Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования. Проблема исследования, заключается в недостаточном использовании обучающих компьютерных игр в учебном процессе.
Объект исследования: процесс обучения школьников с использованием обучающих игр.
Предмет исследования: использование обучающих компьютерных игр для лучшего усвоения и закрепления знаний на уроке информатики в начальной школе.

Содержание

Введение
3
Глава I.
Роль обучающих игровых технологий в школе
7

1.1.
Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе
7

1.2.
Влияние обучающих компьютерных игр на процесс обучения
15

1.3.
Классификация обучающих компьютерных игр
22
Глава II.
Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе
30

2.1.
Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса
30

2.2.
Обучающие компьютерные игры и Цифровые Образовательные Ресурсы
33

2.3.
Апробация внедрения компьютерной обучающей игры в учебный процесс при изучении темы «Алгоритмы» в основной школе
40
Заключение
61
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Уровень общей и качественной успеваемости

 

Класс

Всего

уч-ся

Входной тест

Выходной контроль

Обучен-ность, %

Качество знаний, %

Обучен-ность, %

Качество знаний, %

1

13

92

60,8

92

68,4

2

12

83

58

100

74,7


 

Как видно из результатов обучения учащихся в обоих классах, уровень подготовки учащихся 1-й подгруппы выше, перед изучением исследуемой темы. После проведения урока по теме «Алгоритмы» и выходного контроля в форме кратковременного теста, при 100% обученности, качество знаний увеличилось и стало больше во 2-й подгруппе, где проводился урок с использованием обучающей компьютерной игры, чем в классе, в котором проводился урок  без применения компьютерной игры (1 подгруппе).

  1. Место урока в учебной программе

В рамках темы «Алгоритмы и исполнители», 5 класс, вобеих подгруппахданный урок является первым.

  1. Структура урока

Этапы урока логически выстроены, мотивация учащихся проводится, основываясь на ранее изученный материал, используется проблемная ситуация, что всегда интересно. Проблемные вопросы позволяют задуматься ребятам о необходимости получения новых знаний. Изучение нового материала ведется с опором на знания, полученные на уроках математики в начальной школе,как с первой, так и со второйподгруппой. Для закрепления материала выполняется практическая работа, но в первом случае она выполняется фронтально у доски, а во тором случае с использованием обучающей компьютерной игры.

  1. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактическихпринципов:

В обоих случаях была логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий.

Задачи, рассматриваемые на уроке, связывались с практикой, т. е.была ориентация содержания на требования жизни в обществе.

Научность – учет новейших достижений в информатике на уроке и наглядность — использование обучающей компьютерной игры и графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов, несомненно, было сильной стороной  урока с применением обучающей компьютерной игры.

  1. Методы формирования и закрепления интереса к материалу в большей мере прослеживалась на уроке с использованием обучающей компьютерной игры, которая ещё и стимулировала мыслительнуюдеятельность учащихся.
  2. Работа учащихся на уроке,степень интереса к изучаемому материалу повышалась, так как источник заданий подобран из внеклассной литературы. Активность и самостоятельность обучаемых, более высока на уроке с применением обучающей компьютерной игры. Кроме того были учтены на уроке с применением обучающей компьютерной игры, сознательность усвоения — усвоение смысла действий за компьютером,доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности группы, выделение уровней усвоения.
  3. Эффективность обучения выше на уроке с применением обучающей компьютерной игры, этому способствовало - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора содержания, внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату. Это повышало организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью компьютера, учебника,опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться.
  4. Обратная связь присутствовала на каждом уроке, но использование обучающей компьютерной игры дало возможность контролировать знания большего числа учащихся и использовать элементы самоконтроля учащихся. Это давало возможность более объективно оценивать знания. В дальнейшем это делает возможным автоматизацию такой системы контроля с учётом того, что критерии оценок известны  учащимся.
  5. Воспитательный эффект урока с использованием обучающей компьютерной игры способствовал развитию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности и усидчивости.
  6. Выводы. Уроки представляют собой примеры традиционного урока и урока с использованием обучающих компьютерных игр,которые могут быть рекомендованы для использования учителям информатики. Для чистоты эксперимента уроки проводились практически по одному плану. Разнились они только тем, что вместо фронтальной работы у доски в первой подгруппе, во второй была проведена  обучающая компьютерная игра. Заслуживает внимание возможность выполнения разнообразных практических заданий на уроке с использованием обучающих компьютерных игр. Возможна разработка «Вредных советов» или не использование готового алгоритма, а составление его самостоятельно учащимися, что повышает эффективность урока с использованием обучающей компьютерной игры и даёт возможность использовать его как наиболее приемлемого при изучении информатики учащимися начальнойшколы.

Выводы по второй главе

  1. Обучающая компьютерная игра – это форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации, является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию.
  2. Как и любой учебный материал, обучающие компьютерные игры и программы должны оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
  3. В содержательном аспекте при разработке обучающих игр по информатике необходимо учесть, что в каждой изучаемой теме есть наиболее сложные для усвоения аспекты.
  4. Компьютерные обучающие игры активизируют познавательную деятельность, делают уроки более яркими, запоминающимися, увлекательными.Правильные и уместные игры – залог успеха при усвоении той или иной темы.
  5. Анализ игровых программ учебного назначения показывает, что учащиеся проявляют больший интерес в том случае, когда обучающая программа выступает не столько в роли строго учителя, оценивающего каждый шаг своего ученика, сколько в роли доброжелательного и неназойливого помощника.

 

Заключение

 

Современный этап развития образования требует применения и соответствующих технологий обучения подрастающего поколения.

Выбрав тему,я поставил перед собой задачу изучить и проанализировать литературу по теории и практике применения игровых технологий в обучении. Раскрыть понятие обучающих игровых технологий, их роли и месте в учебном процессе.

В первой главе работы, опираясь на изученную литературу, сделан вывод:

Обучающие компьютерные игры (далее ОКИ)– это форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации, которая активизирует учебный процесс и способствует умственному развитию.

ОКИ являются разновидностью дидактических игр, созданных на современном высоком уровне. Исходя из этого, можно заключить, что, как любая дидактическая игра она может применяться на всех этапах урока.

Кроме этого, используя обучающие компьютерные игры, можно проводить диагностику и тестирование обучаемых, своевременно выявляя недостаточно усвоенный на уроке материал. Использование этих современных методик помогает вести мониторинг овладения знаниями с минимальными временными затратами.

Проведён анализ обучающих компьютерных игр с целью их классификации.  А также изученыи приведены критерии отбора ОКИ для  использованияна уроках информатики, рекомендованные Е.Н.Тодоровой.

Рассмотрен опыт работы по применению компьютерных обучающих программ на примере авторского коллектива под руководством А.В. Горячева, а также Н.В. Матвеевой, были рассмотрены различные игровые моменты, направленные на формирование основных базовых понятий. В данной работе показаны различные виды компьютерных образовательных  игр.

Определены основные аспекты применения ОКИ в школьной деятельности.

Разработаны, проведены и проанализированы  уроки с применением ОКИ в учебном процессе, на формирование и усвоение основных учебных понятий. Анализ проведенных занятий показал,  что использование ОКИ  на уроке повышает эффективность усвоения знаний, повышает их качество.

 

 

Библиография

 

      1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] /Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
      2. Бешенков, С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии в школе [Текст] / С.А. Бешенков // Информатика и образование. – 2000, - №7. – С.7-9.
      3. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2010, 344с.
      4. Вихрев, В.В. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов [Текст] / В.В. Вихрев, А.А. Федосеев, С.А. Хрис-точевский // Педагогическая информатика. – 2005. - №1. – С. 26 – 28.
      5. Гончарова М.В. «Как применять обучающие игры на уроках»

[Электронный  документ]/Издательский дом «Первое сентября»// 

http://www.festival.1september.ru/articles/313694/

      1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др. Информатика в играх и задачах: учебник, 2класс, «ИздательствоБаласс»2007г. 64с.
      2. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры// Информатика и образование. – 1994. – №4
      3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/catalog

      1. Жарова, Т. К. Искусство, воспитание и компьютер. [Текст] / Т. К. Жарова // Актуальные вопросы современного образования: Сборник статей. Выпуск 3: Методология, педагогика, психология, методика – М.: Изд-во МГУ, 2006. – С. 111–114.
      2. Загвязинский, В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Метод.пособие [Текст] / В.И.Загвязинский, М.М.Поташник.– М.: Пед. о-во России, 2004. – 143 с.
      3. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000, 384с.
      4. Зыков В.В. Основы информационной культуры: Учеб. Пособие для вузов/В.В.Зыков – Тюмень: Изд-во ТГУ,1999, 196с.
      5. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. -М.,1984, 364с.
      6. Мацуца К. И. Некоторые аспекты применения компьютерных игр на уроках информатики//Образовательные технологии XXI века. ОТ'08. Материалы седьмой городской научно-практической конференции/ Под ред. Гудилиной С. И., Тихомировой К. М., Рудаковой Д. Т. - М. 2008. - 410 с. С. 102-106.
      7. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983, 206с.
      8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
      9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
      10. Урнов В.А, КлимовД.Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе. Книга для учителя, из опыта работы -М., Просвещение, 1990,205с.
      11. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. «Издательство Педагогика» 1989 г. 386с.
      12. Шулепова В.В. «Игра – одна из форм контроля на уроках географии» [Электронный документ] /Шулепова В.В. //

http://www.iro.yar.ru/resource/distant/geographic/igra/igra0.htm

      1. Энциклопедия + Интернет. Школьная энциклопедия: естественные науки. [Текст]/ Сост.: К. Роджерс, Л. Хауэлл, А. Смит, Ф. Кларк / пер. с англ. Лиснецкой В.В., Блажко Ю.В., Сосновского А.А.. – М.: ООО «Издательство Росмэн - Пресс»,  2005. – 447 с.
      2. Я познаю мир: математика. Детская энциклопедия. Составители А.П.Савин, В.В.Станцо, А. Ю. Котова – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 475с.

Приложения

Приложение 1.

Автор: Е.Н. Тодорова

Год выпуска: 2008

Издатель: ГОУ «АО ИППК РО»

Требования к критериям

  1. Предварительное изучение существующих критериев.
  2. Краткость и понятность критерия.
  3. Простота и грамотность.
  4. Критерии должны быть четко сформулированы и должны определять конкретную область оценки.
  5. Набор критериев и параметров оценки должен охватывать всю область оценки.
  6. Параметры качества могут определять как четкую, так и размытую границу оценки в зависимости от вида решаемой задачи.
  7. Критерии должны учитывать сомнения эксперта в пограничных областях оценки.

Баллы

0 - отсутствие критерия.

1 - низко выражен.

2 - средне выражен.

3 - ярко выражен.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Критерии к компьютерным обучающим программам

№ п/п

Критерий

Балл по критерию

1.

Научность содержания; обеспечение возможности построения содержания учебной деятельности с учетом основных принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности

 

2.

Открытость; возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой - целями обучения

 

3.

Целенаправленность; обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях обучения, степени достижения целей; стимуляция тех видов познавательной активности обучающихся, которые необходимы для достижения основных учебных целей

 

4.

Обеспечение мотивации; стимулирование постоянной высокой мотивации обучаемых, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью, причем мотивация не должна идти за счет интереса к самому компьютеру

 

5.

Воспитывающий характер; информационное наполнение обучающей среды должно предусматривать воспитательные моменты, обеспечивать сочетание процессов обучения и воспитания

 

6.

Наличие входного контроля; диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации обучения, а также оказания требуемой первоначальной помощи

 

7.

Структурная целостность; знания должны быть представлены в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи изучаемого материала

 

8.

Блочная или модульная структура; основные блоки, которые целесообразно включать в типовую обучающую программу

 

9.

Индивидуализация обучения; для реализации индивидуального подхода программа должна включать динамическую модель обучаемого, многоуровневую организацию учебного материала, банк задач разной трудности

 

10.

Обеспечение обучения в сотрудничестве; программа должна по возможности моделировать совместную субъект - субъектную деятельность

 

11.

Креативность; обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных самостоятельно ставить и решать проблемы; исключение таких нежелательных последствий компьютеризации, как чрезмерная алгоритмизация мыслительной деятельности и пассивность мышления

 

12.

Обеспечение систематической обратной связи; обратная связь должна быть педагогически оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать информацию, достаточную для их устранения

 

13.

Наличие развитой системы помощи; система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучаемого

 

14.

Обоснованность оценивания; использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку обучающегося; в роли дополнительных показателей могут выступать: время, затраченное на изучение вопроса, количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок и т. д.

 

15.

Наличие интеллектуального ядра; может быть обеспечено за счет использования экспертных систем или средств искусственного интеллекта; программа должна включать систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, необходимых для того, чтобы обучающийся понял свои ошибки и сделал правильные для себя выводы

 

16.

Педагогическая гибкость; программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке

 

17.

Возможность возврата назад; при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий

 

18.

Наличие специально отведённого места для рефлексии обучаемых; программа должна накапливать результаты рефлексии с целью последующей корректировки обучающих воздействий

 

19.

Возможность документирования хода обучения и его результатов; полученная информация может быть полезна не только преподавателю, но и разработчику программы, руководству учебного заведения

 

20.

Наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса; обучаемый не должен затрачивать значительных усилий на освоение основных приёмов работы в программе; обеспечение возможностей изменения шрифтов учебного текста, цвета фона

 

21.

Системная организация дизайна обучающей среды; обеспечение максимальной информативности при минимальной утомляемости пользователя

 

22.

Обеспечение возможности получения твердой копии статических разделов программы; возможность копирования выбранной информации в личный электронный конспект, её редактирования и распечатки

 

23.

Наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»

 

24.

Наличие блока контроля утомления обучаемого, блока релаксации

 

25.

Надёжность работы и системная целостность; техническая корректность; защита от случайного или неправильного нажатия; обеспечение адекватной реакции на любые ответы обучаемых

 
 

Общая сумма баллов

 

Информация о работе Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы