Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявление особенностей подготовки к обучению в школе детей с
ранним детским аутизмом дошкольного возраста Объект: Изучение аутичных детей дошкольного возраста Предмет: Рассмотреть и проанализировать особенности подготовки к
обучению в школе детей с ранним детским аутизмом дошкольного
возраста

Содержание

Введение
Глава I. Понятия раннего детского аутизма и его особенностей
Исторический аспект изучения раннего детского аутизма
Основные причины появления детского аутизма и его признак
Глава П. Особенности организации процесса обучения детей дошкольного
возраста с ранним детским аутизмом
Пространственная - временная организация аутичного ребенка в
школе
Смысловое структурирование жизни ребенка в школе
Взаимодействие аутичного ребенка с учителем и с детьми
Глава III. Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к
школе
3.1. Виды коррекционной работы и особенности в подготовке к
школе детей с аутизмом дошкольного возраста
3.2. Методики для выявления готовности детей с аутизмом к школе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РДА.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

Желательно, чтобы учитель создал ребенку  хорошую репутацию в глазах одноклассников. Он, как правило, достаточно странен в своих спонтанных проявлениях, в неловких попытках установить контакт и

 

26

легко может  произвести плохое впечатление. На уроках учитель может продемонстрировать его сильные стороны: серьезные знания, одаренность в отдельных областях, подчеркнуть свою симпатию к нему.

Неформальные  контакты на перемене тоже по возможности должны быть организованы. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. С ним надо специально проговаривать, обсуждать возникающие ситуации.

Позже очень  важно сохранить для такого ребенка  возможность участвовать в общих экскурсиях, организации концертов, классных спектаклей, праздничных вечеров, присутствовать при общих дискуссиях, даже при невозможности активного участия в них. Очень много такому ребенку дает участие в походах. [15]

 

27

Глава III. Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к школе

3.1. Виды коррекционной  работы и особенности    в  подготовке к школе детей с аутизмом дошкольного возраста

В настоящие  время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с РДА адаптироваться в повседневной жизни.

За рубежом  наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации людей с РДА достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии: Оперантное обучение и Обучение по программе ТЕАССН.

1. В основе  Оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением. Специалисты, работающие в рамках данного подхода, столкнулись с проблемой переноса сформированного навыка в другую ситуацию и в настоящее время ищут пути ее решения. [12]

На первом этапе обучения особое внимание уделяется  формированию способности ребенка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции взрослого. Благодаря гибкой системе подкреплений удается закрепить желаемое поведение и уменьшить не желательное и деструктированное поведение. Однако сохраняются трудности переноса сформированных навыков на внеучебную обстановку и зависимость от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения.

 

28

2. Обучение  по программе ТЕАССН (Лечение  и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды.

Первичный акцент так же делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, т.к. является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельностью аутичного ребенка. Следует, однако, отметить, что хотя специалисты, работающие по программе ТЕАССН, считают, что зрительная организация среды уменьшает зависимость ребенка от взрослого, существует опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в неструктурированную среду ребенок может оказаться беспомощным. Но все-таки, не смотря на это, принципы организации учебной среды, разработанные в рамках программы ТЕАССН, представляют собой полезный опыт, который мог бы помочь в решении проблемы социальной адаптации людей с РДА у нас в стране.

Конечно, невозможно слепое заимствование американских методик обучения в силу культурных различий. Необходима адаптация методик оперантного обучения и программы ТЕАССН в рамках традиционного российского подхода эмоциональной коррекции раннего детского аутизма. В данной работе, я хочу привести примеры конкретных форм использования методов оперантного обучения и программ ТЕАССН институтом коррекционной педагогики РАО г. Москва в сочетании с традиционными отечественными приемами организации социально-бытового поведения аутичных детей.

Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с ребенком, исследования его возможностей, особенностей и интересов и работа по общей организации его поведения. При формировании установки у ребенка на выполнение требований взрослого и заинтересованности ребенка в этом  выполнении,   вначале  часто  приходится  использовать  простейшие

 

29

естественные  потребности ребенка; так например, если он хочет пить, можно попросить его сначала сесть на стул. Часто в ответ на попытку взрослого что-то потребовать от ребенка, он начинает капризничать, может закричать, ударить. Если взрослый отменяет свое требование в ответ на его крик, то такой способ добиться своего может закрепиться в сознании ребенка. И оперантный, и подход ТЕАССН настаивают на предварительном анализе того, что ваш ребенок сможет выполнить, прежде чем что - либо требовать от него.

Наблюдения  поведенческих терапевтов показывают, что лучше всего закрепляется поведение, которое награждается не каждый раз, а время от времени. Это, кстати, касается и нежелательного поведения. Например, если в ответ на каприз ребенок после долгих отказов все-таки получает то, что требует, очень вероятно, что в дальнейшем он будет использовать тот же способ достижения желаемого. [11]

Большинство исследователей сходятся в том, что  для аутичного ребенка особенно важно не устанавливать несколько запретов одновременно, чаще стараться переключать его внимание, а в некоторых случаях специалисты программы ТЕАССН предлагают выделить в квартире определенное место, где можно делать что-то недозволенное.

Как отмечалось ранее, трудности в адаптации  аутичного ребенка в быту семьи, его отказ что-то сделать часто связаны со страхами. Ребенок может бояться ходить в туалет из-за шума воды, мыться, если вода однажды попала ему в глаза, идти гулять, потому что боится соседской собаки или людей (К.С. Лебединская, О.С. Никольская).

В отличие от оперантного  обучения, в российском подходе чаще отдают предпочтение "скрытой психодраме" (В. Лебединский, О. Никольская 1990). Пугающий объект при этом, представляется смешным или совершенно необходимым для достижения важной для ребенка цели в игровой ситуации. Проблема может постепенно разрешиться, если близкие

 

30

понимают, что  стоит за отказом ребенка, терпеливо  ободряют его, дают возможность освоиться в пугающей ситуации, почувствовать себя ее хозяином. Например, если ребенок боится мыться, можно дать ему поэкспериментировать с краном, вместе помыть голову кукле.

Стереотипность, свойственная аутистам, можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов. При обучении навыкам речь должна быть четкой и краткой, следует продумать фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом.

Необходимо  сначала подключать ребенка к  самым легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и т.п.

Прежде чем начать обучение, следует тщательно продумать схему действий, выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной имеющейся ситуации. Например, при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, какой рукой лучше брать щетку, а какой - пасту. Эти детали не имеющие значения для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении аутичного ребенка. Известно, что подобный пооперационный анализ бытовых навыков используется так же при работе со слепыми и умственно отсталыми детьми.

Пространственная  и временная организация занятия  и распорядка дня аутичного ребенка.

Сторонники  ТЕАССН подчеркивают, что для аутичного  ребенка важно подобрать удобные, подходящие по росту стол и стул, стол расположить так, чтобы ничто не отвлекало его внимание, и наоборот, выделялись предметы, на которые вам хотелось бы обратить его внимание. Приятные и легкие задания, чередования заданий с развлечениями помогут ослабить негативизм ребенка к учебной ситуации.

При обучении важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное

 

31

внимание  и выполнения произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть очень короткими (3-5 мин.), но необходимо, чтобы ребенок сразу испытал успех. Оперантный и особенно эмоционально-коррекционный подходы рекомендуют эмоционально обыгрывать удачу. [6]

Уменьшению  тревожности, упорядочиванию поведения  аутичного ребенка способствует и временная организация его жизни. Существование четкого распорядка дня, семейных привычек и традиций, если последовательность событий предсказуема, они неукоснительно должны соблюдаться, повторяясь изо дня в день (еда, прогулка, сон, занятия и т.д.).

В оперантном подходе в последнее время  все популярнее становится идея о необходимости обучения в естественной ситуации, когда подкрепление достигается самим ребенком в результате выполнения необходимого для этого действия. Некоторые операции, которые особенно трудны ребенку, можно вставлять в игровой сюжет, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации.

Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.

Возможности использования описанных выше методик иллюстрируются примерами из практики коррекционного обучения ребенка и взрослого с ранним детским аутизмом.

К сожалению, на сегодняшний день, средств, позволяющих полностью излечить аутизм, не найдено. Хотя с помощью различных методов (медикаментозных, поведенческих, образовательных) удается добиться прогресса в сфере поведения и обучения аутичных детей, а некоторых из них приблизить к практически нормальному уровню функционирования. Большинство этих методов направлено на

 

32

то, чтобы максимально реализовать потенциал ребенка. Успех лечения зависит от того, в какой степени выражены проявления аутизма, и от уровня интеллектуального развития ребенка. Если у ребенка высокий уровень интеллектуального развития (от средней формы умственной отсталости до нормы) прогноз лечения, в целом, благоприятный, но зависящий от того, когда началось лечение: чем раньше, тем лучше результат. Таких детей обучают беглой речи, адекватным формам взаимодействия со сверстниками, навыкам, которые будут необходимы им для обучения в школе. Но, при этом, результат во многом определяется особенностями личности ребенка, его семьи, условиями, в которых он живет. Для детей с низким уровнем интеллектуального развития прогноз менее благоприятный. Они, как правило, на протяжении всей жизни нуждаются в постоянной посторонней помощи. Особенно это касается детей, которые не смогли овладеть речью к 5-то годам, испытывают серьезные трудности в общении, обнаруживают признаки расстройства ЦНС и нарушения в двигательной сфере. С такими детьми основное направление работы заключается в устранении самотравмирующих форм поведения. Детей учат навыкам самообслуживания, выполнению простых просьб, соблюдению правил поведения, помогают им усвоить социальные навыки и способы выражения эмоций. Много вниманию уделяется также развитию у них способности сообщать другим о своих нуждах, игровым навыкам. По мере взросления их обучают ведению домашнего хозяйства, дают основы профессиональных знаний, в общем, готовят к относительно самостоятельной жизни. В последние годы все большее значение придается программам раннего вмешательства. Эти программы оказываются наиболее эффективными, поскольку психика ребенка на ранних стадиях развития отличается высокой пластичностью. Программы раннего вмешательства подразумевают работу с детьми 3-4-х лет или даже раньше. С детьми проводится индивидуальная психотерапевтическая работа -

 

33

по 15-40 часов  в неделю при активном участии  семьи аутичного ребенка. Работа включает в себя следующие направления: концентрация внимания на других людях, выполнение просьб и подражание другим, речевая и моторная имитация, функциональная и символическая игра с игрушками, социальное взаимодействие, адаптация усвоенных детьми навыков к естественным условиям, приспособление к изменениям в повседневной деятельности, стимулирование интереса ребенка к выполняемым заданиям, сведение к минимуму проблемного поведения и т.д. Все методики адаптируются применительно к каждому конкретному ребенку. Как показывают результаты наблюдений и исследований, эти программы, действительно, оказываются весьма эффективными. Например, в одном из исследований более 47% детей, прошедших через программу раннего вмешательства, достигли нормального уровня интеллектуального развития и получили соответствующее образование.

Коррекционная работа по принципу лечебно - педагогического  воздействия

Главная задача, вовлечь  ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяем  в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. При этом всегда помнить о пяти «НЕ»:

  1. не говорить громко;
  2. не делать резких движений;
  3. не смотреть пристально в глаза ребёнку;
  4. не обращаться прямо к ребёнку;
  5. не быть слишком активным и навязчивым.

На  первом этапе работы необходимо решить основные задачи -установление эмоционального контакта, преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.

 

34

Для того, чтобы  понять с чего начинать коррекционную  работу, нужно определить ведущие направления.

Выбор направления  зависит от потребностей конкретного  ребенка. В одном случае обучаем ребенка в первую очередь навыкам самообслуживания, в другом - проводим работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. На первом этапе более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала. Формирование учебного поведения аутичного ребёнка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту, освоению им навыков социального взаимодействия.

Информация о работе Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к школе