Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа
Для раскрытия темы нами была поставлена цель: через анализ теоретической литературы подобрать эффективные методы и средства для развития лексических навыков у детей с ОНР III уровня, которые заключаются в формировании у них навыков словообразования.
Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно с помощью систематической логопедической работы.
Введение…………………………………………………………………………4
I Особенности формирования словообразования у детей дошкольного
возраста
Проблема формирования словообразования в трудах отечественных
ученых……………………………………………………………………………...7
Развитие лексики в онтогенезе…………………………………………..12
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи……………………………………………………………...24
Состояние понятийного словаря и процессов словообразования у
детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………...36
II Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников
с общим недоразвитием речи…….……………………………………………..44
2.2. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования……..51
III Исследовательская деятельность по организации и проведению
логопедической работы для развития навыков словообразования у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.1. Выявление навыков словообразования у детей с ОНР III уровня……..64
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….70
3.3. Развитие навыков словообразования…………………………………….79
3.4. Итог проведенной логопедической работы……………………………..84
Заключение………………….…………………………………………………....94
Список литературы………………….……………………………………...……97
1. Дифференциация
глаголов совершенного и несове
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
с - (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать – сделать),
но - (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать – написать),
по - (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),
про - (читать – прочитать);
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -бо- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, затолкнуть – заталкивать).
2. Дифференциация
возвратных и невозвратных
3. Дифференциация
глаголов с наиболее продуктивн
подходит – отходит, подлетает – отлетает, подплывает – отплывает, подъезжает – отъезжает, закрывает – открывает, наливает – выливает, насыпает – высыпает,
входит – выходит, влетает – вылетает, въезжает – выезжает.
Таким образом, в процессе формирования словообразования, по мнению Т.В.Тумановой, Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации, прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняют связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляют на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
III ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
3.1. Выявление навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Исследование проводилось на базе ДОУ 29 « Серебряное копытце» г. Минусинска. В исследовании принимали участие дети 5-7 лет (12 чел.). Имеют заключение МППК – ОНР III уровня. Обследование детской речи в начале учебного года показало, что у детей с ОНР III уровня сформирована развернутая фразовая речь с проблемами развития фонетики, лексики, грамматического строя речи.
При анализе медицинских карт нами были замечены отрицательные факторы, которые действовали на речевое развитие детей в разные периоды их жизни. Такие как внутриутробная гипоксия, хронические и острые заболевания матери во время беременности, родовая травма.
При нашем исследовании применялись методики, разработанные Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Н.С.Жуковой. Так как в методиках не предусмотрена балловая система, мы позволили себе внести дополнение в виде балловой оценки результатов.
Основные цели, с которыми могут применяться данные методики:
1. контроль эффективности обучения в логопедических группах
по теме словообразование
2. сравнение эффективности разных систем и методов обучения по теме словообразование
Описание методик
Методика № 1.
«Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных»
Цель: Выявить умеет ли ребенок образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного с помощью суффиксов -ик; -чик.
Описание:
Игра «Назови ласково».
Перед ребенком картинки с изображением предметов.
Логопед: Назови что изображено на картинке, а теперь назовем ласково дом-домик.
Ребенок: Нос-носик, хвост-хвостик, карандаш-карандашик,
стол-столик,
куст-кустик,
сад-садик,
стакан-стаканчик,
стул-стульчик,
клюв-клювик,
гвоздь-гвоздик.
Оценка результатов:
3 балла – правильное образование формы существительного.
2 балла – самокоррекция
(самостоятельное исправление
1 балл – негрубые аграмматизмы.
0 баллов – неверное воспроизведение слова.
Максимальное количество баллов по методике 30.
Таким образом, дети набравшие (28-30 б.) имеют высокий уровень, т. е. правильно образовывают уменьшительно-ласкательные формы существительного с помощью суффиксов -ик; -чик. Средний уровень (27-24 б.)- ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова, допускает негрубые аграмматизмы. Низкий уровень (23 б. и ниже) – ребенок не может верно, выполнить задания данной методики.
Методика № 2.
«Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия»
Цель: Определить, умеет ли ребенок самостоятельно образовывать существительные, обозначающие профессии.
Описание:
Игра «Кто, на чем едет?»
Логопед: Я показываю картинку, а вы называете, что изображено на ней и отвечаете на вопрос, кто едет.
Ребенок: Велосипед.
Логопед: Кто едет на велосипеде?
Ребенок: На велосипеде едет велосипедист,
на мотоцикле – мотоциклист,
на поезде – машинист.
Логопед: В баскетбол играет баскетболист.
Ребенок: В хоккей играет хоккеист, в футбол – футболист.
Логопед: На баяне играет баянист.
Ребенок: На гитаре играет гитарист,
на пианино – пианист,
на барабане – барабанщик.
Логопед: Кто ремонтирует часы?
Ребенок: Часы – часовщик.
Логопед: Кто вставляет стекло?
Ребенок: Стекло – стекольщик.
Оценка результатов: 3 балла – правильное образование существительного; 2 балла – ребенок сам исправляет свою ошибку; 1 балл – аграмматизмы; 0 баллов – неверное воспроизведение слова.
Максимальное количество баллов по этой методике 27 баллов.
Дети, набравшие (24-27 б.) имеют высокий уровень. Т.е. правильно образовывают существительные, обозначающие профессии. Средний уровень (19-23 б.) – ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова, допускает аграмматизмы. Низкий уровень (18 б. и ниже) – ребенок не может верно выполнить задания данной методики.
Методика № 3.
«Образование существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов -ниц; -иц»
Цель: Выяснить, умеют ли дети образовывать существительные, обозначающие лиц женского рода.
Описание:
Логопед: Скажите так, чтобы речь шла о женщине.
Ребенок: Художник – художница,
работник – работница,
проводник – проводница,
учитель – учительница,
писатель – писательница,
певец – певица.
Оценка результатов: 2 балла – правильное образование существительного; 1 балл – ребенок сам исправляет ошибку; 0 баллов – неверное произношение слова.
Максимальное количество баллов по данной методике 12 баллов.
Дети, набравшие (10-12 б.) имеют высокий уровень, средний уровень (7-9 б.), низкий уровень (6 и менее б.).
Методика № 4.
«Образование уменьшительной формы прилагательного к названному признаку предмета»
Цель: Проверить умение ребенка образовывать уменьшительную форму прилагательного.
Описание:
Ребенку показываем картинки с изображением предметов.
Логопед: Назови маленький предмет.
Ребенок: Красный – красненький,
синий – синенький,
узкий – узенький,
низкий – низенький,
короткий – коротенький,
чистый – чистенький,
грязный – грязненький,
светлый – светленький.
Оценка результатов: 2 балла – правильное образование прилагательного; 1 балл – самокоррекция; 0 баллов – неправильное образование прилагательного.
Максимальное количество баллов по этой методике 16 баллов.
Таким образом, дети, набравшие
(13-16 б.) имеют высокий уровень, т.е.
правильно образовывают уменьшительную
форму прилагательного к назван
Методика № 5.
«Образование относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев»
Цель: Проверить умение детей образовывать относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов - ов; - ев.
Описание:
Логопед: Какой это предмет, если он сделан из березы – березовый.
Ребенок: Из шелка – шелковый,
из резины – резиновый,
из лука – луковый,
из малины – малиновый,
из яблока – яблоневый,
из вишни – вишневый,
из фарфора – фарфоровый,
из груши – грушевый.
Оценка результатов: 3 балла – правильное образование формы прилагательного; 2 балла – самокоррекция; 1 балл – негрубые аграмматизмы; 0 баллов – неверное воспроизведение слова.
Максимальное количество баллов по данной методике 24 балла.
Дети, набравшие (21-24 б.) имеют высокий уровень, т.е. правильно образовывают относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев. Средний уровень (16-20 б.) – ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова. Низкий уровень (15 б. и ниже) – ребенок не может верно выполнить задания данной методики.
Методика № 6.
«Образование глаголов совершенного и несовершенного вида»
Цель: Проверить умение детей образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Описание:
Логопед: Предлагаем детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается и назвать.
Ребенок: Мыла – вымыла,
умывается – умылся,
рисует – нарисовал,
убирает – убрала,
догоняет – догнала,
вешает – повесила,
стирает – постирала,
ловит – поймала,
строит – построил,
красит – покрасил.
Оценка результатов:
3 балла – правильное образование формы глагола.
2 балла – ребенок сам исправляет свою ошибку.
1 балл – негрубые аграмматизмы.
0 баллов – неверное воспроизведение слова.
Максимальное количество баллов по данной методике 30 баллов.
Таким образом, дети, набравшие (27-30 б.) имеют высокий уровень, т.е. правильно образовывают глаголы совершенного и несовершенного вида. Средний уровень (22-26 б.) – ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова. Низкий уровень (21 б. и ниже) – ребенок не может верно выполнить задания данной методики.
3.2. Анализ результатов исследования.
При анализе результатов по методике № 1 «Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных». У детей с ОНР III уровня были обнаружены следующие результаты, которые занесены в таблицу № 1 (Приложение стр.2).
Из 12-ти детей принимавших участие в исследовании, никто не набрал такое количество баллов, которое соответствовало бы высокому уровню по данной методике.
6 детей выполнили задание, набрав при этом 24-26 баллов, что соответствует среднему уровню.
6 детей – при выполнении данного задания, набрали16- 21 баллов, что соответствует низкому уровню.
Наглядно это показано в гистограмме 1.
Гистограмма 1.
«Образование уменьшительно-
Анализируя данные гистограммы №1, мы заметили, что дети данной группы испытывают трудности в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. Дети имеют средний и низкий уровень, это говорит о том, что навык словообразования существительных уменьшительно ласкательной формы у данных детей не сформирован, в силу их психолого-педагогических особенностей, в том числе и состояние речи.
Далее переходим к качественному анализу результатов по данной методике. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных вызвало затруднения у детей, принявших участие в исследовании. То есть, дети неправильно употребляют суффиксы для образования существительных уменьшительно-ласкательной формы.
В целом, можно сделать вывод, что у детей с ОНР III уровня не сформирован навык словообразования существительных уменьшительно-ласкательной формы.
При анализе результатов по методике №2 «Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия» были получены результаты и занесены в таблицу № 2 (Приложение стр.3).
Из данных таблицы можно сделать вывод.
1 ребенок данной группы детей с ОНР III уровня набрал 24 балла, что соответствует высокому уровню
4 ребенка набрали по 20-21 баллу – средний уровень.
7 детей плохо справились с заданиями и набрали (16-18 баллов) - низкий уровень.
Наглядно это можно отобразить в гистограмме 2
Гистограмма 2.
«Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия»
Анализируя данные гистограммы № 2, мы заметили, что лишь один ребенок справился с заданиями хорошо, т.е. у данного ребенка навык образования существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия имеется.
А большинство детей
выполнили это задание с
Переходим к качественному анализу, можно сделать вывод:
дети с ОНР III уровня затруднялись образовывать существительные, обозначающие профессии. Это говорит о несформированности у детей с ОНР III уровня навыков образования существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
При анализе результатов по методике № 3 «Образование существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов
-ниц; -иц» были получены результаты, они занесены в таблицу № 3 (Приложение стр.4). Мы приходим к заключению:
только один ребенок из 12 детей с ОНР III уровня справился со всеми заданиями данной методики и набрал максимальное количество баллов – 10, что соответствует высокому уровню
5 детей, которые участвовали в исследовании, справились с заданиями, набрав 8 баллов – средний уровень.
6 детей данной подгруппы, справились с заданиями плохо и получили 5-7 баллов – низкий уровень.
Наглядно это изображено на гистограмме 3.
Гистограмма 3.
«Образование существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов -ниц; -иц»
Анализируя данные гистограммы, мы заметили, что лишь один ребенок из всех детей, которые участвовали в исследовании, имеет высокий уровень, значит данная форма словообразования, усвоена им хорошо.