Компетентностный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут затронуты следующие вопросы:

- история становления данного подхода

- что включает в себя понятие компетентности, и каковы ключевые компетенции, которые должны быть выработаны у учащегося

- проблема постановки цели и разработки программ в рамках компетентностного подхода

- вывод о перспективах применения компетентностного подхода в Российском образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1. Краткий обзор истории становления компетентностного подхода…….3

2. Понятие компетентности /компетенции………………………………….5

3. Виды компетенций. Проблема ключевых компетенций………………...8

4. Проблема постановки цели и проблема составления программы в

рамках компетентностного подхода……………………………………..…16

5. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании......20

Заключение……………………...……………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

куросвик по антропологии.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

     Помимо  проблемы разработки стандартов, Иванова  говорит и о других пока еще  нерешенных проблемах:

     - проблема определения соотношения «академических» знаний и компетентностей

     - проблема разработки системы  оценивания компетентностей

     - еще одной проблемой, с которой  столкнулись разработчики стандартов - определение иерархии и состава компетенций: в каждом конкретном учебном предмете предлагались свои варианты компетенций, зачастую не согласованные даже по циклам близких между собой учебных курсов

     - проблема, связанная необходимостью  разработки нового содержания  и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода28.

     Обозначим и выводы, которые были сделаны  Ивановой с учетом анализа попыток внедрения в образование компетентностного подхода:

     1.  Концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке, связанной с уточнением терминологии, созданием иерархии и перечня компетенций, определением его места и роли в системе образования, созданием системы оценивания компетентности;

     2.  Недопустимо строить образовательные стандарты и разрабатывать содержание образования исключительно на основе компетенций и компетентности, что, в конечном итоге, приведет к разрушению сложившейся системы отечественного образования; необходимо найти рациональные пути внедрения компетентностного подхода в российскую школу;

     3.  Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных учебных предметов или их циклов.

     4.  Нецелесообразна реализация компетентностного  подхода путем включения компетентностей  в требования, поскольку на сегодняшний день система оценивания компетентности не разработана. 

Заключение

     В заключении хотелось бы сказать о  перспективах развития и внедрения  компетентностного подхода на уровне российского образования.

     «В  свете современных требований к  выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое29». Введение  же понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

     Формирование  компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.

     Что касается внедрения компетентностного  подхода, то, как уже упоминалось  выше, «Концепцией модернизации российского образования» эта задача выдвигается на передний план. Вполне очевидно, что нельзя мгновенно осуществить переход со старого подхода к образования. Компетентностный подход, как и любые другие инновационные теории, требует поэтапного внедрения. Так, например, на первом этапе можно формировать набор элементарных общеучебных компетенций (извлечение основного содержания прочитанного или услышанного; точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; 
сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; планирование действий и времени; оценка результатов своей деятельности и т.д
30)

     На  данный период развития российского  образования осуществить компетентностный подход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации. Как и любая инновация, компетентностный подход связан с рядом проблем: требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.

     Но  вместе с тем компетентностный подход дает ощутимые положительные результаты. «В ходе работы по данной системе в 9 классах гимназии установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Если при традиционном подходе уровень обученности (успеваемости) учащихся по отдельным темам составлял в различных классах от 66 до 72% , то при реализации компетентностного подхода показатели выросли от 75 до 83%, качество знаний поднялось с отметок 30-33% до 43-45%.

     Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и  коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности31

     И подводя итог, хочется сказать, что  согласиться с О.Е.Лебедевым в  том, что несмотря на все проблемы, связанные с компетентностным подходом и с созданием необходимых условий для его реализации, «не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно32». 

Список  литературы

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
 
  1. Гетманская  А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-24.htm.
 
  1. Еременко  М.И. Развитие ключевых компетенций  старшеклассников – 2-е изд., дополненное, М.: Глобус, 2007
 
  1. Зимняя  И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма  результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27. http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758
 
  1. Иванова Е. А. Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность www.lyceum8.ru/1/k_technolog/Ivanova/Komp_podchod_v_obrazov.doc
 
  1. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летне1 школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20.  http://www.orenipk.ru/seminar/ivanova.htm
 
  1. Каверина  И. И. Реализация компетентностного  подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm.
 
  1. Концепция модернизации российского образования  на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.
 
  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004.- №5. - с.3-12. http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm
 
  1. Лукьянова М.И К вопросу о соотношении  между знаниевым и компетентностным подходами uipk.narod.ru/diskons/pedpsih/pedpsih_1.doc
 
  1. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие/ Под. Ред. В.В.Маскина. – 2-е издание., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2008.
 
  1. Ожегов  С.И. и др. Толковый словарь русского языка, М.: ОГИЗ, 1936
 
  1. Павлова И. В., Фещенко Т. С., Лебедева О. И. Компетентностный подход к преподаванию: метод. /  пособие, М.: Новый учеб., 2008
 
  1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
 
  1. Скворцова Г. Компетентностный подход: правила  постановки учебных целей http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200800408
 
  1. Тарасова  Е. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании ipk.admin.tstu.ru/deyat/obl_mer/konf/kultura_gumanitariya08/tarasova.doc
 
  1. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ.1965).
 
  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные  стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Информация о работе Компетентностный подход в образовании