Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:40, контрольная работа
За 1000 лет до рождения ислама средоточием учености и просвещения была Греция, как и страны, оказавшиеся под влиянием греков. И в Римской империи она сохранила свою роль культурного центра. Философы и математики – Аристотель, Птолемей, Архимед – описывали устройство Вселенной. Ученые, такие как Гиппократ и Гален, сочиняли медицинские трактаты.
Великие ученые Востока
Великие ученые средневековья
Аль-Фараби – философ и учёный-энциклопедист
Аль-Газали – один из самых выдающихся мыслителей средневекового Востока
Средневековая арабская математика и астрономия
Ибн Хордадбех – отец арабской описательной географии
Ибн ал-Хайсам – великий ученый-универсал
За 1000 лет до рождения ислама средоточием учености и просвещения была Греция, как и страны, оказавшиеся под влиянием греков. И в Римской империи она сохранила свою роль культурного центра. Философы и математики – Аристотель, Птолемей, Архимед – описывали устройство Вселенной. Ученые, такие как Гиппократ и Гален, сочиняли медицинские трактаты. Их труды собирали, хранили и переписывали греки, римляне и византийцы. Но многих из них на родине объявили еретиками, и они сбежали в Персию. Там, на Востоке, греческая премудрость соединялась с индийской и китайской философией, что бы подняться еще на более высокий уровень. Наши цифры кажутся нам чем-то самим собой разумеющимся, но римские цифры, счетная система Римской империи, были и совсем другими, и весьма неудобными. Сложить CIX и LIV, чтобы получить CLXIII, намного труднее, нежели к 109 прибавить 54 и получить 163! Эта замечательная счетная система, которой мы пользуемся и сейчас, развита мусульманами. Точнее, придуманы такие цифры были в Индии, но в Европе они распространялись благодаря арабской науке. Когда-то их именовали « алгоризмами » , по имени арабского математика lX века Аль – Хорезми. Удобная система счисления позволяла арабским ученым выполнять сложные математические расчеты. Мусульмане много сделали и в области астрономии, особенно изобретя такие инструменты как астролябия, которая стола большим подспорьем в морских плаваниях. Среди средневековых арабских ученых было немало блестящих мыслителей. Ибн Сина (в Европе он был знаменит под именем Авиценна) родился в 980 году близ Бухары (Средняя Азия). Он занимался медициной, математикой, астрономией, климатологией и философией. Трактаты Ибн Сины позволили европейцам ближе познакомиться с точными и медицинскими знаниями мусульман. Его книга по медицине « Аль – Канун», или « Канон врачебной науки», в средние века была одним из самых распространенных пособий. В ней Ибн Сина точно описывает признаки и течения многих серьезных болезней, а также приводит список около 1000 различных лекарств, принимавшихся арабскими врачами. Ар – Рази ( в Европе его называли Разес) лечил больных в больнице Багдада в 900 годы и прослыл у современников лучшим врачом в мире. Он разработал несколько новых и эффективных способов лечения болезней и написал обширную медицинскую энциклопедию. Аль – Масуди жил в X век в Египте. Он занимался естествознанием и создал труды по географии, геологии и биологии, предложил теорию эволюции за 900 лет до Дарвина. Он был великим путешественником и в 30-томной энциклопедии описал все страны, где он побывал.
Великими учеными
Аль-Фараби
– философ и учёный-
Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед
- философ, ученый-энциклопедист, один
из главных представителей восточного
аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом.
Прозвище – Второй учитель (после Аристотеля).
Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные
сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат
о взглядах жителей добродетельного города",
трактат о классификации наук, "Большая
книга о музыке". Аль-Фараби родился
в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж,
у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория
современного Казахстана). Он выходец
из привилегированных слоев тюрков. Полное
имя – Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед
Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Стремясь
познать мир, аль-Фараби покинул родные
места. По одним сведениям, он ушел в юности,
по другим – в возрасте около сорока лет.
Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране,
Каире, Дамаске, Алеппо и других городах
Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до
своего увлечения науками аль-Фараби был
судьей. Рассказывается также и о том,
как он приобщился к знаниям. Однажды один
из близких людей отдал аль-Фараби на хранение
книги, среди которых было много трактатов
Аристотеля. Аль-Фараби и начал листать
эти книги и увлекся ими. Аль-Фараби до
приезда в Багдад владел тюркским языком
и некоторыми другими, но не знал арабского,
к концу же жизни владел более чем семьюдесятью
языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал
заниматься различными науками, прежде
всего логикой. В это время в Багдаде наиболее
популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта
бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил
аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр
Матта комментарии к трудам Аристотеля
по логике. Аль-Фараби углубился в изучение
наследия Аристотеля, он обретает легкость
восприятия идей и совокупности задач
и проблем, поставленных великим греком. Результатом
разносторонних научных изысканий аль-Фараби
явился трактат "О классификации наук",
в котором в строгом порядке были перечислены
науки того времени, определен предмет
исследования каждой.
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет
свои знания, входит в контакт с видными
учеными и довольно быстро становится
самым авторитетным среди них. Но в среде
догматически настроенных богословов
возникает неприязнь ко всему строю мышления
аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических
путей познания и поиски достижения для
людей счастья в земной жизни. В конце
концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад. Он
направляется в Египет через Дамаск. В
своей книге "Гражданская политика"
он упоминает, что начал ее в Багдаде, а
кончил в Каире (Миср). После путешествия
аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил
до конца своих дней, ведя в нем уединенный
образ жизни. Свои сочинения он записывает
на отдельных листах (поэтому почти все
созданное им приняло форму отдельных
глав и записок, некоторые из них сохранились
лишь в фрагментах, многие не были закончены).
Умер он в возрасте восьмидесяти лет и
был погребен за стенами Дамаска у Малых
ворот. Сообщают, что молитву по нему на
четырех папирусах читал сам правитель.
Здесь содержится учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности – счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество – тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".
Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (1058 – 1111) – знаменитый мусульманский ученый, правовед. Его называли «Худжжат аль-ислам» (Довод ислама), «Мухий ад-дин» (Оживитель веры), «Муджаддид» (Обновитель ислама). Автор более 1000 книг и трактатов. Аль-Газали родился в 1058 году в Тусе (иранская провинция Хорасан). Его отец был неграмотным ремесленником, занимавшимся прядением и продажей шерсти. Он был набожным мусульманином и часто посещал собрания ученых-правоведов (факихов). Незадолго до своей смерти он завещал своему соседу взять на воспитание его сыновей Абу Хамида и Ахмада, младшего брата аль-Газали. Через некоторое время сосед отдал этих братьев учиться в медресе. После учебы в медресе аль-Газали путешествует по странам и городам мира ислама в поисках знаний. Большую роль в жизни аль-Газали сыграло знакомство с визирем Малик-шаха Сельджуки – знаменитым Низам аль-Мульком. В 1091 г. Низам аль-Мульк назначает аль-Газали на профессорскую должность в медресе «Низамийа» в Багдаде. Но тяга к увеличению своих знаний побуждает аль-Газали покинуть Багдад. Маршрут его путешествий обширен: Дамаск, Иерусалим, Хеврон, Мекка, Медина, Джурджани, Нишапур, Тус, Хамадан и др. После путешествий аль-Газали преподает некоторое время в медресе «Низамийа» в Нишапуре, но потом удаляется в родной Тус. Рядом с его домом было построено медресе, где он занимался обучением студентов обычным религиозным знаниям. Он умер в 1111 году в Тусе. Главный труд его жизни – «Возрождение религиозных наук». Цель этого труда – защита ислама от учений, подрывающих его устои, и обережение простых верующих от философии и спекулятивного богословия (калам), которые пагубно воздействуют на их неподготовленные умы и вводят их в соблазны. В этой книге ученый представил позитивную альтернативу «дурным людям», изложил свое учение в виде целостной религиозно-правовой концепции и особых форм религиозной практики, приспособленных к общепринятым потребностям каждого верующего. «Возрождение религиозных наук» Одна из главных научных заслуг аль-Газали – систематизация всех достижений великой мусульманской цивилизации за пять веков. Его труды исследовали многие выдающиеся ученые – ан-Навави, ибн Асакир, ибн аль-Джаузи, аз-Захаби, ибн Рушд, ибн Теймия, аз-Зубайди и др. Современные ученые, в том числе и христианские, признают, что аль-Газали внес огромный вклад в мировую теологическую и философскую мысль. Влияние его трудов можно заметить в средневековой христианской теологии Фомы Аквинского и философской концепции Гегеля.
Математика и астрономия, основанные
главным образом на переводах
Евклида, Птолемея и индийских сиддхант,
были и оставались в Халифате практически
направленными. Показательно высказывание
Мухаммада ибн Муссы ал-
Убайдуллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех
/род. около 820 – ум. около 912/913/ – выходец
из знатного табаристанского рода. Интересна
судьба его предков: дед Хурдазбих был
зороастрийцем, который перешел на службу
халифам и принял ислам; отец Абдулла был
правителем Табаристана (иранская провинция)
в 816-819 гг. и имел славу храброго полководца.
Помимо качеств славного воина отец ибн
Хордадбеха был очень образованным и дал
хорошее образование своему сыну. Учитывая
то, что ибн Хордадбех был из знатного
рода, а также весьма образованным он легко
получил пост начальника почт в области
ал-Джабал (северо-западный Иран). В круг
его обязанностей входил детальный сбор
сведений о подопечной области. Скорее
всего, на этой должности он составляет
черновой вариант научного труда своей
жизни – «Книга путей и стран». Какое-то
время жил в Самарре. Его научная и служебная
карьера была очень успешной: он дослужился
до начальника всего почтового ведомства
Халифата. Последние свои годы он провел
в Багдаде. Этот ученый стал основоположником
нового направления в арабской географии,
которое описывало торговые магистрали
и проживающие вдоль них народы. Новизной
было то, что его работы основывались на
современной информации, в то время как
другие географы по старинке (метод Птоломея)
опирались на исследования ученых прошлого. «Книга
путей и стран» – краткое описание стран
с указанием областей, дорог, торговых
путей, расстояний между пунктами и сумм
собираемых налогов. Дается описание территорий
влияния Халифата от Испании до Китая
и Индии. Центральное место занимает описание
Халифата, дается подробное описание Византии
/главного врага мусульман того времени/
с упором на военную информацию. Каспийское
море в его сочинении называется Джурджанским.
Труд ибн Хордадбеха был бестселлером
своей эпохи. Ссылки на него имеются у
всех последующих географов. Интерес
Абу Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам ал-Басри /965, Басра – 1039, Каир/ – выдающийся ученый арабского Востока. Благодаря своим способностям он занимал в родной Басре должность визиря. Однако любовь к науке побудила его оставить политическую карьеру. Средневековый сирийский ученый ибн Аби Усайби упоминает в своем «Источнике сведений о различных классах врачей» 92 сочинения ибн ал-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн ал-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырехугольник Ламберта», у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвертого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трех гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата. В трактате «Об измерении параболического тела» ибн ал-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвертых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он приводит вычисление, равносильное вычислению определенного интеграла. В трактате «Об изопериметрических фигурах» ибн ал-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар – самый большой объем из всех тел с равными поверхностями. Ему принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени. Ученого часто именуют «отцом оптики». Ему принадлежит фундаментальный труд «Книга оптики» в 7-ми книгах. В области физиологической оптики он дает описание строения глаза и на опытной основе доказывает ошибочность теорий Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн ал-Хайсам выдвинул свою теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Он считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он даже дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света. Среди опытов, проведенных ученым, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал. В XII веке его «Книга оптики» была переведена на латинский язык под названием «Сокровище оптики» («Opticae thesaurus») и оказала большое влияние на развитие оптики в Европе. Исследователь составил также ряд трактатов о зажигательных стеклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».