Конфликты во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На своём жизненном пути каждый человек встречается с конфликтами. И не дело в том, что человек плохой или окружающие плохие. Мир не прост, и порою оказываешься в таких ситуациях, где конфликт просто неизбежен. Люди негативно относятся к конфликту, не глядя и не желая даже иногда видеть в нём конструктивные стороны. В задачи их входит как можно более скорое разрешение конфликта с наибольшей выгодой для себя. И если взрослые отлично осознают это, то дети зачастую вступают в конфликт только лишь из-за эмоциональной реакции на сложившуюся ситуацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о конфликте и конфликтном поведении
1.2 Конфликтность детей подросткового возраста
1.3 Социально-психологический климат трудового коллектива
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С КОНФЛИКТАМИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Выбор методик
2.3 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Моя работа.docx

— 141.11 Кб (Скачать файл)

     Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется  основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия  окажется малоэффективной. Когда вопросы  или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную  карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех  или иных членов группы в зависимости  от большей или меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими.

     Когда социометрические карточки заполнены  и собраны, начинается этап математической обработки. Простейшими способами  количественной обработки являются табличный, графический и индексологический. Результаты помещаются в социометрическую матрицу (см. Приложение 1).

     Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета. Проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют 2 цели:

     1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи  между особенностями психологического  климата в группах и закономерностями протекания ряда процессов;

     2) выработку конкретных рекомендаций  по оптимизации психологического  климата в коллективе.

     Если  для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д.

     Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

     Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально  обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».

 

     2.3. Анализ и интерпретация результатов. 

     Социально-психологический  климат педагогического коллектива влияет на наличие конфликтов педагога с детьми подросткового возраста. Такой вывод позволили сделать  результаты проведённых методик ( см. Приложение 1, 2, 3). Методика социометрических измерений показала, что педагоги №1, №3 и №11 меньше всего вступают в конфликты с учащимися 6 «А» и 6 «Б» классов. И те же педагоги имеют положительное отношение к работе по методике О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Педагоги №4 и №15 имеют нейтральное отношение к работе и показатели у них ниже среднего. По данным социометрии именно эти педагоги чаще всего вступают в конфликт с опрашиваемыми детьми. Педагог №2 имеет высокий положительный и высокий отрицательный балл по методике социометрических измерений. Это связано с нейтральным отношением к работе, выявленным экспресс-методикой по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе.  

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Одной из актуальных проблем среди учеников и учителей является конфликты во взаимодействии в учебном процессе. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

     Педагог в коллективе подростков выполняет  роль второй мамы, является наставником  и активно влияет на формирование личности ребёнка. Именно поэтому ему  необходимо уметь хорошо владеть  собой и назревающим конфликтом между ним и подростком.

     Качество  работы педагога напрямую связано с  тем социально-педагогическим климатом, в котором он трудится. Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали (подчиненных с начальниками и наоборот) и по горизонтали (в группе коллег), их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени развитости коллектива.

     В ходе проведенного исследования были определено, что наличие конфликтов при взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста связано с социально-психологическим климатом педагогического коллектива. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза  подтвердилась.

 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
  1. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 294 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999. – 318 c.
  4. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 1998. – 214 c.
  5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 328 с.
  6. Вичев, В.К. Мораль и социальная психика / В.К. Вичев. – М.: Прогресс, 1978. – 356 с.
  7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
  8. Дикарева, А.А. Социология труда / А.А. Дикарева, М.И. Мирская. – М.: Высш. шк., 1989. - 28 с.
  9. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. - Ростов н/Д: Феникс, 1992. – 162 с.
  10. Здравомыслов, А.Г Социология конфликтов / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 268 с.
  11. Корчагина, Ю.И. Агрессивные дети / Ю.И. Корчагина // Здоровье детей. Приложение к газете "1 сентября". - 2008. - №2. – С. 2-4.
  12. Коузер, Л.Д. Функции социального конфликта / Л.Д. Коузер. - М.: Идея Пресс, 2000. – 186 с.
  13. Кузьмин, Е.С.  Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. - Л.: Феникс, 1967. – 274 с.
  14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
  15. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий. – М., 1965. – 332 с.
  16. Литвинов, В.Н. Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / В.Н. Литвинов. – Рига: Наука, 1969. – 148 с.
  17. Ломов, Б.Ф. Личность в системе общественных отношений / Б.Ф. Ломов. — Психологический журнал, М., т. 2. - 1981. - № 1. - С. 3—17.
  18. Макаренко, А.С.  Полное собрание сочинений: в 7 т. / А.С. Макаренко. - М.: Сфера, 1956. – 3 т.
  19. Парыгин, Б.Д. Социально – психологический климат коллектива / Б.Д. Парыгин. – Л.: Наука, 1981. – 242 с.
  20. Платонов, К.К Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии / К.К. Платонов, В.Г. Казаков // Социально-психологический климат коллектива. - М.: 1979. -146 с.
  21. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. - 459 с.
  22. Социологический словарь. - Минск: Университетское, 1991
  23. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 314 с.
  24. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. - М.: Прогресс, 1982. – 186 с.
  25. Шепель, В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями / В.М. Шепель. – М: Сфера, 1974. – 216 с.
  26. Deutsch, N. The constructive and destructive processes / N. Deutsch. — New Haven and London, 1973. — P. 13—17.

 

     

     Приложение

     Таблица 1

     Социограмма

     
Кто выбирает Кого выбирают Сделанные выборы Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 1 2  
1 Александра К.     1                                       1 0 1
2 Алексей К.   2   2       1                             1 2 3
3 Алексей Л.   2     1                                   1 1 2
4 Алина М. 1 1 1               1         1 1   1       7 0 7
5 Алина Н. 1           2                               1 1 2
6 Алина С. 1           1   1                 1         4 0 4
7 Анастасия К. 1 2                                         1 1 2
8 Анастасия С. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 0 0
9 Андрей П. 1   2                                       1 1 2
10 Аня В.     1                                       1 0 1
11 В.В.   1                       2                 1 1 2
12 Владислав З.         2       1                           1 1 2
13 Дарья К. 1 1 1                                       3 0 3
14 Даша Т.   2     1                                   1 1 2
15 Дима А.       2       1                             1 1 2
16 Дима П. 1   1                                       2 0 2
17 Евгения Б.       2   1                                 1 1 2
18 Евгения Л.     1   1                   2               2 1 3
19 Екатерина Д.   2           1 1       1                   3 1 4
20 Елисей Р.   1 2                                       1 1 2
21 Иван Е.                     1       2               1 1 2
22 Илья К.   2       1                                 1 1 2

     Таблица 1

     Социограмма 

     
Кто выбирает Кого выбирают Сделанные выборы Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 1 2  
23 Килрилл О. 1                                     2     1 1 2
24 Кирилл А. 1   1                                       2 0 2
25 Константин Т. 1                                       2   1 1 2
26 Костя Л.   1                                   2     1 1 2
27 Кристина Б.                   2 1                       1 1 2
28 Л.Е.                     1                       1 0 1
29 Лиза Д.     1                       2               1 1 2
30 Максим Ш.     2 1                                   1 2 1 3
31 Мария К.   1                             2           1 1 2
32 Маша У.   1                         2               1 1 2
33 Миша Г.     1               1       2               2 1 3
34 Настя А.                     1       2               1 1 2
35 Настя Б. 1           2                               1 1 2
36 Наталья З. 1 1 1                   1   2   1   1     2 6 2 8
37 Никита К.           1   1     1           2           3 1 4
38 Николай Б.       2 1                                   1 1 2
39 Ольга В. 1                         2                 1 1 2
40 Полина З.   1                                         1 0 1
41 Рита Ч.                             2 1             1 1 2
42 С. 1 1 1               1   1                   5 0 5
43 Сергей Р. 1 1                                   2     2 1 3
44 Татьяна Л.               1           2                 1 1 2

Информация о работе Конфликты во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста