Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к новой жизни – жизнь в эпоху информационных технологий. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Содержание

Введение 4
Глава I. Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе
Классификация и сущность технических средств обучения
Информационно – коммуникационные технологии как инструментарий в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках истории в начальной школе
Глава II. Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах
Методика применения технических средств обучения на уроках истории младших школьников
Информационно – коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках истории в начальной школе
Заключение 38
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

 

Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Мишкинский профессионально-педагогический колледж»

 

050709 Преподавание в начальных классах

Предметно-цикловая комиссия общих гуманитарных и социально экономических дисциплин

 

 Работа проверена.                                                         Допустить к защите.

 Рецензент____________                                                Зам. директора по НМР

_____________________                                               _______Н.А.Кандакова

«____»___________20__                                         «____»__________20__

 

Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Консультанты:                                  Автор работы:

____________________                                           Михайлова А.О.

____________________                                            студент(ка) 41 группы

____________________                                         Руководитель работы:

____________________                                         Михайлова М.А.

____________________                                          преподаватель методики                                                                        обществознания

 

Мишкино 2013

Оглавление

 

Введение

 

4

Глава I.

 

 

             1.1

             1.2

             

 

Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе

Классификация и сущность технических средств обучения

Информационно – коммуникационные технологии как инструментарий в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках истории в начальной школе

 

 

7

7

 

 

11

Глава II.

Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах

 

 

16

2.1

Методика применения технических средств обучения на уроках истории  младших школьников     

 

16

2.2

 

2.3

 

Информационно – коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС НОО 

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках истории в начальной школе   

 

20

 

 

23

Заключение

 

38


Список использованных источников                                                                  40

Приложения:                                                                                                         

1.

Длительность непрерывного использования аудиовизуальных технических средств обучения в учебном процессе

2.

Методы обучения и формы предоставления информации

3.

Применение ИКТ на различных этапах учебного процесса

   

                  4. Мультимедийные ресурсы для начальной школы

                  5. Классификация универсально учебных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Урок – это зеркало общей

                                                       и педагогической  культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

 показатель  его кругозора и эрудиции.

                                                                В.А. Сухомлинский

 

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к новой жизни – жизнь в эпоху информационных технологий.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Все происходящие изменения, как в зеркале отражается в школе. Поэтому приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать умения добывать знания. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем»  образовательного процесса, а в этом ему поможет  применение технических средств обучения (ТСО).

Достижение этой  цели становится возможным благодаря  системе универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы) [17]. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного поиска новых знаний, через применение технических средств обучения, формирования умений и компетентностей на основе поиска необходимой информации.  Ведь в современной педагогике становится особо актуальной задача научного обоснования, создания и использования ТСО в формировании УУД учащихся по обществознанию в начальной школе. Иными словами, школа должна ребёнка - «научить учиться». 

Применение  современных технических средств обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся  позволяет сделать процесс обучения  более увлекательным и интересным. Младшие школьники получают больше возможностей для развития логического мышления, воображения и познания мира.

Актуальность данной проблемы с одной стороны обусловлена необходимостью формирования УУД,  с другой – применением современных технических средств обучения в реализации стандартов второго поколения.

Исходя, из актуальности определяем тему дипломной работы -  «Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории»

Объект исследования – процесс формирования универсальных учебных действий при использовании современных технических средств обучения на уроках истории.

Предмет исследования – приемы использования универсальных учебных действий на уроках истории.

Цель - выявить роль информационных технологий в формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках истории.

 

Задачи:

  1. определить  место и значение современных технических средств в формировании универсальных учебных действий ФГОС НОО;
  2. проанализировать  методику применения технических средств обучения в начальной школе;
  3. показать  особенности применения современные технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках истории.

Гипотеза исследования – если учитель будет систематически использовать современные технические средства обучения, то это приведёт к успешному формирования УУД у младших школьников на уроках истории и будет способствовать усвоению исторических представлений и понятий.

Методы исследования – изучение методической литературы, анализ,  синтез,  сравнение, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе

1.1 Классификация  и сущность технических средств  обучения

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [3]. 

Существует несколько классификаций технические средства. К ним относятся:

  1. классификация по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);
  2. классификация по принципу устройства и работы;
  3. классификация по роду обучения;
  4. классификация по логике работы;
  5. классификация по характеру воздействия на органы чувств;
  6. классификация по характеру предъявления информации.

Классификация по функциональному назначению

ТСО подразделяют на:

    1. технические средства передачи учебной информации;
    2. технические средства контроля знаний;
    3. тренажеры;
    4. технические средства обучения и самообучения;
    5. вспомогательные;
    6. комбинированные - технические средства, совмещающие функции различного назначения [7].

Технические средства передачи информации, диапроекторы, графо проекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы [7].

Классификация по принципу устройства и работы

ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

Классификация по роду обучения

Выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

Классификация по логике работы

ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

Информация о работе Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории