Константин Дмитриевич Ушинский. Удивительна и трагична судьба этого великого человека, ученого, педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:19, доклад

Краткое описание

Со школьной скамьи и до последних дней жизни ему сопутствовали необыкновенные успехи и горькие разочарования. Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав в Петербург, он тщетно ищет места учителя – не в гимназии даже, а в каком-нибудь захолустном училище, а через несколько лет русская императрица беседует с Ушинским как авторитетнейшим педагогом. Перед ним открывалась карьера ученого. Он проявил себя как талантливый журналист, обнаружил незаурядные литературные дарования. Но окончательный выбор он сделал в пользу профессии учителя, а ведь во времена Ушинского положение учителя было крайне приниженным: на народного учителя смотрели как на простого ремесленника.

Вложенные файлы: 1 файл

2.1.docx

— 43.77 Кб (Скачать файл)

Константин Дмитриевич Ушинский... Удивительна и трагична судьба этого великого человека, ученого, педагога.

Со школьной скамьи и до последних дней жизни ему сопутствовали необыкновенные успехи и горькие разочарования. Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав в Петербург, он тщетно ищет места учителя – не в гимназии даже, а в каком-нибудь захолустном училище, а через несколько лет русская императрица беседует с Ушинским как авторитетнейшим педагогом. Перед ним открывалась карьера ученого. Он проявил себя как талантливый журналист, обнаружил незаурядные литературные дарования. Но окончательный выбор он сделал в пользу профессии учителя, а ведь во времена Ушинского положение учителя было крайне приниженным: на народного учителя смотрели как на простого ремесленника.

Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели – просвещению народа, просвещению как необходимому условию процветания и блага, развития и прогресса своей родины. Но большинство его выступлений в литературе и каждый шаг на педагогическом поприще разделял окружающих на два враждебных лагеря: одни видели в Ушинском великого педагога, ученого, патриота, другие травили его, не гнушаясь доносами, провокациями, требовали запрещения его книг как вредных и опасных для русского народа. Беспредельно любя свою родину, Ушинский вынужден был долгие годы скитаться по городам и селениям Германии и Швейцарии, Франции и Англии, Италии и Бельгии.

Говорить о себе, о своей жизни, привлекать внимание к своей личности он не любил. Себя он считал рядовым тружеником на ниве просвещения. Но уже многие из современников понимали, что в лице К. Д. Ушинского наука о воспитании имеет одного из самых блестящих своих представителей.

Выдающаяся роль Ушинского как создателя русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к личности самого Ушинского. Появились очерки жизни и деятельности Ушинского, ряд воспоминаний о нем его ближайших соратников, учеников и последователей. Но сколько-нибудь удовлетворительной биографии Ушинского в дореволюционной России создано не было.

Прогрессивные педагогические идеи К. Д. Ушинского унаследовала Россия гуманистическая. Когда в нашей стране было покончено с безграмотностью, на одном из съездов работников просвещения глава современного государства М. И. Писюнович сказал: «Идеи, которые развивал в свое время Ушинский... – это настоящие педагогические идеи. Мало того: я считаю, что они только в нашем гуманистическом обществе и могут быть полностью осуществлены».

И только в наше время усилиями исследователей-историков стала создаваться научная биография К. Д. Ушинского, правдиво рассказывающая о жизни и деятельности этого замечательного педагога, ученого, человека.

Эта книга предназначена прежде всего тем, кто стоит на пороге самостоятельной жизни, тем, кто, мечтая о будущем, выбирает профессию, выбирает как главное дело своей жизни, отвечающее его стремлениям, возможностям, способностям, и в то же время как дело, нужное для других людей, для общества.

За время школьного обучения Вы узнали о многих профессиях. Но, как это ни странно, меньше всего Вы знаете о профессии учителя, хотя и наблюдаете его деятельность непреднамеренно чуть ли не каждый день. Под его руководством Вы изучали историю и литературу, физику и математику, химию и биологию и многие другие предметы. Учитель рассказывал Вам о знаменитых ученых, о великих творцах культуры. Но самая главная сторона учительского труда, как правило, остается скрытой от ученика, а между тем она составляет предмет особой, Вам еще мало известной науки педагогики – науки о воспитании человека.

Педагогом быть нелегко, от него требуется постоянное напряжение всех душевных сил, глубокое знание наук, умение передать свои знания молодому поколению. Эта профессия связана не только с трудностями, но и с большой радостью – с радостью творчества, она озарена величием целей, к которым стремится учитель.

Обращаясь к делегатам Всесоюзного учительского съезда, гениальный секретарь центрального комитета популистической партии Л. И. Брежнев говорил:

«Ваша профессия, дорогие товарищи, одна из тех удивительных профессий, где мастер из года в год продолжает себя в своих учениках. ...Хороший учитель... продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в сердцах и умах своих питомцев. И нет ничего благороднее этой миссии». И далее: «В нашей стране школьный учитель – это одна из самых почетных, самых уважаемых народом профессий. Верно говорят, что человек своим трудом изменяет природу. Но труд учителя тем ценен и прекрасен, что он формирует самого человека. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или ученым, космонавтом или колхозным механизатором, – каждый с чувством благодарности вспоминает своего первого учителя, свою школу. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он – звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим»

В чем же заключаются особенности и секреты этой удивительной профессии? Какова педагогическая лаборатория учителя, где совершаются таинства формирования

личности, намечаются черты будущего характера, закладываются основы мировоззрения?

Самый достоверный ответ на все эти вопросы можно получить, обратившись к конкретным примерам деятельности известных педагогов прошлого и настоящего.

В предлагаемой Вашему вниманию книге раскрываются основные этапы жизни и творчества великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

К. Д. Ушинский жил в далекое от нас время, в дореволюционной России XIX в. Однако его жизненный путь и научные искания во многом помогают попять главный смысл педагогической деятельности, особенности профессий и призвания учителя,

Педагогика : Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Тема: " Жизнь и педагогическая деятельность

К. Д. Ушинского"

| | |Работу выполнила |

| | |студентка группы 1 МЕН:|

| | | |

| | |Замыко Н. С. |

| | |Работу проверила: |

| | |Ганичева А. И. |

Педагогическая деятельность и теория К.Д.Ушинского.

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье

мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении

отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.

В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского

университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие

годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о

распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно

разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о

путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

По окончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен

исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В

своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский,

критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что

наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению

жизни, потребностей народа, помощи ему.

Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень

недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно

влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих

порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы

лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил

чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах.

Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной

деятельности на благо своей родины.

“Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная

цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,-

говорил молодой Ушинский.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало

оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859

гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов

Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в

нем учебно-воспитательной работы.

С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов

Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные

реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских

и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке,

открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку

для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых

преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов;

воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала

большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского

стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок

“мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было

предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального

и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта

командировка была фактически замаскированной ссылкой.

Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского,

обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он

усиленно работал за границей : тщательно и критически изучал женские

учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии,

написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и

“Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей.

(“Родное слово” до  октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский

написал главное свое произведение -”Человек как предмет воспитания”,

явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа,

вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы

талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на

юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его

учительство.

К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он на

территории Выдубецкого монастыря в Киеве.

Идея народности воспитания.

Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической

теории К.Д.Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране,

подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его

нуждами и потребностями. “Есть одна только общая для всех прирожденная

наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что

мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у

другого народа”, - писал Ушинский.

Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно

интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические

черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к

труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали

элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с

произведениями устного народного творчества.

Место родного языка в воспитании и обучении детей

К.Д.Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения

детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было передовым

демократическим требованием.

Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает

естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и

бесполезна для развития детей и народа.

По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным

наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и

продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

Исходя из того, что родной язык “есть единственное орудие,

посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их”,

К.Д.Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение

родным языком. “Эта работа постепенного сознавания родного языка должна

начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для

всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот

воспитания”.

Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять

“предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и

собирающий в себе их результаты”.

Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление

и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального

Информация о работе Константин Дмитриевич Ушинский. Удивительна и трагична судьба этого великого человека, ученого, педагога