Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа
Для раскрытия темы нами была поставлена цель: через анализ теоретической литературы подобрать эффективные методы и средства для развития лексических навыков у детей с ОНР III уровня, которые заключаются в формировании у них навыков словообразования.
Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно с помощью систематической логопедической работы.
Введение…………………………………………………………………………4
I Особенности формирования словообразования у детей дошкольного
возраста
Проблема формирования словообразования в трудах отечественных
ученых……………………………………………………………………………...7
Развитие лексики в онтогенезе…………………………………………..12
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи……………………………………………………………...24
Состояние понятийного словаря и процессов словообразования у
детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………...36
II Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников
с общим недоразвитием речи…….……………………………………………..44
2.2. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования……..51
III Исследовательская деятельность по организации и проведению
логопедической работы для развития навыков словообразования у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.1. Выявление навыков словообразования у детей с ОНР III уровня……..64
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….70
3.3. Развитие навыков словообразования…………………………………….79
3.4. Итог проведенной логопедической работы……………………………..84
Заключение………………….…………………………………………………....94
Список литературы………………….……………………………………...……97
Глаголы
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-
Содержание второго этапа логопедической работы
Существительные
Образование а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом - и - без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -, -ян-,
-енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-,-чив- -лив.
Содержание третьего этапа логопедической работы
Существительные
Образование названий профессий.
Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с -, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.
Прилагательные
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -енък.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение
слов с одинаковым словообразую
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4.Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7. Самостоятельное
образование слов с данным аффи
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное); определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы..
Для сравнения
звукового состава мотивирующег
Образование уменьшительно-ласкательных существительных
1. В процессе
коррекционно-логопедичсеской
Речевой материал
предъявляется в следующей посл
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом – домик, куст – кустик,
нос – носик, халат – халатик,
хвост – хвостик, лист – листик,
карандаш – карандашик,
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
гвоздь – гвоздик, лоб – лобик,
таз – тазик, сад – садик,
клюв – клювик,
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал
предъявляется в следующей посл
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор – заборчик, шкаф – шкафчик,
стакан – стаканчик, блин – блинчик,
трамвай – трамвайчик, костюм – костюмчик,
стул – стульчик,
б) с изменением звуковой структуры производного слова:
рукав – рукавчик,
3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
лапа – лапка, мышь – мышка,
яблоня – яблонька, лошадь – лошадка,
туча – тучка, ночь – ночка,
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):
шуба – шубка, капля – капелька,
береза – березка, книга – книжка,
корова – коровка, бумага – бумажка,
синица – синичка, рука – ручка,
страница – страничка, птица – птичка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
крыльцо – крылечко, кольцо – колечко,
4. Словообразование
существительных с использовани
а) словообразование ласкательных собственных имён мужского и женского рода на -а, -я:
Аня – Анечка, Таня – Танечка,
Оля – Олечка, Соня – Сонечка,
Ваня – Ванечка, Дима – Димочка,
б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:
лента – ленточка, тумба – тумбочка,
клумба – клумбочка, верба – вербочка,
звезда – звездочка,
5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода – водичка, коса – косичка,
сестра – сестричка,
6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -онък-, -енък- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша – Машенька, Даша – Дашенька,
Миша – Мишенька, Петя – Петенька,
Коля – Коленька, Надя – Наденька,
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
береза – березонька, дядя – дяденька,
дочь – доченька, мама – маменька;
тетя – тетенька,
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:
рука – рученька, нога – ноженька,
дорога – дороженька,
7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов
-ушк-, -ышк -, -иц-, -ец-, -ц:
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
дед – дедушка, голова – головушка,
соловей – соловушка, зима – зимушка,
скворец – скворушка, рябина – рябинушка,
поле – полюшко,
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо – перышко, стекло – стеклышко,
солнце – солнышко, горло – горлышко,
зерно – зернышко, гнездо – гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
– суффикс -иц- в существительных женского рода:
лужа – лужица, земля – землица,
кожа – кожица, роща – рощица;
– суффикс -щ- в существительных мужского и среднего рода:
мороз – морозец, хлеб – хлебец;
письмо – письмецо,
– суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
пыль – пыльца, мыло – мыльце,
дерево – деревцо, зеркало – зеркальце,
корыто – корытце, одеяло – одеяльце,
Образование
существительных с помощью суфф
1. На начальном этане работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
суп – супница, соус – соусница,
чай – чайница, салат – салатница,
сахар – сахарница, конфеты – конфетница,
2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:
хлеб – хлебница, пепел – пепельница,
сухари – сухарница, чернила – чернильница,
селедка – селедочница,
Образование
существительных с помощью суфф
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
бусы – бусинка, дождь – дождинка,
пыль – пылинка, изюм – изюминка,
солома – соломинка, роса – росинка,
икра – икринка, мармелад – мармеладинка,
2. В дальнейшем
проводится работа над словообр
горох – горошинка, чай – чаинка,
пух – пушинка,
Образование названий детенышей животных и птиц .
В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:
гусь – гусенок – гусята,
еж – ежонок – ежата,
лось – лосенок – лосята,
тигр – тигренок – тигрята,
лиса –
лисенок – лисята,
слон – слоненок – слонята,
кот – котенок
– котята,
ворона – вороненок – воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:
волк – волчонок – волчата,
орел – орленок – орлята,
индюк – индюшонок – индюшата,
лев – львенок – львята,
медведь – медвежонок – медвежата,
белка – бельчонок – бельчата,
заяц – зайчонок – зайчата,
галка – галчонок – галчата,
кролик – крольчонок – крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца – ягненок – ягнята,
свинья – поросенок – поросята,
.корова – теленок – телята,
собака – щенок – щенята,
лошадь – жеребенок – жеребята,
курица – цыпленок – цыплята.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование существительных мужского рода:
– с суффиксом -щик-
барабанщик, кладовщик,
часовщик, угольщик,
танцовщик, сварщик,
стекольщик, дрессировщик,
носильщик;
– с суффиксом -чик-
летчик, переводчик,
грузчик, водопроводчик,
переплетчик, разведчик.
2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц -:
художник – художница, учитель – учительница,
работник – работница, писатель – писательница,
проводник – проводница, певец – певица.
С учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.
Образование притяжательных прилагательных
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ое-.
Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кощкин, мышиный, лосиный, гусиный, ежовый, слоновый.
2. Словообразование с использованием суффикса -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.
Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
3. Словообразование с помощью суффикса -у- и с чередованием в корне.
Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий.
Образование качественных прилагательных
1. Словообразование с использованием суффикса -н-.
а) Без чередования.
Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.
б) С чередованием звуков в корне слов.
Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.
2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, лив-, -чин-,
-оват-, еват- и др.
Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д.
Образование относительных прилагательных
1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов-, -ев-.
а) Вез чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.
Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишнёвый, грушевый,
малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябино вый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.
б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.
2. Словообразование с использованием суффикса – н -,
а) Без чередования в корне производного слова.
Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, грибной.
б) С чередованием звуков в корне производного слова.
Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.
3. Словообразование
с использованием менее продукт
Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, деревянный, соломенный [28].
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: Оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.
В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.