Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:06, доклад
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Цель тренинга:
предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов.
На тренинге моделируются реальные ситуации из педагогического опыта, в ходе обсуждения которых педагоги приобретают навык анализа ситуации, ищут компромиссное решение в конфликте с учениками. Специфика программы данного тренинга в том, что участники обучаются не только умению анализировать конфликт, но навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта, что актуально в школьной жизни. В основе содержания программы лежит проблема взаимоотношений таких субъектов образовательного процесса, как учитель и ученик.
Задачи:
Программа тренинга состоит из 7 занятий. Первое занятие – “ На старте” – вводное, своеобразный фундамент, на котором строится дальнейшая работа группы. Цель этого занятия – создание благоприятных условий для работы в группе: сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. В ходе занятия могут быть использованы различные игровые методы и упражнения, приемы саморегуляции (релаксационные техники), направленные на достижение заявленной цели.
Последнее занятие – “ Финал” – посвящается обсуждению результатов тренинга, итогов работы группы и рефлексии своего участия. Упражнения, подобранные ведущим, должны быть направлены на завершение групповой работы.
Сценарии остальных занятий представлены в программе. На каждом занятии желательно применять упражнения на релаксацию, обучать педагогов навыкам саморегуляции. Подбирает эти упражнения ведущий.
Программа тренинга может быть скорректирована в зависимости от специфики группы и ее запросов.
Требования к ведущему тренинга:
Занятия проводит психолог, имеющий:
Требования к помещению: это может быть просторная комната , в которой предусмотрено место для работы над письменными заданиями, место для проведения упражнений.
Количественные и качественные характеристики группы: программа рекомендуется в форме групповых встреч в рамках педагогического коллектива детского сада на добровольной основе. Таким образом, участники тренинга – педагоги одного детского сада. Оптимальная численность группы – 10–15 человек.
Временные характеристики: тренинг рассчитан на 7 занятий по 2–2,5 часа (14 часов). Это могут быть встречи 2 раза в неделю в течение месяца.
Если требуется дополнительная проработка какой-либо темы, программа может быть расширена с помощью дополнительных занятий.
Формы работы и принципы:
Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение.
Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.
Все это позволяет реализовать принципы тренинга:
Таким образом, в основе принципов тренинга лежит активный исследовательский характер поведения участников.
Основной упор в занятиях делается на работу в малых группах. Основной прием работы – ролевая игра, в игре участники проигрывают роли и ситуации из педагогической практики.
Так как большая часть заданий выполняется в подгруппах, ведущий использует игровые способы деления участников: по дням рождения, по стажу работы и т.д. На каждом занятии используется упражнение – энергизатор, цели у которого могут быть самые разные: снять напряжение, расслабиться, установить дружескую атмосферу, отдохнуть, разогреть группу, настроить на последующую работу, активизировать групповую динамику и др.
Занятия строятся по единой структуре:
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования, магнитофон с записью релаксационных композиций.
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Эффективность программы: оценку эффективности отражают отзывы педагогов о тренинге, результаты анкетирования участников. Участниками тренинг оценивается как дающий реально полезные знания, навыки не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. По мнению участников, они получили навыки анализа собственного профессионального поведения и поступков, возможность посмотреть на отношения другими глазами, улучшить отношения с коллегами, администрацией, родителями.
Тема занятия |
|
Занятие 1. На старте. |
Сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. |
Занятие 2. Психологическая природа конфликта. |
Определение конфликта. Структура, сфера, динамика конфликта. Причины. Модальность
долженствования в речи одна из причин конфликта . |
Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение. |
Ведущие стратегии поведения в конфликте. Самодиагностика на основе теста Томаса для определения поведения в конфликтной ситуации.
|
Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте. |
Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте
|
Занятие 5. Посредничество педагога в конфликте. |
Роль и функции посредника в конфликте. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешения конфликта через посредника. |
Занятие 6. Педагогическое манипулирование. |
Общие характеристики манипулятивного стиля общения . Причины манипулирования.
Педагогическое как деструктивный фактор общения . Способы преодоления
педагогического |
Занятие 7. Финал. |
Завершение групповой работы. Подведение итогов работы группы. Обсуждение результатов тренинга. Рефлексия. |
Занятие 2. Психологическая природа конфликта.
Цели: дать определение конфликта, его структура, сфера, динамика; выявить причины конфликтов; рассмотреть модальность долженствования в общении как возможную причину педагогического конфликта; отработать навыки замены в речи педагога модальности долженствования.
Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.
Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.
Никто из нас не встал.
Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?
Ведущий записывает: « Конфликт – это…»
Ответы записываются на доске: положительные и отрицательные формулировки – с разных сторон доски.
Анализ записанного. Вывод делает группа.
Теория: Конфликт имеет структуру, сферу, динамику.
Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участника конфликта – цели, интересы, мотивы;
Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.
Сфера конфликта – деловая и личностная.
Динамика конфликта складывается из 3 стадий:
Решение конфликта можно
При этом есть одно важное правило:
Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную.
Успешно блокировать конфликт
можно на стадии его
Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.
Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из жизни детского сада.
Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:
Обсуждение.
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
Обсуждение.
Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение.
Цели: определить виды поведения в конфликте, отметить определяющие его факторы; отработать выбор определенного стиля поведения в конфликте; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта на основе диагностики ( тест Томаса).
Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого.
Инструкция: работаем в парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий излагает свою позицию по теме « Почему возникают конфликты в детском саду» , эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его.
Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями.
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.