Исследовательская деятельность по организации и проведению логопедической работы для развития навыков словообразования у детей дош

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Для раскрытия темы нами была поставлена цель: через анализ теоретической литературы подобрать эффективные методы и средства для развития лексических навыков у детей с ОНР III уровня, которые заключаются в формировании у них навыков словообразования.
Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно с помощью систематической логопедической работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

I Особенности формирования словообразования у детей дошкольного

возраста

Проблема формирования словообразования в трудах отечественных

ученых……………………………………………………………………………...7

Развитие лексики в онтогенезе…………………………………………..12

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим

недоразвитием речи……………………………………………………………...24

Состояние понятийного словаря и процессов словообразования у

детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………...36

II Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.1. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников

с общим недоразвитием речи…….……………………………………………..44

2.2. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования……..51

III Исследовательская деятельность по организации и проведению

логопедической работы для развития навыков словообразования у детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

3.1. Выявление навыков словообразования у детей с ОНР III уровня……..64

3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….70

3.3. Развитие навыков словообразования…………………………………….79

3.4. Итог проведенной логопедической работы……………………………..84

Заключение………………….…………………………………………………....94

Список литературы………………….……………………………………...……97

Вложенные файлы: 1 файл

формирование словообразования.doc

— 857.50 Кб (Скачать файл)

Глаголы 

Дифференциация  а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-

Содержание  второго этапа логопедической работы

Существительные

Образование а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -енък-, -ышек-, -ышк-; б) существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); в) существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).

Глаголы

Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.

 Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом - и - без чередования (лисий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан -, -ян-,

-енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-,-чив- -лив.

Содержание  третьего этапа логопедической работы

Существительные 

Образование названий профессий.

Глаголы 

Глаголы пространственного  значения с приставками с -, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.

Прилагательные

Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян, -енн-; в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -енък.

Работа над  словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.

1. Сравнение  слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение  общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение  в предъявленной группе слов  сходного звучания (общей морфемы).

4.Закрепление  связи значения и звучания  аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- значение вместилища).

5. Анализ звукового  состава выделенной морфемы.

6. Буквенное  обозначение звукового состава  выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7. Самостоятельное  образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное); определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения  делается упор на семантику, значение морфемы..

Для сравнения  звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.[28].

Образование уменьшительно-ласкательных существительных

1. В процессе  коррекционно-логопедичсеской работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности: 

а) без изменения  звуковой структуры корня производного слова:      

дом – домик,   куст – кустик,

нос – носик,   халат – халатик,

хвост – хвостик,  лист – листик,

карандаш  – карандашик,

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

гвоздь –  гвоздик,  лоб – лобик,

таз – тазик,   сад – садик,

 клюв – клювик,

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения  звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

забор – заборчик,  шкаф – шкафчик,

стакан – стаканчик, блин – блинчик,

трамвай – трамвайчик, костюм – костюмчик,

 стул – стульчик,

б) с изменением звуковой структуры производного слова:

рукав – рукавчик,

3. Словообразование  с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без  изменения звуковой структуры корня  производного слова:

лапа –  лапка,  мышь – мышка,

яблоня –  яблонька, лошадь – лошадка,

туча –  тучка,  ночь – ночка,

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба –  шубка,   капля – капелька,

береза –  березка,   книга – книжка,

корова –  коровка,   бумага – бумажка,

синица –  синичка,   рука – ручка,

страница  – страничка,  птица – птичка;

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо –  крылечко,  кольцо – колечко,

4. Словообразование  существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имён мужского и женского рода на -а, -я:

Аня – Анечка,  Таня – Танечка,

Оля – Олечка,  Соня – Сонечка,

Ваня –  Ванечка,  Дима – Димочка,

б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

лента – ленточка,   тумба – тумбочка,

клумба –  клумбочка, верба – вербочка,

звезда – звездочка,

5. Словообразование  существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:

вода – водичка,  коса – косичка,

сестра – сестричка,

6. Словообразование  существительных женского рода с использованием суффиксов -онък-, -енък- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:

Маша – Машенька, Даша – Дашенька,

Миша –  Мишенька, Петя – Петенька,

Коля –  Коленька,  Надя – Наденька,

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

береза – березонька,   дядя – дяденька, 
дочь – доченька,   мама – маменька; 
тетя – тетенька,

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

рука – рученька,   нога – ноженька,

дорога – дороженька,

7. Словообразование  с использованием менее продуктивных суффиксов

-ушк-, -ышк -, -иц-, -ец-, -ц:

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

дед – дедушка,   голова – головушка, 
соловей – соловушка,   зима – зимушка, 
скворец – скворушка,   рябина – рябинушка, 
поле – полюшко,

 б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

перо –  перышко,  стекло – стеклышко,

солнце –  солнышко, горло – горлышко,

зерно – зернышко,  гнездо – гнездышко;

 в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

– суффикс -иц- в существительных женского рода:

лужа – лужица,   земля – землица, 
кожа – кожица,   роща – рощица;

 – суффикс -щ- в существительных мужского и среднего рода:

мороз –  морозец,   хлеб – хлебец; 
письмо – письмецо,

 – суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:

пыль – пыльца,   мыло – мыльце,

дерево – деревцо,  зеркало – зеркальце,

корыто – корытце,  одеяло – одеяльце,

Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)

1. На начальном  этане работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп – супница,   соус – соусница,

чай – чайница,   салат – салатница,

сахар – сахарница,  конфеты – конфетница,

2. В дальнейшем  закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб – хлебница,   пепел – пепельница, 
сухари – сухарница,   чернила – чернильница, 
селедка – селедочница,

Образование существительных с помощью суффикса -инк-

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы – бусинка,   дождь – дождинка,

пыль – пылинка,   изюм – изюминка,

солома –  соломинка, роса – росинка,

икра – икринка,   мармелад – мармеладинка,

2. В дальнейшем  проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох – горошинка, чай – чаинка,

пух – пушинка,

Образование названий детенышей животных и птиц .

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

1. Словообразование без  изменения  звуковой структуры корня слова:

гусь –  гусенок – гусята,

еж – ежонок – ежата,

лось –  лосенок – лосята,

тигр –  тигренок – тигрята,

лиса –  лисенок – лисята, 
слон – слоненок – слонята,

кот – котенок  – котята, 
ворона – вороненок – воронята.

2. Словообразование  с чередованием звуков в корне слов:

волк –  волчонок – волчата,

орел –  орленок – орлята,

индюк – индюшонок – индюшата,

лев – львенок – львята,

медведь –  медвежонок – медвежата,

белка – бельчонок  – бельчата,

заяц –  зайчонок – зайчата,

галка – галчонок – галчата,

кролик –  крольчонок – крольчата.

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

овца – ягненок – ягнята,

свинья –  поросенок – поросята,

.корова –  теленок – телята,

собака –  щенок – щенята,

лошадь –  жеребенок – жеребята, 

курица –  цыпленок – цыплята.

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.

Формирование  данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности.

1. Словообразование существительных мужского рода:

 – с суффиксом -щик-

барабанщик, кладовщик,

часовщик, угольщик,

танцовщик, сварщик,

стекольщик, дрессировщик,

носильщик;

  – с суффиксом -чик-

летчик, переводчик, 
грузчик, водопроводчик, 
переплетчик, разведчик.

2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц -:

художник  –  художница,    учитель – учительница,

работник  – работница,    писатель – писательница,

проводник – проводница,    певец – певица.

С учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности.

Образование притяжательных прилагательных

1. Словообразование  с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ое-.

Речевой  материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кощкин, мышиный, лосиный, гусиный, ежовый, слоновый.

2. Словообразование с использованием суффикса -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование  с помощью суффикса -у- и с чередованием в корне.

Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий.

Образование качественных прилагательных 

1. Словообразование  с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием звуков в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, лив-, -чин-,

-оват-, еват- и др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д.

Образование относительных прилагательных

1. Словообразование  с использованием продуктивных суффиксов -ов-, -ев-.

а) Вез чередования  звуков в корне мотивирующего и производного слова.

Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишнёвый, грушевый,

малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябино вый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.

2. Словообразование  с использованием суффикса – н -,

а) Без чередования  в корне производного слова.

Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, грибной.

б) С чередованием звуков в корне производного слова.

Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3. Словообразование  с использованием менее продуктивных суффиксов -н-, -ян-, -ск-, -енн- и др.

Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, деревянный, соломенный [28].

Дифференциация  словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: Оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с  этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

Информация о работе Исследовательская деятельность по организации и проведению логопедической работы для развития навыков словообразования у детей дош