Кто мне скажет, что такое алгоритм?
  • Подумайте, где еще мы часто встречаемся с алгоритмом и пользуемся им?

(Оплата за телефон через терминалы, покупка товара в магазине, отправка  СМС).

  • Кто впервые ввел понятие последовательности действий?(Абдулла)
  • Как давно это произошло?( более 1000 лет назад)
  • Кто запомнил название города, в котором жил Абдулла?
  • Почему потерялось слово последовательность?
  • Как выдумаете, ученым, в какой области был Абдулла?
        1. Практическая часть.
    1. Обучающая компьютерная игра«Паромщик».

Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, товолк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?

    1. Составление алгоритма на доске.

Рис. 6 «Блок-схема»

        1. Самостоятельная работа.
        2. Домашнее задание:  составить алгоритм решения 48 : 3 =
        3. Рефлексия: -Что нового вы узнали на уроке? Чем запомнился

Урок? Что вы хотели бы еще узнать?

Анализ эффективности уроков

Общие сведения:

14.12.2010г., 5а класс, 1подгруппа13человек, школа № 4, г. Салехард, учитель Чухломина Ирина Викторовна, предмет: Информатика и ИКТ, тема урока: Алгоритмы

15.12.2010г., 5а класс, 2 подгруппа 12 человек, школа  № 4, г. Салехард, учитель Аноприенко  Елена Евстафьевна, предмет: Информатика и ИКТ, тема урока: Алгоритмы.

  1. Анализ подготовленности учащихся 5 класса обеих подгруппполучен из диагностической тестовой работы, который  проводился на предыдущем уроке, кроме того, данные о навыках учебного труда получены в беседе с классным руководителем и школьным психологом.

Пробелы в фактических знаниях и умениях:

  • плохое владение клавиатурой, незнание назначения клавиш, верхний и нижний регистр, комбинации клавиш - (3/2 учащихся);
  • не знают, как выполнить сохранение документа, запись на внешний носитель -  2/3учащихся;
  • не выполнили операцию вставка рисунка – 2/1 учащихся.

Проблемы в навыках учебного труда:

  • быстро утомляются на уроке, рассеянное внимание - 4/5учащихся;
  • неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий – 5/6учащихся;
  • особенности мышления (затрудняются при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы, кратковременная память) трудно запоминаютпрочитанное, приходится читать более двух раз – 5/6учащихся;
  • не знают требований к оформлению домашних заданий – 4/3учащихся.

Более наглядно результаты обучения можно представить диаграммами, отражающими уровень приобретенных знаний, по уровням общей и качественной успеваемости (Приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Результаты изучения темы «Алгоритмы»

подгруппа

Всего

уч-ся

Получили оценки

Успеваемость

 

«5»

 

%

 

«4»

 

%

 

«3»

 

%

 

«2»

 

%

Обучен-ность, %

Качество знаний, %

1

13

4

30,4

5

38

3

22,8

1

7,6

92

68,4

2

12

4

33,2

5

41,5

3

25

-

0

100

74,7

Информация о работе Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы