Использования произведений устного народного творчества в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»).
Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Содержание

Роль устного народного творчества в развитии речи детей_________3

Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм_________________6

Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)__________________11

Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей_____13

Вывод____________________________________________________16

Список литературы_________________________________________17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Работа ТиМРР.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

       Знакомство с  народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

 

***

Баю, баю, баю - бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

 

        После таких  коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

        Своеобразие  восприятия у детей 2 – 4 лет  заключается в том, что при  осмыслении текста ребенок опирается  главным образом на имеющийся  у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника -– это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.

       На первых порах  дети, слушая потешки, издают восклицания,  произносят с разнообразными  интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».

       Положительное  влияние малых фольклорных текстов  сказывается на развитии собственной  речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации.

       Малые фольклорные  формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и пр.) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Именно конкретное, ситуативное действие приобретено через практический опыт, сочетающийся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), смысловое содержание.

Сочетание «баю – бай» всегда связано для ребенка с  укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только ребенок слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния устного народного творчества на умственное, познавательное развитие детей дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее» богатство малых фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый привносит посредством умелой интерпретации слова, жесты, действия и смысловое содержание, открывая их ребенку в доступной форме. Ребенку становится «сигнальным» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши: «Ай, та – ту, та – ту, та – ту!» – дети в ответ начинают приплясывать. В другом случае, слова: «Кап-кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются с ситуацией купания, игр с водой. Этот же механизм начинает действовать, когда дошкольники начинают учиться выполнять действия по слову, когда им дают поручения.

       Потешкой  или прибауткой взрослый стимулирует  отработку слогов, звукосочетаний. По средствам малых фольклорных форм корректирует произносительную сторону развивающейся речи дошкольников. Так, чтобы отработать звукосочетание, например «ди», взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во – ди – и – чка! Во – ди – и – чка! Умой Тане личико». Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных с гласным можно предложить следующую потешку:

 

 

***

Ранним – рано по утру – у – у –у

Пастушок ту – ру –  ру –ру!

А коровы в лад ему  – у – у 

Затянули му – му –  му!

 

      «Открыть  себя» ребенку помогут песенки,  потешки, присказки, в которых  имеется прямое обращение к  ребенку по имени, например:

 

***

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

 

Вот он, оказывается, кто: Ванечка!

       Фольклорное  произведение, рассчитанное на обращение  к ребенку по имени, утверждает  его личность, выражает уважение  к нему. Святое отношение к  детству звучит в подтексте  маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения являются народной дидактикой.

       Восприятие  малых фольклорных форм обусловлено возрастными интересами и уже имеющимся жизненным опытом детей. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях отражающихся в поговорках, присказках и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  МЕТОДИКА  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   В  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ  МАЛЫХ  ФОРМ  ФОЛЬКЛОРА  (ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПЕСЕНКИ И ДР.)

 

     

 

       Припевки, потешки, маленькие народные песенки  дети слышат с самого раннего  возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить,  просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве.

       Чтение  фольклорных произведений требует  от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием,  формой, языком, установившейся традицией,  потешки, песенки произносятся  просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

       В  младшем дошкольном возрасте  дети не могут воспринимать  быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные  песенки читаются неторопливо,  отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

       К  чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

       Многогранность  фольклористики обнаруживается  также в том, что звукосочетания  – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям – наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек.

       Малые  формы фольклора можно использовать  при формировании навыков самообслуживания  и гигиены. Показ трудового  действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ни чего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание.

       Чтобы  прибаутка, песенка или байка  прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжек» можно использовать шапочку кота, пирожки.

       Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

       Загадки  – полезное упражнение для  детского ума. Учить детей отгадывать  можно как предлагает Е. И.  Тихеева. На стол выставляется  несколько игрушек, для каждой  подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.

       Использование  произведений малых фольклорных  форм для детей старшего дошкольного  возраста можно включить в  фольклорные утренники, вечера, развлечения,  инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит» (автор Л. Исаев), «За околицей» (автор Н. Любиченко) и др.

 

 

 

 

4.  НАРОДНЫЕ  СКАЗКИ,  ИХ  РОЛЬ  В  ОБЩЕМ  И   РЕЧЕВОМ  РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ.

 

      

      

        Гениальными произведениями народного  творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

       Само  слово «сказка» происходит от  «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая  разговорная манера ее преподнесения.  Народная сказка по своей природе  тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.

       Сказки  пользуются большой популярностью  у детей младшего и среднего  дошкольного возраста. Они прочно  вошли в детский быт. По своему  содержанию, народная сказка, вполне  доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

       Сказка  вызывает у  дошкольников любовь  и интерес своей яркостью образов,  необычностью, загадочностью, занимательностью  событий, неограниченными возможностями  для фантазии, выдумки, игры ума.  Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

       В  сказках жизненная правда народа  раскрывается в развернутом повествовании.  Яркая наглядность художественных  образов, совершенство и простота  композиции, богатство языка сказок  способствуют глубокому и устойчивому  восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

Информация о работе Использования произведений устного народного творчества в детском саду