Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – ознакомление учащихся младшего звена общеобразовательной школы (1-4 классы) с пластическими материалами.
Предмет исследования – лепка как средство сенсорного развития на уроках изобразительного искусства в младших классах.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе 7
1.1. Народная глиняная игрушка в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства 7
1.2. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке 9
2. Особенности изучения лепки в начальной школе 14
2.1. Анализ программ по изобразительному искусству 14
2.2. Методические приемы обучения лепке младших школьников 19
2.3. Разработка плана-конспекта урока: на тему «Дымковская игрушка» 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик!!! (лепка)_.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

     Министерство  образования и науки РФ

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования

       «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

     Художественно-графический  факультет

     Кафедра изобразительного искусства 
 

     Выполнила студентка 2 к. 0951(2): Хузина Роза 
 
 

     Курсовая  работа

       Использование пластических материалов как средство

     сенсорного  развития младших  школьников 
 

     Работа  завершена:

     ……………2011 г.

     Научный руководитель

     к.п.н., доцент кафедры

     ИЗО Минсабирова В.Н.

     Допускается к защите:

     ……………2011 г. 
 
 

     г. Набережные Челны

      2011 г. 

Содержание 

      Введение

 

     Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском  саду и школе, так и в клубной  работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

     Уникальная  методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем  не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого – рационального, анализирующего и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, – лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках.

     Лепкой  дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

     Занятия лепкой хорошо развивают у детей  глазомер, цветоощущение и мелкую моторику рук, что является важной частью сенсорного воспитания подрастающего ребенка.

     Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, является основой для интеллектуального, физического и эстетического развития.

     Наибольшее  значение сенсорное воспитание приобретает  в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. В школьном возрасте эти пробелы проявляются как отставание в развитии, затрудняющее овладение знаниями основ наук. Так, например, отсутствие умения верно, точно и быстро воспринимать форму, пропорции, пространственные отношения предметов мешает ребенку усваивать геометрию, черчение, географию; недостаточное развитие фонематического слуха становится препятствием к овладению речью.

     Основное  формирование сенсорных процессов  происходит в дошкольном возрасте. Здесь закладывается основа дальнейшего  развития познавательной деятельности в ее более высоких формах (интеллектуальное развитие). Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Приходя, в 1 класс ученики ждут, чего-то нового, необыкновенного от  процесса обучения. Именно на уроках изобразительного искусства открывается большое поле деятельности для фантазии, не только детской, но, прежде всего самого учителя.

     Учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.

     Дети  получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

     Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

     Методика  преподавания изобразительного искусства  в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Ю.А Полуянов, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по изобразительному искусству для начальной школы.

     Цель  курсовой работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

     Объект  исследования – ознакомление учащихся младшего звена общеобразовательной школы (1-4 классы) с пластическими материалами.

     Предмет исследования – лепка как средство сенсорного развития на уроках изобразительного искусства в младших классах.

     Задачи  исследования

     - изучить программы по изобразительному искусству,

     - выявление возможностей применения лепки на уроках изобразительного искусства,

     - разработка плана-конспекта урока  по изобразительному искусству  в 4 классе на тему «Дымковская игрушка».

     Гипотеза  исследования – если при обучении младших школьников  на уроках изобразительного искусства использовать пластические материалы, то это будет способствовать сенсорному развитию учащихся,  их пространственному мышлению и воспитанию эстетического вкуса.

     В работе использованы следующие методы исследования:

     - изучения и анализ  педагогической, методической и искусствоведческой литературы;

     - беседа;

     -  анализ продуктов творческой  деятельности учащихся.

     Структура исследования:

       курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе

      1.1 Народная глиняная игрушка в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства

 

     Народная  глиняная игрушка является одной  из составляющих скульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получают навыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел, украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

     Народная  игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Она разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

     Показывая детям игрушку, преподаватель может  направить внимание ребят на раскрытие  образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу  с коромыслом – «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

     Почти все народные игрушки однообразны  по способу изображения. Это нужно  учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи  изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

     Занятия с использованием предметов народного  творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое  ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

     С возрастом знакомство детей с  народным искусством расширяется, в  связи с чем и задачи по украшению  предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. В каждой местности создавались свои глиняные игрушки. Отличались игрушки особенностями лепки и росписью.

     Таким образом, народные игрушки своей  богатой тематикой влияют на замысел  ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Народные глиняные игрушки следует изучать, учитывая возрастные особенности детей.

      1.2 Учет возрастных  особенностей детей  при обучении лепке

 

     Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют  крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется  в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.

     Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, если ученик в состоянии правильно воспроизвести графический материал, то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок.

     Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей уже к старшему дошкольному  возрасту. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование.

     Для развития мелкой моторики существует множество разнообразных упражнений по лепке из глины и пластилина. Занимаясь лепкой, дети начинают разбираться  в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Информация о работе Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников