Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:24, дипломная работа
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к новой жизни – жизнь в эпоху информационных технологий. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Введение 4
Глава I. Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе
Классификация и сущность технических средств обучения
Информационно – коммуникационные технологии как инструментарий в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках истории в начальной школе
Глава II. Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах
Методика применения технических средств обучения на уроках истории младших школьников
Информационно – коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках истории в начальной школе
Заключение 38
Список использованных источников 40
Главное управление образования Курганской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Мишкинский профессионально-педагогический колледж»
050709 Преподавание в начальных классах
Предметно-цикловая комиссия общих гуманитарных и социально экономических дисциплин
Работа проверена.
Рецензент____________
_____________________
«____»___________20__
Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории
Выпускная квалификационная работа
Консультанты:
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
преподаватель методики
Мишкино 2013
Оглавление
Введение |
4 | |
Глава I.
1.1 1.2
|
Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе Классификация и сущность технических средств обучения Информационно – коммуникационные технологии как инструментарий в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках истории в начальной школе |
7 7
11 |
Глава II. |
Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах |
16 |
2.1 |
Методика применения технических средств обучения на уроках истории младших школьников |
16 |
2.2
2.3
|
Информационно – коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС НОО Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках истории в начальной школе |
20
23 |
Заключение |
38 |
Список использованных источников
Приложения:
1. |
Длительность непрерывного использования аудиовизуальных технических средств обучения в учебном процессе |
2. |
Методы обучения и формы предоставления информации |
3. |
Применение ИКТ на различных этапах учебного процесса |
4. Мультимедийные ресурсы для начальной школы
5. Классификация универсально учебных действий
Введение
Урок – это зеркало общей
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к новой жизни – жизнь в эпоху информационных технологий.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Все происходящие изменения, как в зеркале отражается в школе. Поэтому приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать умения добывать знания. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, а в этом ему поможет применение технических средств обучения (ТСО).
Достижение этой цели становится возможным благодаря системе универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы) [17]. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного поиска новых знаний, через применение технических средств обучения, формирования умений и компетентностей на основе поиска необходимой информации. Ведь в современной педагогике становится особо актуальной задача научного обоснования, создания и использования ТСО в формировании УУД учащихся по обществознанию в начальной школе. Иными словами, школа должна ребёнка - «научить учиться».
Применение современных технических средств обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и интересным. Младшие школьники получают больше возможностей для развития логического мышления, воображения и познания мира.
Актуальность данной проблемы с одной стороны обусловлена необходимостью формирования УУД, с другой – применением современных технических средств обучения в реализации стандартов второго поколения.
Исходя, из актуальности определяем тему дипломной работы - «Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории»
Объект исследования – процесс формирования универсальных учебных действий при использовании современных технических средств обучения на уроках истории.
Предмет исследования – приемы использования универсальных учебных действий на уроках истории.
Цель - выявить роль информационных технологий в формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках истории.
Задачи:
Гипотеза исследования – если учитель будет систематически использовать современные технические средства обучения, то это приведёт к успешному формирования УУД у младших школьников на уроках истории и будет способствовать усвоению исторических представлений и понятий.
Методы исследования – изучение методической литературы, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Глава I. Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе
1.1 Классификация
и сущность технических
Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [3].
Существует несколько классификаций технические средства. К ним относятся:
Классификация по функциональному назначению
ТСО подразделяют на:
Технические средства передачи информации, диапроекторы, графо проекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.
Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.
Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.
К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы [7].
Классификация по принципу устройства и работы
ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.
Классификация по роду обучения
Выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
Классификация по логике работы
ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.