Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – ознакомление учащихся младшего звена общеобразовательной школы (1-4 классы) с пластическими материалами.
Предмет исследования – лепка как средство сенсорного развития на уроках изобразительного искусства в младших классах.
Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе 7
1.1. Народная глиняная игрушка в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства 7
1.2. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке 9
2. Особенности изучения лепки в начальной школе 14
2.1. Анализ программ по изобразительному искусству 14
2.2. Методические приемы обучения лепке младших школьников 19
2.3. Разработка плана-конспекта урока: на тему «Дымковская игрушка» 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32
Во втором классе дети учатся лепить из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания, а не путем соединения отдельных частей. Они узнают о том, что изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.
В третьем классе 1 четверть начинается с лепки. Дети лепят игрушки из различных материалов по выбору (пластилин, глина), знакомятся с видами игрушки (детские, народные, самодельные). На следующем уроке дети лепят посуду, определяют ее назначение. В 3 четверти дети узнают о многообразии мира театра кукол. Идет работа художника над куклой, ее образом, конструкцией и костюмом. А в 4 четверти дети учатся смотреть на скульптуру. Узнают, что скульптуру надо смотреть с разных сторон, какие бывают скульптурные памятники, что такое парковая скульптура, разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе.
В результате изучения программы учащиеся:
-
осваивают основы первичных
-
приобретают первичные навыки
художественной работы в
- развивают свои познавательные и наблюдательные способности;
-
осваивают выразительные
- начинают понимать особенности образного языка скульптуры;
-
учатся анализировать
-
овладевают начальным опытом
самостоятельной творческой
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-3 классов общеобразовательной школы, разработанная Полуяновым Юрием Александровичем, составлена в рамках теории (концепции) «Система развивающего обучения». Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Концепция построена на основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и изложенного им основного генетического закона развития психических функций человека. «Развивающее обучение» направлено на формирование у детей теоретического мышления в противовес широко представленному в традиционной школе эмпирическому мышлению.
За годы начального обучения дети попробуют свои способности к скульптуре разных видов и жанров из материалов, которые доступны и посильны для их возраста. Вначале будет пластилин, позже к ним прибавится глина (если в школе для этого есть условия).
С самого начала детей учат художественному объемному изображению: красивому, своеобразному, выражающему чувства и мысли каждого ребенка, его неповторимую индивидуальность.
Исходя из общих целей и задач всех программ, можно сказать, что в результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиеся будут иметь представления об изобразительном искусстве и об основных понятиях изобразительной грамоты. На уроках изобразительного искусства дети приобретут опыт работы с пластичными материалами при выполнении лепных работ, c такими как пластилин и глина.
Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.
Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.
Глина – природный материал, который добывали еще в древности и применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.
Лепить из глины несложно, а тактильные ощущения – совсем другие, нежели от лепки из пластилина. Поделки из глины легко застывают на воздухе, так что потом ими можно играть.
Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.
В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином.
Пластилин
– искусственный материал, специально
созданный для лепки и
Выделяют особенности работы с пластилином:
- мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);
- работа идёт сразу в цвете;
- позволяет создавать дополнительные цвета;
- материал практически не требует дополнительной подготовки;
- позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;
- при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.
Лепка из пластилина – занятие полезное и о нем можно говорить сколь угодно долго. Происходит развитие пространственного мышления и творческих способностей, но, пожалуй, наиважнейшее, зачем нужны занятия лепкой – это тренировка мелкой моторики и тактильного восприятия. Поэтому специалисты рекомендуют иметь не один вид пластилина, а разные материалы для лепки: разные на ощупь, разные по весу и упругости – ребенок должен перепробовать всё.
Лепка
из гипса некоторым кажется
По содержанию лепка бывает – предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).
По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).
По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.
По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.
Основными способами лепки являются – конструктивный, скульптурный, комбинированный.
Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2 - 3 года – и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.
Скульптурный
способ. Этот способ ещё называют пластическим
или лепкой из целого куска. Процесс
работы идёт от общего к частному: в
зависимости от образа, из куска
пластичного материала
Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Можно
выделить основные приемы формообразования
такие, как раскатывание, скатывание,
сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание,
оттягивание, скручивание, прищипывание
(оттягивание с моделированием)
Приёмами соединения деталей являются прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.
Приёмами
отделки формы можно назвать
– заглаживание, декорирование: различными
приспособлениями и инструментами,
пластилином и другими
Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.
Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие в основе будущих образов – шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.
Тема урока: «Дымковская игрушка».
Цели урока:
познакомить детей с историей возникновения игрушек , народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки ; развивать кругозор, мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать аккуратность и последовательность.