Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:34, курсовая работа
В данной работе будут затронуты следующие вопросы:
- история становления данного подхода
- что включает в себя понятие компетентности, и каковы ключевые компетенции, которые должны быть выработаны у учащегося
- проблема постановки цели и разработки программ в рамках компетентностного подхода
- вывод о перспективах применения компетентностного подхода в Российском образовании.
Введение………………………………………………………………………2
1. Краткий обзор истории становления компетентностного подхода…….3
2. Понятие компетентности /компетенции………………………………….5
3. Виды компетенций. Проблема ключевых компетенций………………...8
4. Проблема постановки цели и проблема составления программы в
рамках компетентностного подхода……………………………………..…16
5. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании......20
Заключение……………………...……………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………..26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
……………2
1. Краткий обзор истории становления
компетентностного подхода…….3
2. Понятие компетентности /компетенции………………………………….5
3. Виды компетенций. Проблема
ключевых компетенций………………...8
4. Проблема постановки цели и проблема составления программы в
рамках компетентностного подхода……………………………………..…16
5. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании......20
Заключение……………………...………………………
……………………24
Список литературы……………………………………………………
……..26
Введение
Глобальная реформация современного российского общества, переход к рыночным отношениям, развитие социальной и культурной жизни не могли не повлечь за собой модернизацию многих социальных институтов. И в первую очередь, эти изменения коснулись системы образования, так как она напрямую связана с подготовкой производительных сил.
Существующая
система образования
-
обеспечение граждан умением
сделать политический или
-
развитие таких качеств как
коммуникабельность и
-
«формирование современного
В «Концепции» говорится о том, что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.»1
На сегодняшнем этапе развития общества школа должна стать «важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности» и должна формировать не только определенный набор знаний, умений и навыков, но и «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Итак, основная задача модернизации, как среднего, так и высшего образования, заключается в переходе на компетентностный подход.
В данной работе будут затронуты следующие вопросы:
- история становления данного подхода
- что включает в себя понятие компетентности, и каковы ключевые компетенции, которые должны быть выработаны у учащегося
- проблема постановки цели и разработки программ в рамках компетентностного подхода
-
вывод о перспективах применения компетентностного
подхода в Российском образовании.
1. Краткий обзор истории становления компетентностного подхода.
Необходимо отметить, что образование основанное на компетенциях (competence based education) начало формироваться в США в 70ых годах прошлого столетия.
Принцип компетенций зародился в рамках теории языка, а позднее начал использоваться в качестве научного метода, применяемого к различным сферам знания, включая и педагогику. Понятие «компетенция» впервые было предложено американским лингвистом Н.Хомским в 1965 году применительно к трансформационной грамматике. Хомский отмечал «различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции Только в идеализированном случае… употребление является непосредственным отражением компетенции. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию». Важно отметить, что согласно Хомскому «употребление», которое в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т.д., т.е. связано с самим говорящим, с опытом самого человека, является актуальным проявление компетенции как «скрытого», потенциального. В то же время (1959) в работе Р. Уайта «Motivation reconsidered: the concept of competence», категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию.
Проведенный анализ работ2 (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволил условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании. В работе И.А.Зимней мы находим упоминание следующих этапов.
1) Первый этап (1960 – 1970).
На данном этапе в научный аппарат вводится понятие «компетенции», намечаются предпосылки для разделения понятий «компетенция и компетентность». В это время «компетенция» в основном используется еще в отношении языка («в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам»). Начинается исследование различных видов языковой компетенции и Д.Хаймсом вводится понятие «коммуникативной компетенции».
2) Второй этап (1970-1990)
Категория «компетентность/компетенция» широко используется в теории и практике обучения языкам, а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В этот период подробно разрабатывается понятие «социальной компетенции/компетентности». В 1984 в своей работе «Компетентность в современном обществе» Дж.Равен дает развернутое толкование компетентности и выделяет основные виды компетентности (о чем речь пойдет немного позже).
В этот же период в мире и в том числе в России широко начинаются изучаться проблемы компетенции: выделяется разное количество и разные виды компетенции, на основе понятия о компетентности начинают строиться образовательные программы.
3) Третий этап (с 1990-ых годов).
Третий
этап в развитии и становлении
компетентностного подхода
Очень
важно отметить, что одним из важнейших
событий на этом этапе стало закрепление
в материалах, документах ЮНЕСКО круга
компетенций, которые уже должны рассматриваться
как желаемый результат образования.
2. Понятие компетентности /компетенции
Так что же такое компетентность и компетенция? Каковы основные причины появления компетентностного подхода к образованию? Постараемся ответить на эти вопросы.
Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности»3. Другие считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали использоваться начали использоваться лишь в XX веке.
Посмотрим на определения этих понятий, данное в «Толковом словаре русского языка»:
КОМПЕТЕ НТНОСТЬ, -и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к компетентный. К. суждения. || Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.
КОМПЕТЕ НЦИЯ, -и, мн. нет, ж. (латин. competentia) (книжн.) 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.4
В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетентность». Рассмотрим некоторые из них.
Так трудах Дж. Равена под компетентностью понимается способность субъекта объединять различные (когнитивные, эмоциональные, волевые) компоненты деятельности с целью успешного достижения результата5. Важным в трактовке Дж. Равена является то, что он рассматривает компетентность как универсальное свойство личности, специфическое по отношению к разным видам деятельности. Он различает специальную, социальную и личностно-индивидуалъную компетентность, где роль внутренних средств несомненно значима как ведущий фактор в достижении лучшего результата.
В
отечественных методиках можно
встретить следующие
Компетентность — совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.
Компетенция — 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.6
В своей работе «Компетентностный подход в образовании» О.Е. Лебедев говорит о том, что «термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности»7. Многие отечественные педагоги считают, что идеи О.Е. Лебедева, утверждающего значимость компетентностного подхода с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе, являются наиболее приемлемыми для педагогической практики. Согласно его идеям, выделяются следующие компоненты компетентностей обучающихся:
• общеучебная компетентность — высокая информированность учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированность общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности и др.;
• общекультурная компетентность — готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника и др.;
• общеметодологическая компетентность — целеполагание и умение самостоятельно критически мыслить, навыки анализа ситуаций и умение видеть возникающие проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных, целей, рефлексивно оценивать свое поведение и события в окружающем мире.
В этой же работе Лебедев приводит достаточно объективные причины появления и развития компетентностного подхода в области образования. Он говорит о том, что «компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.