Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к новой жизни – жизнь в эпоху информационных технологий. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Содержание

Введение 4
Глава I. Технические средства обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся в начальной школе
Классификация и сущность технических средств обучения
Информационно – коммуникационные технологии как инструментарий в формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках истории в начальной школе
Глава II. Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах
Методика применения технических средств обучения на уроках истории младших школьников
Информационно – коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках истории в начальной школе
Заключение 38
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Классификация по характеру воздействия на органы чувств

Выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

Классификация по характеру предъявления информации

ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Требования к техническим средствам обучения

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.

Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).

Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.

Экономические - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств [3].

Таким образом, современные технические средства обучения  занимают всё более прочное место в нашей жизни, открывают огромные возможности для развития человека, для более эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных, бытовых проблем. Поэтому цель обучения учащихся состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя, а в этом ему обязательно помогут технические средства обучения.

 

1.2 Информационно  – коммуникационные технологии  как инструментарий в формировании  универсальных учебных действий  учащихся на уроках истории в начальной школе

Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребёнка они недостаточны. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», педагог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел, который определяет необходимые для этого элементы ИКТ-компетентности[25].

Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке форсированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий[17].

При освоении личностных действий формируются:

• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

• уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

• основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:

• оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

• использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

• создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких обще учебных универсальных действиях, как:

• поиск информации;

• фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

• структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

• создание простых гипермедиа сообщений;

• построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

• обмен гипермедиа сообщениями;

• выступление с аудиовизуальной поддержкой;

• фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

• общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.

Основное содержание работы по формированию ИКТ-ком- петентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно связано с его применением. Тем самым обеспечиваются:

• естественная мотивация, цель обучения;

• встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

• повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

• формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.

При этом специфика ИКТ-компетентности заключается и в том, что зачастую сам учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности. Поэтому естественным образом создаётся контекст, в котором учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается» [17].

Например, на уроках «История России», «Белка и компания - Экономика для детей в сказках, играх и задачках»,  в начальной школе, применяются источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Осуществляется работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций – «Государственные символы России», видео – «Сталинградская битва» и аудио фрагментов – «Гимн России». Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным историческим событиям – «Славянская письменность». Презентация  по темам: «Мир профессий»; «Права ребёнка»; «Отечественная война 1812 года» - с опорой на тезисы и иллюстративный материал на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материалах исторической и художественной литературы, использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

 Создание творческих исследовательских работ, несложных видеосюжетов, компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Таким образом, способность младших школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что использование современных технических средств обучения помогают учащимся в формировании универсальных учебных действий.

Ведь обучение – это то, что делает сам ученик, а не то, что делается за него.

Выводы по главе I.

Итак, мы рассмотрели в первой главе требования к ТСО, классификацию ТСО, где  говорится о сущности, достоинствах применения технических средств обучения в современной начальной школе. Проводится анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и практике, выявляется значение ТСО, как средства презентации нового учебного материала, рассматриваются информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности, подводятся выводы.

Поэтому в условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно образовательной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах

2.1   Методика  применения технических средств обучения на уроках истории  младших школьников     

    Используя технические средства обучения, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания. Сосредоточенность внимания – удержание  внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания – количество  объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2 мин. Распределение внимания – одновременное  внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики. Переключение внимания – перемещение  внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленностью внимания всех учеников класса сложно [10]. Например: в учебнике «Введение в историю» 3 класс автор Е.В. Саплина, Ф.И. Саплин, тема история на карте, рассматриваются карты на которых можно проследить последствия военных маршрутов, направления военных походов, географических экспедиций.

Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего обще учебного умения – умения  наблюдать.  

При   использовании   в   школе аудиовизуальных технических средств обучения  устанавливается длительность их    непрерывного   применения   в   учебном  процессе (приложение 1, табл. 1). В течение недели не рекомендуется проводить более 3 – 4  уроков    с применением ТСО (СанПиН 2.4.2.1178-02. 2002).

Таким образом, ТСО обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока обществознания в начальной школе? При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Использование в обучении компьютерных технологий действительно способно облегчить детям восприятие учебного материала, но от учителя этот урок требует большей подготовки, чем любой другой, ибо в нём несравнимо возрастает уровень дифференцированной, групповой, парной, индивидуальной работы. Учителю нужно предусмотреть различный темп выполнения детьми компьютерных программ, способы поощрения за быструю и качественную работу (чаще – занимательными  упражнениями, дидактическими играми). Необходимо учесть, что ребенок не должен находиться у компьютера более 15 минут во избежание ущерба для его здоровья [12].

Решив взять на вооружение современные компьютерные технологии, необходимо обратить внимание: их использование должно быть абсолютно оправданно. В каких случаях нам необходимы ресурсы компьютера? Перечень причин для обращения учителя и ученика к ПК:

– дефицит  источников учебного материала;

– возможность  представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

– визуализация  изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

– формирование  навыков и умений информационно-поисковой деятельности;

– необходимость  работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;

– создание  условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.);

– необходимость  объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

Информация о работе Использование современных технических средств обучения для формирования УУД у младших школьников на уроках истории