Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:34, курсовая работа
В данной работе будут затронуты следующие вопросы:
- история становления данного подхода
- что включает в себя понятие компетентности, и каковы ключевые компетенции, которые должны быть выработаны у учащегося
- проблема постановки цели и разработки программ в рамках компетентностного подхода
- вывод о перспективах применения компетентностного подхода в Российском образовании.
Введение………………………………………………………………………2
1. Краткий обзор истории становления компетентностного подхода…….3
2. Понятие компетентности /компетенции………………………………….5
3. Виды компетенций. Проблема ключевых компетенций………………...8
4. Проблема постановки цели и проблема составления программы в
рамках компетентностного подхода……………………………………..…16
5. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании......20
Заключение……………………...……………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………..26
Помимо проблемы разработки стандартов, Иванова говорит и о других пока еще нерешенных проблемах:
- проблема определения соотношения «академических» знаний и компетентностей
- проблема разработки системы оценивания компетентностей
-
еще одной проблемой, с
- проблема, связанная необходимостью разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода28.
Обозначим и выводы, которые были сделаны Ивановой с учетом анализа попыток внедрения в образование компетентностного подхода:
1. Концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке, связанной с уточнением терминологии, созданием иерархии и перечня компетенций, определением его места и роли в системе образования, созданием системы оценивания компетентности;
2. Недопустимо строить образовательные стандарты и разрабатывать содержание образования исключительно на основе компетенций и компетентности, что, в конечном итоге, приведет к разрушению сложившейся системы отечественного образования; необходимо найти рациональные пути внедрения компетентностного подхода в российскую школу;
3. Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных учебных предметов или их циклов.
4.
Нецелесообразна реализация
Заключение
В заключении хотелось бы сказать о перспективах развития и внедрения компетентностного подхода на уровне российского образования.
«В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое29». Введение же понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.
Что
касается внедрения компетентностного
подхода, то, как уже упоминалось
выше, «Концепцией модернизации российского
образования» эта задача выдвигается
на передний план. Вполне очевидно, что
нельзя мгновенно осуществить переход
со старого подхода к образования. Компетентностный
подход, как и любые другие инновационные
теории, требует поэтапного внедрения.
Так, например, на первом этапе можно формировать
набор элементарных общеучебных компетенций
(извлечение основного содержания прочитанного
или услышанного; точная формулировка
мыслей, построение оригинальных высказываний
по заданному вопросу или теме; исследование
различных вариантов решения задач, выбор
наилучшего, принимая во внимание различные
критерии;
сотрудничество с другими (учениками и
учителем) при выполнении общего задания;
планирование действий и времени; оценка
результатов своей деятельности и т.д30)
На данный период развития российского образования осуществить компетентностный подход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации. Как и любая инновация, компетентностный подход связан с рядом проблем: требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.
Но вместе с тем компетентностный подход дает ощутимые положительные результаты. «В ходе работы по данной системе в 9 классах гимназии установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Если при традиционном подходе уровень обученности (успеваемости) учащихся по отдельным темам составлял в различных классах от 66 до 72% , то при реализации компетентностного подхода показатели выросли от 75 до 83%, качество знаний поднялось с отметок 30-33% до 43-45%.
Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности31.»
И
подводя итог, хочется сказать, что
согласиться с О.Е.Лебедевым в
том, что несмотря на все проблемы, связанные
с компетентностным подходом и с созданием
необходимых условий для его реализации,
«не используя компетентностный подход,
достигнуть нового качества образования
вряд ли возможно32».
Список литературы