Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 21:15, реферат
Реализация задач модернизации начального профессионального образования должна создать условия для подготовки подрастающего поколения к деятельности в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, её интеллектуальный потенциал, способности использовать и развивать новые технологии. Всё это факторы, определяющие конкурентоспособность выпускников учреждений начального профессионального образования (УНПО). На это должны быть нацелены современные педагогические системы, проектируемые для данной сферы образования в соответствии с новыми требованиями, которые, которые в лаконичной форме выражаются так: доступность, качество, эффективность. Реализация этих направлений непосредственно связана с внедрением в профессиональное образование новых обучающих систем, интегрирующих современные достижения педагогических наук и передового педагогического опыта.
1. Введение
2. Компоненты методической системы
3. Методы обучения
4. Цели обучения
5. Заключение
6. Литература
Деятельность коллективов начальных школ и конкретных учителей в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования предполагает прежде всего осознание всеми участниками этого процесса своевременности, целесообразности и необходимости появления этого государственного документа. Цель Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования –создание реальных условий для получения каждым ребенком в возрасте 6 - 10 лет полноценного образования, определенного Конституцией РФ и учитывающего его возрастные и индивидуальные особенности. Стандарт утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества.
Следует обратить особое внимание на то, что впервые создан государственный документ, отражающий новые цели начального образования и предлагающий их реализацию посредством содержания образования. Эти цели (развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др.) позволяют не только обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы, но и сформировать у учителя новый взгляд на начальное образование с учетом его специфики и самоценности.
Личностная ориентация предметного содержания достигается следующим:
отобраны наиболее актуальные для этого этапа обучения знания, формирующие не только предметные, но и над (меж) предметные знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие учебной мотивации, интереса к учению и школе;
содержание образования младшего школьника направлено на достижение цели формирования его ведущей деятельности, возрастных потребностей и способностей;
разноуровневое представление знаний позволяет учитывать индивидуальность ребенка и строить обучение в «зоне ближайшего развития».
Необходимо обратить особое внимание на то, что стандарт дает каждому ребенку "шанс" освоить все содержание образования на уровне Обязательного минимума. Вместе с тем, документ определяет требования, которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности – для тех детей, которые по каким либо причинам не могут усвоить все представленное содержание образования.
Коллективы школ, приступая к работе по стандартам, должны глубоко изучить этот документ, поймут целесообразность предложенной структуры, обратить внимание на функции Обязательного минимума содержания начального общего образования и Требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Подчеркнем, что Обязательный минимум содержания начального общего образования (далее Обязательный минимум) отражает уровень предъявления школой, учителем знаний младшему школьнику. В данном контексте слово "обязательный" означает, что это содержание обучения должно предоставить каждому ученику образовательное учреждение любого типа, независимо от места ее нахождения, организационной формы, режима работы, наполняемости класса и т.п. Слово "минимум" в данном случае показывает уровень предъявляемого содержания: все знания, зафиксированные в документе, должны быть предоставлены школьнику для усвоения. Конкретная школа с учетом своих особенностей может расширить содержание образования, но не правомочно уменьшить его, исказить или заменить другим. Это обеспечивает вариативность образования и реализует статью 14 (пункт 5) "Закона РФ об образовании". Следовательно, обязательный минимум отражает государственный уровень образования, который общеобразовательное учреждение обязано предоставить каждому ученику.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (далее Требования) являются критериальным основанием перевода ученика в основную школу и определяют нижнюю допустимую границу достижения им функциональной грамотности по изучаемым предметам. Невыполнение требований не позволяет школьнику продолжать обучение в основной школе, и он остается на повторное обучение.
Отмечая новизну подходов к структурированию содержания начального образования, следует особо отметить, что стандарт начального общего образования дает реальную возможность дифференцировать процесс обучения. Определение четких границ между Обязательным минимумом и Требованиями позволяет обеспечить дифференциацию процесса обучения, поддержку, как детей, испытывающих трудности, так и наиболее успешных. При этом общий уровень образования не снижается: в Требованиях выделены наиболее важные достижения всего периода обучения в начальной школе, без которых успешное образование в следующем звене школы будет затруднено (навыки чтения и письма, речевая компетентность, готовность к изучению математики, предметов естественнонаучного и гуманитарного направления);
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Эта характеристика данного периода развития ребенка послужила предпосылкой отбора содержания образования в начальной школе, которое независимо от конкретного содержания учебного предмета.
В первую очередь это касается сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Это новое содержание образования не только станет фундаментом последующего успешного обучения школьника, но и базой для интеграции в первом звене школы. Такой подход позволяет предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечивает вклад изучения каждого предмета в решение общих целей обучения, развития и воспитания младших школьников.
Изучая текст стандарта, необходимо проанализировать содержание раздела "Общие учебные умения, навыки и способы деятельности" ( с.18), обратить внимание на то, что в нем представлено три раздела, объединяющие основные умения и навыки, которые необходимы младшему школьнику для овладения учебной деятельностью: методы познания окружающего мира объединены в раздел "Познавательная деятельность", умения думать, говорить, общаться, рассказывать и пр. представлены в разделе "Речевая деятельность и работа с информацией", умения-навыки планирования, контроля, оценки деятельности включены в раздел "Организация деятельности".
Современное начальное образование должно быть направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного развития ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Данная позиция нашла реализацию в следующих положениях стандарта:
1. Более четко
определен воспитательный
2. Усилена деятельностная
составляющая процесса
Эта позиция хорошо просматривается при сравнительном анализе традиционного подхода к изучению русского (иностранного) языка и литературного чтения с подходом, представленном в Обязательном минимуме. Подчеркивается, что система языка изучается на практическом уровне (см.с 21, 25, 37). Серьезным элементом модернизации начального обучения стало выделение в содержании этих предметов специального раздела "Виды речевой деятельности"
3. Существенно
изменено содержание учебного
предмета "Окружающий мир". В
центр изучения поставлен сам м
Воспитательный
потенциал предлагаемого
Одной из функций государственного стандарта было обеспечение преемственных связей со средним звеном школы: снятие неоправданного дублирования содержания конкретных учебных предметов, как в начальной, так и основной школе; обеспечение пропедевтической функции изучения предметов в начальной школе; создание определенного эрудиционного фона как элемента опережающего обучения; согласование понятий, предпонятий и терминов, которые необходимо сформировать на первой ступени школьного обучения. Реализация этой функции дала возможность говорить о создании условий для непрерывного образования и поступательности в развитии школьников.
Таким образом, при разработке содержания начального общего образования было уделено приоритетное внимание следующим положениям:
приобретению учащимися опыта разнообразной деятельности (учебной познавательной, коммуникативной, практической и др.) как основы для развития личностных качеств и способностей;
формированию общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности как важнейшего приоритета начального общего образования;
учету особенностей психологической и социальной готовности детей к обучению, а также различий в индивидуальном психофизическом развитии психики ребенка;
предотвращению межпредметной разобщенности и разгрузка содержания начального образования.
Анализ содержания Обязательного минимума позволит увидеть, в каких направлениях осуществлялась разгрузка содержания образования. Из содержания обучения были исключены те знания, которые дублируют содержание учебных предметов в средней школе (в частности, биологии, географии, русского языка, математики); сокращено содержание учебных предметов, которые имеют малое число недельных часов (искусство, труд, окружающий мир). Сокращение содержания шло также за счет интеграции предлагаемых для изучения знаний, снятие дублирование содержания (искусство и труд, окружающий мир и труд и др.). Изменено содержание требований, которые соответствуют удовлетворительному уровню подготовки школьников.
Организация работы
школы (учителя) в связи с введением
стандарта начального общего образования
требует ознакомления со всеми документами,
которые сопровождают основной документ
"Федеральный компонент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая влияние внешней среды на методическую систему обучения предмету, цели можно конкретизировать и представить в более технологичном виде. Например, в математике они могут быть следующими: овладение системой знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, ее языке и символике, математическом моделировании, специальных приемах, об
алгоритме, периодах развития данной науки; овладение основными общенаучными методами познания и специальными эвристиками, используемыми в математике; формирование мировоззрения учащихся; логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; воспитание нравственности, культуры общения, самостоятельности, активности; эстетическое воспитание школьников; воспитание трудолюбия, ответственности за принятие решений, стремления к самореализации; формирование умений строить и исследовать заданные математические модели, конструировать приложения к ним; ознакомление с ролью математики в научно-техническом прогрессе, современном производстве.
Некоторые исследователи предлагают расширить номенклатуру компонентов методической системы обучения предмету: одни рекомендуют ввести результаты обучения, другие - структуру личности, третьи - индивидуальность учащихся и т.д. Проведенные педагогами работы позволили уточнить цели обучения, чтобы они могли служить, прежде всего, основой отбора содержания образования. Стало ясно и то, что необходимо исследовать методическую систему обучения на различных уровнях. Дело в том, что формулировка целей как диагностируемых результатов обучения возможна в рамках учебника. Например, логическая составляющая мышления включает понимание структуры определения понятия, умение оперировать им (выяснять принадлежность объекта понятию, выводить следствия из факта принадлежности к понятию, используя определение, конструировать объекты, относящиеся к объему понятия), умение конструировать понятия и классифицировать их, понимание логической структуры теоремы, сущности доказательства, владение приемами опровержения предложенных обоснований и т.д.
Информация о работе Компоненты методической системы начального образования