Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа
Каким должно быть школьное образование в XXI столетии на сельских регионах? Почему доставшаяся нам в наследство с советских времен система образования, в свое время признанная лучшей в мире, сегодня уже не отвечает современным потребностям общества? Какими путями идти странам среднеазиатского региона, формируя свои образовательные системы в условиях глобализации? Эти вопросы волнуют сегодня не только педагогов, ученых и представителей госструктур. Каждый из нас является не только своего рода продуктом той или иной образовательной системы, но и заказчиком образовательных услуг. Не случайно к процессу формирования новых подходов к образованию сегодня активно подключились представители общественности, объединившиеся в неправительственные организации и играющие на постсоветском пространстве роль локомотива реформ в этой традиционно консервативной сфере. В этом еще раз смогли убедиться участники и гости международной конференции “Новая школа: пространство возможностей”, которая состоялась в2003 году на гостеприимном побережье Иссык- Куля.
Введение…………………………………………………………………… …3
Глава 1. Сущность системы образования Кыргызстана.
Образование в Кыргызстане: анализ ситуации в
современном этапе…………………………………………………….. 7
Значение воспитательной работы в идеологическом
направлениях деятельности государства……………………………. 28
Глава 2. Состояние и проблемы образовательных учреждений
в современном этапе……………………………………….………33
2.1. Маркетинг в деятельности директора в образовательных учреждений…………………………………………………………………38
Глава 3. Проблема организации воспитательной работы
в начальных классов общеобразовательных школ
им. Кызылтейит (Ноокатского района)…………………………...55
3.1. Перспективы образовательных учреждений
и их пути развития………………………………………………………….59
Заключение………………………………………….……………………….66
Список использованной литературы…………
1. Особую заботу МО должна
составить разработка
2. Разработать учебно-
3. Министерству образования
4. Национально-культурным центрам, особенно малочисленных этносов, создавать воскресные школы, клубы и т.д. Содействовать образовательным органам переходу на дву- и полиязыковые системы обучения в целях интеграции меньшинств в кыргызское общество.
5. Развивать движение волонтерства, тем самым решать вопросы изучения языков с носителями языка. Использовать волонтеров не только из дальнего зарубежья, но и из ближнего.
6. МО рассмотреть возможность
подготовки педагогических
Главным и существенным для образования являются кадры – управленцы различных уровней образования, руководители образовательных структур, учителя, воспитатели. Роль и значение кадров для образования трудно переоценить, поскольку от них, по сути, зависит успех образовательных реформ в КР в целом, а также жизнестойкость и перспективы развития образовательных инноваций.
Свою миссию – способствование углублению интеграции в обществе- образовательная система будет готова и способна выполнить лишь тогда, когда носителем данной идеологии станут все кадровые звенья системы образования, когда за счет живых носителей данной идеологии последовательно и поступательно можно будет обеспечить такое образование: от образовательной «интеграционной» концепции, стратегии и программ – до программ, планов и содержания отдельных уроков в школе.
Любые благоприятные условия и достаточная оснащенность образовательного процесса в отсутствии квалифицированных, компетентных, идейно убежденных, высоко нравственных кадров могут не принести желаемого результата. Подготовка кадров для образования в целом, и в частности – предметников (учителей) гуманитарных и языковых дисциплин в средних школах должна стать приоритетной задачей в образовательной кадровой политике государства.
Анализ государственных стандартов подготовки педагогических кадров, особенно гуманитарного профиля, показывает следующее:
а) Государственные стандарты подготовки педагогических кадров и требования к профессиональной компетенции педагогов не предполагают овладения педагогами интерактивных методов в преподавании учебных дисциплин.
б) Учебные программы не отражают компетенции педагогов в вопросах этнополитики и межкультурного обмена, в вопросах культурологии и умения делать культурологический анализ использовать его результаты в педагогической деятельности.
в) В действующих стандартах нет специализации педагогов-психологов и культурологов. Все стандарты ориентированы на подготовку преподавателя – носителя узкой информации, что приводит к некомпетентности молодых специалистов именно как педагогов.
Сегодня монополию на повышение квалификации педагогов имеет институт повышения квалификации при Академии образования. Только курсы, проводимые этим институтом, сертифицируются как повышение квалификации. Семинары и тренинги, которые проходят педагоги по международным программам и которые очень востребованы, не дают возможность педагогам получать доплаты в связи с повышением квалификации.
Программы Института повышения квалификации не содержат анализа потребностей педагогов и школ, основываются на старых программах советских времен. Тематика курсов составляется с учетом финансовых и кадровых ресурсов института. Профессиональные кадры, привлекаемые для проведения курсов, не владеют современной методикой, несут устаревшее содержание, курсы не популярны среди педагогов. Но в 2003 году на средства АБР институтом были проведены курсы повышения квалификации, и каждый педагог получил разовую стипендию за участие в курсах, что вызвало положительную реакцию участников.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с обеспечением кадрами средних школ Кыргызстана, ключевыми из которых являются:
1. Нехватка педагогических
2. Стремительное «старение»
3. Недостаточный, а порой и низкий уровень профессиональных знаний и методических навыков молодых специалистов-образованцев. Молодые преподаватели приходят в школу, не получив необходимой подготовки в ВУЗах.
4. Острая нехватка в сельских
школах моноэтнических
5. Отсутствие в образовательной системе стимулов для работы учителей (педагогов), недостойный уровень заработной платы, в среднем составляющий 18 долл. США в месяц. Вместе с тем, учителя несут огромную социальную нагрузку и ответственность, при этом социально незащищены.
6. Зачастую отсутствие
7. В общественном представлении
статус профессии учителя
Преподавание государственного языка осуществляется двуязычными учителями, но которые двуязычны не по методике, а по жизни. Проблемой является то, что язык преподается как предмет, а не средство коммуникации.
Официально двуязычие/ многоязычие не введено ни в одном учебном заведении. В настоящее время вести обучение на двух языках может осуществлять лишь ограниченное число преподавателей школ, большая часть нуждается в обучении и повышении квалификации. Проект CIMERA, направленный на многоязычное образование, является экспериментальным.
Вместе с тем, в обществе отмечается позитивное отношение к дву- и полиязыковому образованию, которое необходимо внедрять. Но в данном случае от школы зависит немногое, так как она руководствуется утвержденными стандартами, учебниками и планами, разработка которых должна стать заботой МО.
Нынешнее состояние подготовки и переподготовки специалистов в сфере образования не позволяет говорить о быстром переходе, необходима большая предварительная работа, направленная, прежде всего, на совершенствование работы педагогов.
Переподготовка осуществляется в соответствии с существующими ныне нормами, предусматривающими повышение квалификации каждые пять лет. Однако не все могут выполнять это требование, так как расходы практически не предусмотрены. Во многих случаях повышение квалификации осуществляется за счет самих учителей. Областные институты усовершенствования учителей также нуждаются в переподготовке и насыщении учебно-методической базы.
Действующие в республике Курсы переподготовки кадров направлены на предметное содержание, не включающее идеи, методы и инструменты интеграции через образование. У учителей практически нет необходимых материалов для работы с этой тематикой – методических рекомендаций и справочной литературы, отсутствует возможность получения информации и т.д.
В настоящее время учителя не получают информации по истории, культуре, традициям других этносов, кроме кыргызского. Министерство образования КР и Национальная академия наук КР могут и должны работать с этой проблематикой и добиваться включения такого материала в учебники, учебные и иные планы.
В школу с русским языком обучения приходят дети, не знающие русского языка, учитель не получает методическую и иную помощь, работая с детьми для которых язык обучения является иностранным. Следует делить классы, должна быть методическая литература, надо готовить билингвального /многоязычного учителя.
Зафиксированные недочеты и недоработки в области кадровой политики для образования, а также выявленные в процессе исследования проблемы в подготовке и переподготовке специалистов для средних школ КР, позволяют – с целью улучшения ситуации- предложить для осуществления следующие рекомендации:
1. Ликвидировать существующую
2. Учебные программы вузов по
педагогическим специальностям
должны включать интерактивную
методику преподавания и
3.Вузы целенаправленно должны
готовить билингвального/
4. Институту повышения
5. Использовать более
6. МО обеспечить педагогам
7. В практику педагогических
вузов и курсов по повышению
(переподготовке) кадров, следует ввести
дисциплины, которые позволили бы
готовить классных
В процессе изучения ситуации в регионах Республики с положением дел в системе школьного образования в условиях полиэтнического состава населения Кыргызской Республики, обнажилось множество проблем.
Одной из актуальных, практически во всех адресных группах (родители этнические сообщества, педагоги, госслужащие, НПО и местные общественные организации) было отмечено неудовлетворительное положение дел с учебниками.
В целом учебников не хватает, платежная возможность населения для приобретения учебников не всегда достаточна. Система оплаты за учебники неоднозначна. В некоторых случаях оплата за учебники изымается как за амортизацию (прокат), а иногда полностью (например за учебники на узбекском языке в г.Наукат). В условиях дефицита учебников их качество и содержание практически не отвечают реалиям Кыргызстана. В учебниках гуманитарного цикла не предусматривается изучение культуры, обычаев, традиций, языков и истории этнических групп, проживающих в КР. Исключением могут являться отдельные учебники на кыргызском, русском и узбекском языках. Однако и они моноэтнического направления и отражают самобытность только своего этноса, не учитывая полиэтнического состава населения регионов Республики. Учебники на кыргызском языке довольно низкого качества и не адаптированы для школ с русским и узбекским языком обучения.
Учебники по истории Кыргызстана фактически несут в себе по своему содержанию только историю кыргызов, в них нет никакой информации об истории этнических групп, веками проживающих на земле Кыргызстана. Учебники на узбекском языке также не отличаются высоким качеством, большинство из них получены из Узбекистана и никак не адаптированы для условий КР.
При содействии Кыргызско–Узбекского Университета и Узбекского национально–культурного центра выпущены учебники на узбекском языке для начальной школы. Тираж их весьма ограничен и они не доступны для всех школ на узбекском языке обучения. Так же не решен вопрос по финансированию издания данных учебников и вопросы за их оплату учащимися.
Для других этнических групп, проживающих на территории Республики, учебники на родном языке практически отсутствуют, а если и есть, то в мизерных количествах и также не адаптированы к местным условиям.
Следует отметить низкую обеспеченность учебно-методическими, дидактическими и другими учебно-воспитательными материалами.
Большой проблемой является обеспеченность этнических групп (за исключением кыргызов, русских, узбеков) художественной литературой на родных языках. Нет учебников по межэтническим отношениям и воспитанию толерантности у молодого поколения. В условиях многонационального населения КР во всех адресных группах отмечалась актуальность интернационального воспитания подрастающего поколения на примерах поколения, выросшего в советский период. Однако ни программ, ни учебников по тематике поликультурного образования нет.
Информация о работе Исследование маркетинговой среды образовательных учреждений