Исследовательская деятельность по организации и проведению логопедической работы для развития навыков словообразования у детей дош

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Для раскрытия темы нами была поставлена цель: через анализ теоретической литературы подобрать эффективные методы и средства для развития лексических навыков у детей с ОНР III уровня, которые заключаются в формировании у них навыков словообразования.
Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно с помощью систематической логопедической работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

I Особенности формирования словообразования у детей дошкольного

возраста

Проблема формирования словообразования в трудах отечественных

ученых……………………………………………………………………………...7

Развитие лексики в онтогенезе…………………………………………..12

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим

недоразвитием речи……………………………………………………………...24

Состояние понятийного словаря и процессов словообразования у

детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………...36

II Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.1. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников

с общим недоразвитием речи…….……………………………………………..44

2.2. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования……..51

III Исследовательская деятельность по организации и проведению

логопедической работы для развития навыков словообразования у детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

3.1. Выявление навыков словообразования у детей с ОНР III уровня……..64

3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….70

3.3. Развитие навыков словообразования…………………………………….79

3.4. Итог проведенной логопедической работы……………………………..84

Заключение………………….…………………………………………………....94

Список литературы………………….……………………………………...……97

Вложенные файлы: 1 файл

формирование словообразования.doc

— 857.50 Кб (Скачать файл)

1. Дифференциация  глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование  глаголов совершенного вида с помощью приставок:

с - (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать – сделать),

но - (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать – написать),

по - (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

про - (читать – прочитать);

б) образование  глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -бо- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, затолкнуть – заталкивать).

2. Дифференциация  возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация  глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-:

подходит  – отходит, подлетает – отлетает, подплывает – отплывает, подъезжает – отъезжает, закрывает – открывает, наливает – выливает, насыпает – высыпает,

входит – выходит, влетает – вылетает, въезжает – выезжает.

 

Таким образом, в процессе формирования словообразования, по мнению Т.В.Тумановой, Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации, прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняют связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляют на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

 

 

 

III  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

 СЛОВООБРАЗОВАНИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

 

3.1. Выявление навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

Исследование проводилось на базе ДОУ 29 « Серебряное копытце» г. Минусинска. В исследовании принимали участие дети 5-7 лет (12 чел.). Имеют заключение МППК – ОНР III уровня. Обследование детской речи в начале учебного года показало, что у детей с ОНР III уровня сформирована развернутая фразовая речь с проблемами развития фонетики, лексики, грамматического строя речи.

При анализе медицинских  карт нами были замечены отрицательные факторы, которые действовали на речевое развитие детей в разные периоды их жизни. Такие как внутриутробная гипоксия, хронические и острые заболевания матери во время беременности, родовая травма.

При нашем исследовании применялись методики, разработанные Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Н.С.Жуковой. Так как в методиках не предусмотрена балловая система, мы позволили себе внести дополнение в виде балловой оценки результатов.

Основные цели, с которыми могут применяться данные методики:

1. контроль эффективности обучения в логопедических группах

по теме словообразование

2. сравнение эффективности разных систем и методов обучения по теме словообразование

Описание методик

Методика № 1.

«Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных»

Цель: Выявить умеет ли ребенок образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного с помощью суффиксов -ик; -чик.

Описание:

Игра «Назови ласково».

Перед ребенком картинки с изображением предметов.

Логопед: Назови что изображено на картинке, а теперь назовем ласково дом-домик.

Ребенок: Нос-носик, хвост-хвостик, карандаш-карандашик,

стол-столик,

куст-кустик,

сад-садик,

стакан-стаканчик,

стул-стульчик,

клюв-клювик,

гвоздь-гвоздик.

Оценка результатов:

3 балла – правильное образование формы существительного.

2 балла – самокоррекция  (самостоятельное исправление ошибки).

1 балл – негрубые  аграмматизмы.

0 баллов – неверное  воспроизведение слова.

Максимальное количество баллов по методике 30.

Таким образом, дети набравшие (28-30 б.) имеют высокий уровень, т. е. правильно образовывают уменьшительно-ласкательные формы существительного с помощью суффиксов -ик; -чик. Средний уровень (27-24 б.)- ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова, допускает негрубые аграмматизмы. Низкий уровень (23 б. и ниже) – ребенок не может верно, выполнить задания данной методики.

Методика № 2.

«Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия»

Цель: Определить, умеет ли ребенок самостоятельно образовывать существительные, обозначающие профессии.

Описание:

Игра «Кто, на чем едет?»

Логопед: Я показываю картинку, а вы называете, что изображено на ней и отвечаете на вопрос, кто едет.

Ребенок: Велосипед.

Логопед: Кто едет на велосипеде?

Ребенок: На велосипеде едет велосипедист,

на мотоцикле –  мотоциклист,

на поезде – машинист.

Логопед: В баскетбол играет баскетболист.

Ребенок:  В хоккей играет хоккеист, в футбол – футболист.

Логопед: На баяне играет баянист.

Ребенок: На гитаре играет гитарист,

на пианино – пианист,

на барабане – барабанщик.

Логопед: Кто ремонтирует  часы?

Ребенок: Часы – часовщик.

Логопед: Кто вставляет  стекло?

Ребенок: Стекло – стекольщик.

Оценка результатов: 3 балла – правильное образование существительного; 2 балла – ребенок сам исправляет свою ошибку; 1 балл – аграмматизмы; 0 баллов – неверное воспроизведение слова.

Максимальное количество баллов по этой методике 27 баллов.

Дети, набравшие (24-27 б.) имеют  высокий уровень. Т.е. правильно образовывают существительные, обозначающие профессии. Средний уровень (19-23 б.) – ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова, допускает аграмматизмы. Низкий уровень (18 б. и ниже) – ребенок не может верно выполнить задания данной методики.

Методика № 3.

«Образование существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов -ниц; -иц»

Цель: Выяснить, умеют ли дети образовывать существительные, обозначающие лиц женского рода.

Описание:

Логопед: Скажите так, чтобы речь шла о женщине.

Ребенок: Художник – художница,

работник – работница,

проводник – проводница,

учитель – учительница,

писатель – писательница,

певец – певица.

Оценка результатов: 2 балла – правильное образование  существительного; 1 балл – ребенок сам исправляет ошибку; 0 баллов – неверное произношение слова.

Максимальное количество баллов по данной методике 12 баллов.

Дети, набравшие (10-12 б.) имеют высокий уровень, средний уровень (7-9 б.), низкий уровень (6 и менее б.).

Методика № 4.

«Образование уменьшительной формы прилагательного к названному признаку предмета»

Цель: Проверить умение ребенка образовывать уменьшительную форму прилагательного.

Описание:

Ребенку показываем картинки с изображением предметов.

Логопед: Назови маленький предмет.

Ребенок: Красный – красненький,

синий – синенький,

узкий – узенький,

низкий – низенький,

короткий – коротенький,

чистый – чистенький,

грязный – грязненький,

светлый – светленький.

Оценка результатов: 2 балла – правильное образование прилагательного; 1 балл – самокоррекция; 0 баллов – неправильное образование прилагательного.

Максимальное количество баллов по этой методике 16 баллов.

Таким образом, дети, набравшие (13-16 б.) имеют высокий уровень, т.е. правильно образовывают уменьшительную форму прилагательного к названному признаку предмета. Средний уровень (8-12 б.) – дети затрудняются в употреблении  правильной  формы слова. Низкий уровень (7б.) – ребенок не может верно, выполнить задание по методике.

Методика № 5.

«Образование относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев»

Цель: Проверить умение детей образовывать относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов - ов; - ев.

Описание:

Логопед: Какой это предмет, если он сделан из березы – березовый.

Ребенок: Из шелка – шелковый,

из резины – резиновый,

из лука – луковый,

из малины – малиновый,

из яблока – яблоневый,

из вишни – вишневый,

из фарфора – фарфоровый,

из груши – грушевый.

Оценка результатов: 3 балла – правильное образование формы прилагательного; 2 балла – самокоррекция; 1 балл – негрубые аграмматизмы; 0 баллов – неверное воспроизведение слова.

Максимальное количество баллов по данной методике 24 балла.

Дети, набравшие (21-24 б.) имеют  высокий уровень, т.е. правильно образовывают относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов -ов; -ев. Средний уровень (16-20 б.) – ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова. Низкий уровень (15 б. и ниже) – ребенок не может верно выполнить задания данной методики.

Методика № 6.

«Образование глаголов совершенного и несовершенного вида»

Цель: Проверить умение детей образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Описание:

Логопед: Предлагаем детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается и назвать.

Ребенок: Мыла – вымыла,

умывается – умылся,

рисует – нарисовал,

убирает – убрала,

догоняет – догнала,

вешает – повесила,

стирает – постирала,

ловит – поймала,

строит – построил,

красит – покрасил.

Оценка результатов:

3 балла – правильное  образование формы глагола.

2 балла – ребенок  сам исправляет свою ошибку.

1 балл – негрубые  аграмматизмы.

0 баллов – неверное  воспроизведение слова.

Максимальное количество баллов по данной методике 30 баллов.

Таким образом, дети, набравшие (27-30 б.) имеют высокий уровень, т.е. правильно образовывают глаголы совершенного и несовершенного вида. Средний уровень (22-26 б.) – ребенок затрудняется в употреблении правильной формы слова. Низкий уровень (21 б. и ниже) – ребенок не может верно выполнить задания данной методики.

 

3.2. Анализ результатов исследования.

 

При анализе результатов  по методике № 1 «Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных». У детей с ОНР III уровня были обнаружены следующие результаты, которые занесены в таблицу № 1 (Приложение стр.2).

Из 12-ти детей принимавших участие в исследовании, никто не набрал такое количество баллов, которое соответствовало бы высокому уровню по данной методике.

6 детей выполнили задание, набрав при этом 24-26 баллов, что соответствует среднему уровню.

6 детей – при выполнении данного задания, набрали16- 21 баллов, что соответствует низкому уровню.

Наглядно это показано в гистограмме 1.


 

Гистограмма 1.

«Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных»

 

Анализируя данные гистограммы №1, мы заметили, что дети данной группы испытывают трудности в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. Дети имеют средний и низкий уровень, это говорит о том, что навык словообразования существительных уменьшительно ласкательной формы у данных детей не сформирован, в силу их психолого-педагогических особенностей, в том числе и состояние речи.

Далее переходим к качественному анализу результатов по данной методике. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных вызвало затруднения у детей, принявших участие в исследовании. То есть, дети неправильно употребляют суффиксы для образования существительных уменьшительно-ласкательной формы.

В целом, можно сделать  вывод, что у детей с ОНР III уровня не сформирован навык словообразования существительных уменьшительно-ласкательной формы.

 

При анализе результатов  по методике №2 «Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия» были получены результаты и занесены в таблицу № 2 (Приложение стр.3).

Из данных таблицы  можно сделать вывод.

1 ребенок данной группы детей с ОНР III уровня набрал 24 балла, что соответствует высокому уровню

4 ребенка набрали по 20-21 баллу – средний уровень.

7 детей плохо справились с заданиями и набрали (16-18 баллов) - низкий уровень.

Наглядно это можно отобразить в гистограмме 2

 


Гистограмма 2.

«Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия»

Анализируя данные гистограммы № 2, мы заметили, что лишь один ребенок справился с заданиями хорошо, т.е. у данного ребенка навык образования существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия имеется.

А большинство детей  выполнили это задание с большими трудностями и имеют средний  и низкий уровень. Это говорит о том, что навык образования существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия у них еще не сформирован в силу того, что эти дети имеют психолого-педагогические особенности, в том числе нарушения фонематического слуха и общего состояние речи.

Переходим к качественному анализу, можно сделать вывод:

дети с ОНР III уровня затруднялись образовывать существительные, обозначающие профессии. Это говорит о несформированности у детей с ОНР III уровня навыков образования существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

При анализе результатов  по методике № 3 «Образование существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов

-ниц; -иц» были получены результаты, они занесены в таблицу № 3 (Приложение стр.4). Мы приходим к заключению:

только один ребенок из 12 детей с ОНР III уровня справился со всеми заданиями данной методики и набрал максимальное количество баллов – 10, что соответствует высокому уровню

5 детей, которые участвовали в исследовании, справились с заданиями, набрав 8 баллов – средний уровень.

6 детей данной подгруппы, справились с заданиями плохо и получили 5-7 баллов – низкий уровень.

Наглядно это изображено на гистограмме 3.

 


Гистограмма 3.

«Образование существительных, обозначающих лиц женского пола, с использованием суффиксов -ниц; -иц»

 

Анализируя данные гистограммы, мы заметили, что лишь один ребенок из всех детей, которые участвовали в исследовании, имеет высокий уровень, значит данная форма словообразования, усвоена им хорошо.

Информация о работе Исследовательская деятельность по организации и проведению логопедической работы для развития навыков словообразования у детей дош