Компоненты методической системы начального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Реализация задач модернизации начального профессионального образования должна создать условия для подготовки подрастающего поколения к деятельности в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, её интеллектуальный потенциал, способности использовать и развивать новые технологии. Всё это факторы, определяющие конкурентоспособность выпускников учреждений начального профессионального образования (УНПО). На это должны быть нацелены современные педагогические системы, проектируемые для данной сферы образования в соответствии с новыми требованиями, которые, которые в лаконичной форме выражаются так: доступность, качество, эффективность. Реализация этих направлений непосредственно связана с внедрением в профессиональное образование новых обучающих систем, интегрирующих современные достижения педагогических наук и передового педагогического опыта.

Содержание

1. Введение
2. Компоненты методической системы
3. Методы обучения
4. Цели обучения
5. Заключение
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

компоненты методической системы.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Вторая группа инвариантных свойств отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма; т.е. направленность воспитания и образования на развитие личности индивида; соотношение общего образования и трудового обучения; связь обучения с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от педагогического. сознания общества. Если необходимость указанных свойств процесса образования не осознается обществом, законодательными и исполнительными учреждениями государства, то функции образования для данного социума нарушаются, хотя остается само обучение.

Вариативная группа признаков  процесса образования обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли. Игнорирование этих признаков, их отсутствие не разрушает процесс образования, не исключает его соответствия эпохе в целом, но способно наносить ему ущерб. К этим признакам процесс образования можно отнести: направленность обучения на самообразование и непрерывность образования; обучение всех учащихся посильному творчеству; соединение общего образования с профессиональным самоопределением; использование технических средств обучения; разнообразие организационных форм, содействующих самореализации личности и др.

Знание свойств процесса образования помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения качества образования и устранения недостатков.

Как сложное социальное явление  процесс образования даёт повод искать не жёсткие законы (хотя и они есть), а закономерности, понимаемые как недостаточно точно познанный закон, как упорядоченность познанных явлений, их связей и зависимостей между ними, а также влияющих на них факторов. Среди таких явлений множество эмпирически выявленных, устойчивых зависимостей, которые настолько очевидны, что не вызывали стремления к их теоретическому обобщению. Другая причина в том, что дидактические закономерности часто подменялись психологическими, характеризовавшими связь между деятельностью учащихся и усвоением. Главная причина подобных неудач состоит в недостаточной теоретической разработке проблем педагогики, неочевидности оснований для выделения собственно дидактических законов и закономерностей. Таким основанием может служить анализ идеального объекта дидактики, выступающего в виде соотношения содержания образования, преподавания и учения, ведущего к усвоению содержания. Другим основанием является идеальная модель процесса образования. Связи между его элементами образуют устойчивые зависимости. Закономерности обучения подразделяются на два вида: присущие процессу образования по определению, и неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме (они вытекают из вариативных свойств процесса образования и относятся ко всякому обучению), и закономерности, проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемого, от содержания обучения, методов, которыми они пользуются. Один вид реализуется с первой группой инвариантных свойств процесса образования. Проявление других свойств зависит от уровня подготовки учителя, от правильности организации учения.

К этим закономерностям приложимы  характеристики динамических и статистических законов. Динамических законы состоят в том, что исходное состояние объекта однозначно определяет ряд его последующих состояний. Например, включение в обучение проблемных задач приводит к усвоению учащимися структур творческой деятельности. Статистическими законами называют такие, при которых предусматривается определённая вероятность законченных тенденций в изменении состояния объекта или системы при заданных условиях. Так, при достаточном числе адекватных аудитории проблемных задач их решение в благоприятном психологическом климате обусловит включение некоторой части аудитории в творческую деятельность.

Сложность установления закономерностей процесса образования привела к попыткам преодолеть её путём определения аспектов процесса, для которых эти закономерности все же поддаются формулировке. Ю. К. Бабанский выделил (1983) такие дидактические закономерности, как зависимость процесса образования от обществ, потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от возможностей учащихся и внешних условий. Эти связи закономерны и всеобщи. Можно выделить несколько видов закономерностей процесса образования. Структурные: детерминирующая роль целей обучения по отношению к содержанию образования; определяющая роль содержания в процессе образования; связи между компонентами содержания образования; связи между ними и специфическими способами их усвоения; зависимость методов обучения от способов усвоения каждого вида содержания; вариативность применения средств и приёмов в зависимости от содержания и методов обучения; обязательность организационных форм обучения. Системные: процесс обучения как социальное явление; единство преподавания, учения и содержания образования; зависимость реализации функции процесса образования от уровня педагогического сознания общества и конкретных субъектов, организующих этот процесс; неизбежное отражение в процесс образования социальных условий; зависимость конкретного протекания процесса образования от микросреды; влияние процесса образования на социальные условия и микросреду. Эволюционные: изменение вариативных характеристик процесса образования в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся; изменение качеств, характеристик результатов процесса образования в зависимости от его количеств, характеристик; изменение его качеств, характеристик в зависимости от включения новых элементов; изменения, зависящие от уровня познания закономерностей усвоения. Функциональные: незаменимость функций процесса образования в трансляции молодому поколению социального опыта; подготовка к самостоятельному овладению той или иной частью социального опыта; подготовка к участию в сохранении и развитии социального опыта; подготовка к саморегуляции и самооценке своих действий. Исторические: зависимость проявления всех компонентов процесса образования от особенностей эпохи; вариативность целей обучения и содержания образования; роль опосредованных средств и способов привлечения учащихся к учению; повышение роли творческого учения и его организации в процесса образования., кардинальное изменение процесса образования в условиях информации общества. Ни один из аспектов закономерностей здесь не исчерпан, но каждый из них облегчает поиск сформулированных закономерностей.

Средством познания и управления процесса образования является его моделирование. В модели процесса образования отражаются объективные, не зависящие от условий его протекания закономерности: всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта; обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего; чем интенсивнее и разностороннее обеспечиваемая учителем активная деятельность учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения; учебный процесс протекает только при соответствии (но не тождестве) цели ученика цели учителя в условиях, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения учеником фрагмента содержания образования; между целью обучения, содержанием образования и методами обучения имеются постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, методы и содержание обусловливают степень достижения целей. Эти закономерности сопутствуют всякому обучению, где и когда бы оно ни происходило, и позволяют вывести вторичные, но тоже универсальные зависимости.

К другой группе закономерностей относятся те, которые зависят от меры осознанности учителем тех или иных целей, элементов и единиц содержания, методов и организации форм обучения. К их числу относятся, напр., такие понятия, которые могут быть усвоены только в том случае, если организована познавательная деятельность учащихся по соотнесению одних понятий с другими, по отчленению одних понятий от других; навыки могут быть сформированы, если учитель организует воспроизведение осознанных операций и действий, лежащих в основе навыка; прочность усвоения осознанного содержания учебного материала тем больше, чем регулярнее организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного содержания, и др.

Закономерности процесса образования реализуются лишь при обучении, имеющем в виду соответствующие цели и включающем необходимые для их достижения средства и методы обучения. Вместе с тем они проявляются в соответствующих условиях и для этих условий они универсальны, т.е. проявляются постоянно.

Модель процесса образования позволяет глубже понять давно эмпирически зафиксированную идею о единстве образования, воспитания и развития как одну из важнейших дидактические закономерностей. Это единство предстаёт не как связь этих трёх понятий, обозначающих разную действительность, разные стороны процесса образования, а как слитность целей, состояний и результатов процесса образования, качеств обучаемой личности и обусловлено тем, что каждый специфический компонент содержания образования выступает в своей роли и присутствует в воспитании и развитии. Все три понятия отражают единый процесс трансляции социального опыта в его принципиальных проявлениях. Их единство является одновременно закономерностью и принципом обучения. Закономерностью, поскольку они в определённой мере протекают с неизбежной одновременностью (при усвоении, напр., знаний, усваиваются некоторые структуры обобщённой деятельности, целенаправленно формируется отношение к процессу учения, его объектам) Но поскольку достижение желаемых целей воспитания и умственного развития процесс не автоматический, а требующий осознанной деятельности педагога, то эта деятельность выступает в качестве принципа воспитывающего обучения

По модели процесса образования можно предсказать и его результат Чем конкретнее и точнее запланировано содержание элементов процесса образования, тем точнее прогноз характеристик, при наличии которых обеспечивается эффективность обучения. Для выделения этих показателей необходимо рассмотреть процесса образования с различных точек зрения сущности и целей обучения в данную эпоху, структуры процесса образования и его элементов, типовых условий, влияющих на учебный процесс, вариативных учебных ситуаций, влияющих на ход обучения. В результате такого анализа возможно выделить систему показателей качеств современного процесса образования.

1) обеспечение разносторонности развития и воспитания личности и выполнение каждым отрезком обучения соответствующей ему роли,

2) построение  содержания образования или его целостных тематических фрагментов как взаимосвязанной системы, отвечающей целям и потребностям общества Отличающееся полнотой и ценностно-ориентированное содержание призвано обеспечить единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения на программируемом уровне,

3) структурированность  знаний в доступной учащимся целостной системе как в ходе обучения, так и в итоге его Включение в состав содержания образования знаний о процессах и методах познания, механизме изучаемых процессов и принципах осуществляемых действий,

4) владение учащимися  способами усвоения, соответствующими способами умственной деятельности, с перспективой перехода к самообразованию,

5) расширение  содержания образования за счет  включения учащихся в программируемую  внеучебную деятельность, соотнесенную  с соответствующими учебными предметами,

6) обеспечение системы ценностей, соответствующих интересам общества, мотивов учения и преподавания,

7) соответствие  общедидактических методов обучения характеру видов содержания учебного материала и способам его усвоения, а также соответствие конкретных методов обучения дидактическим задачам и специфике усвоения данного содержания. Этот показатель предполагает разработку каждой методикой обучения своей системы методов обучения в контексте общедидактической теории,

8) рациональное  применение средств обучения,

9) учет закономерностей усвоения различных элементов социального опыта и его конкретного воплощения в разнородном учебном материале,

10) контроль  успешности обучения,

11) использование  различных организационных форм обучения и учет индивидуальных интересов учащихся,

12) наличие благоприятного  психологического климата,

13) преодоление  негативных ситуаций обучения 

Показатели  эффективности процесса образования правильность и системность знаний, точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности, а также способов познания и самообразования, готовность к творческому применению знаний и умений, сформированности ценностного отношения к учебному материалу, стоящим за ним объектам и к самому процессу учебной деятельности, готовность и устремленность к самореализации, трудовая, умственная, нравствственной и эстетической воспитанность, сформированности системы ценностей, социальная активность, мотивированная этой системой и усвоенным социальным опытом

Цели и показатели эффективности обучения поддаются конкретизации на уровне учебного материала. Однако проверка и оценка не могут ограничиваться знаниями и умениями, только обучение всем элементам содержания образования обеспечивает достижение целей обучения Эффективность обучения предполагает его связь с контролем (не обязательно выделенным в особый этап) Здесь важна обратная связь, хотя и форма проверки имеет значение для точности данных Если эффективность достижения какой-либо цели обучения не проверяется, то, следовательно, ей и соответствующему содержанию не придают значения, не учат осознанно

Теоретическое рассмотрение процесса образования является определяющим условием исследования, проектирования и практического построения учебного процесса, однако не исчерпывает ни проблематику темы, ни вопросов реализации и совершенствования этого процесса. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности Единственное ограничение этого пространства - детерминация процесса образования его моделью, логикой и основными, инвариантными свойствами Наличие такого пространства для творчества педагогов объясняет появление в конце 80-х гг различные педагогические инновации в виде целостных метод систем (В Ф Шаталов, И II Волков и др), учебных предметов, учебников, оригинальных организации форм. Новые типы школ отличаются не только конкретными целями, новыми учебными предметами, техническими средствами, но и приемами, формами обучения и в целом учебно-воспитательной работы Характерно, что любая инновация процесса образования и его свойства либо воспроизводит в своей конкретной форме модель процесса образования и его свойства, либо в случае игнорирования какой-либо принципиальной нормы не достигает цели обучения Инновации, касающиеся содержания, строящегося на содержательном обобщении, диалоге культур, внимании к знаковой системе, мыследействию, рефлексии способны внести существенные изменения в процесса образования (напр, индивидуализированные организации формы обучения), но при этом инвариантные свойства процесса образования первой группы объективно ненарушимы, но нарушается логика целостного процесса образования.

Информация о работе Компоненты методической системы начального образования