Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»).
Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.
Роль устного народного творчества в развитии речи детей_________3
Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм_________________6
Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)__________________11
Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей_____13
Вывод____________________________________________________16
Список литературы_________________________________________17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
Психолого- педагогический институт
Кафедра педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Использования произведений устного народного творчества в детском саду»
Подготовил:
Студент 4 курса ЗФО,
специальности
«Дошкольная педагогика и психология»
Алексеев Сергей Михайлович.
Проверил:
кандидат педагогических наук, доцент
Смага Анна Александровна
Мурманск
2013г.
Содержание
1. РОЛЬ
УСТНОГО НАРОДНОГО
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»).
Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.
Фольклорные произведения,
начиная с колыбельных песенок,
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.
Попевки, приговорки,
потешки – первые
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Устное народное
творчество таит в себе
***
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га, га, га.
Наши курочки в окно:
Ко – ко – ко, ко – ко – ко.
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Использование произведений народного творчества в работе по развитию речи должно быть систематизировано с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору. Следует отметить, что в основу положены научные достижения А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников», выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогут исследования Н. А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», а так же рекомендации Е. И. Тихеевой и других авторов. Следуя советам, выше перечисленных авторов педагогу следует подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогут детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
Использование
полюбившихся произведений
Познавая окружающий
мир по средствам устного
Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
2. СОСТАВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.
ПРИГОВОРКИ, ПРИПЕВКИ
Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.
ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ
Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.
ЗАГАДКИ
Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.
СКОРОГОВОРКИ
Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.
«Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти – то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае… не надоедать» Е. И. Тихеева («Развитие речи детей» М., «Просвещение», 1967,стр. 121)
ДОКУЧНЫЕ СКАЗОЧКИ И ПРИСКАЗКИ
«Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.
Простота малых
фольклорных форм не имеет
ни чего общего с
Особенностью
произведений малых
Отмечаемая в
раннем детстве способность
Исследуя значение
устной народной поэзии в
В малых
жанрах устного народного
Информация о работе Использования произведений устного народного творчества в детском саду