Конфликты в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:06, доклад

Краткое описание

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

-Человек, имеющий  доброе  сердце

Может  говорить  о  своем  совершенстве.

Пусть  он   маленький  будет, или  большой,

Но  он  человек  с  красивой  душой

Он  может  любить, он  может  помочь,

Он  ласковый  сын  или нежная  дочь

И  все  что  узнает,  и  все  что  создаст

С  добром  и  любовью  он  людям  отдаст

Испытывать  будет  при  этом  блаженство

Да! Доброе  сердце – верх  совершенства!

 

«Моя  личная  Вселенная»

 

Упражнение   «Моя  вселенная»

-Вспомните, пожалуйста ,  все ,что вы  считаете  для себя  очень нужным  и дорогим.

Ваше любимое занятие

Ваш  любимый  цвет

Ваш    лучший  друг

Ваше   любимое  животное

Ваше любимое  время  года

Ваши  любимые  родные  и  близкие

Ваша   любимая  музыка

Это  и  будет   вашей  любимой  планетой, планетой  счастья.

По  желанию  зачитывают ,что  их  окружает. Рисунок  «Моя  планета»

 

 

 

                                    Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

  • сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
  • показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;
  • учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в поведенческой системе межличностного взаимодействия.

  Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

  • Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
  • Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
  • Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
  • Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
  • Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

    Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

  • Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
  • Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
  • Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
  • Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?

 

Упражнение "Зеркало" (развитие психологического климата) 

Участники разбиваются  на пары, становятся лицом друг к  другу. Один из играющих делает замедленные  движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп. 
            В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон. 
            Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить "естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

 

 

 

 

Упражнение "Мнение обо мне"

Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это "социальное эхо" помогает сориентироваться в группе. 
            Вам понадобятся бумага и карандаши по числу участников. 
1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы. 
2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке. 
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии. 
4. Те же действия повторяют еще раз. 
5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам: 
    Удивил ли меня чей-либо отзыв? 
   Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными? 
    Хочу ли я ответить на заданный вопрос? 
   Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив? 
   Как я хочу выглядеть в группе? 
    Моя восприимчивость - это, скорее, достоинство или недостаток?

    Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры.

Упражнение "Поставь  себя на место другого"

   Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором вы начали общение с позиции "над". А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на место того  педагога, с кем вы разговаривали. Представили? Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что изменилась прежде всего ваша внутренняя позиция? Если раньше осознанно или неосознанно вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как вы говорите с вашими воспитанниками в группе, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

Упражнение "Коллега - образ"

Вспомните одного из своих  коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств): 
         тревожный - спокойный  
         разбросанный - целеустремленный 
         замкнутый - общительный 
         легкомысленный - серьезный 
         возбудимый - уравновешенный 
         уступчивый - принципиальный 
         "выскочка" - скромный 
         вспыльчивый - сдержанный 
         лицемерный - искренний 
         пессимист - оптимист 
         безвольный - волевой 
         глупый - умный 
         агрессивный - миролюбивый 
         ранимый - невозмутимый 
         грубоватый - тактичный 
         ленивый - трудолюбивый 
         черствый - отзывчивый 
         злой - добрый 
         пассивный - активный 
         самовлюбленный – самокритичный

 
            Если вы не можете оценить коллегу только при помощи двухфакторной оценки ("глупый - умный"), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить таким образом 5-7 своих коллег.

Упражнение "Второй план" (осознание своей позиции в общении)

 В общении с коллегой по работе старайтесь выработать для себя "второй план" беседы: как ваш собеседник вас воспринимает, что он о вас думает, что он говорит и что не говорит, что чувствует. 
            Стройте беседу с другим педагогом так, чтобы представленный вами "второй план" был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствиях своих слов. 
Упражнение развивает способность осознавать свою позицию в общении.

 

Список использованной литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
  2. Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
  3. ОзеринаН.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ»,№5, 2008г.

Информация о работе Конфликты в педагогическом коллективе