Конфликты в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:06, доклад

Краткое описание

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

 Педагог-профессия   творческая, а  чтобы  быть  человеком  творческим, необходимо  совершенствовать  все  свои  самые  лучшие  качества.

                Что  же  такое  совершенство?  - ответы  участников     (идеал, образец, что-то  прекрасное  и т.д.)

Упражнение «Ищем  свои  достоинства»

                        На  сегодняшней встрече хотелось  бы  приблизиться  к осознанию этого понятия с профессиональной  точки зрения.

                       В  толковом  словаре  Ожегова  есть   определение: совершенство-  это « полнота всех достоинств,  высшая  степень какого-нибудь  положительного  качества (довести  до  совершенства,  верх  совершенства)».

 

                      Сейчас  мы  поищем  у  самих   себя какие-либо достоинства,  пусть  несовершенные, но  ярко  выраженные  положительные  качества. Каждый  по  очереди  называет  свое  имя и  несколько положительных качеств характера,   которые помогают вам в  работе,  в  жизни. ( помогает  словарик  качеств  личности) на  ту  же  букву, что и имя.

Сказка  о  деревьях-характерах

                                 В некотором удивительном  мире,  в долине, раскинувшейся  среди  высоких  и  неприступных  гор,  в  волшебном  лесу, где  поют дивные  песни  удивительные  птицы, росли…Деревья-Характеры. Это  были  необычные  деревья. Их  внешний  вид был  отражением  характеров  людей, живших  далеко-далеко  за  горами.

                              У  каждого  Дерева-Характера   от  ствола  отходили  четыре  главные  ветви,  а  от  них - множество  маленьких. Эти  четыре  ветви  имели  свои названия: Отношение  к людям; Отношение  к  делу; Отношение к  себе: Отношение  к  вещам. У  каждого  Дерева-характера эти  ветви  имели  свою, непохожую  на  других  форму, свою  характерную  особенность.

                                   На  одном  дереве-Характере   ветвь  Отношения  к людям была  пряма  и  устремлена  вверх, потому  что  была  ветвью Правдивости,  а на  другом была  скручена   кольцом Лжи;

                                Где-то  ветвь Отношения  к   себе вызывающе  торчала  Самовлюбленностью,  где-то  прогибалась до  земли  от  своей  Приниженности. А где-то  спокойно  и уверенно  поднималась к солнцу   как воплощение  Достоинства. Ветви   Отношения  к  вещам  на  некоторых  Деревьях-характерах скрючились  от  Жадности,  а на  других  обилием листвы обнаруживали  свою  Щедрость.

                                Очень  разные    Деревья-Характеры  росли  в  этом  волшебном   лесу. Под  некоторыми  характерами трескалась   земля - такими   они  были  тяжелыми, зато  легкие Характеры буквально  парили  в  воздухе, едва  цепляясь  корнями  за  почву.

                                 Встречались характеры ,сплошь - от  корней  до  кроны -покрытые  иголками,  и потому  они были  очень колючими. А иные  напоминали  телеграфные столбы  с едва  заметными отростками - это  были  прямые  характеры.

                                Даже  бензопила не  смогла  бы  распилить  твердые  Характеры, а мягкие  характеры были  настолько податливы, что их  стволы  можно было  запросто  мять, как  глину.

                               Были  среди них очень красивые  и безобразные, высокие  и  низкие, стройные   и  стелющиеся  по  земле.

                                 Так  непохожи  были  Деревья- Характеры, потому  что  росли  они  на  разных  почвах, неодинаково  согревало  их  солнце,  иначе  обдувал  ветер,  не  поровну давал  влаги  дождь. А  ведь  у  каждого  человека  в  жизни  складывается  все  по-разному, верно?

                                   Порой  налетала  в  волшебную   долину свирепая  буря, яростно  бросалась  она  на  Деревья-Характеры: иные  ломала  или  вырывала  с  корнем, другие  гнула  до  земли, но  сломать  не  могла.     Были  и  такие, что  не  склонялись даже  под  самым  сильным  ураганом и  лишь  гордо  распрямляли  свои  могучие  ветви- ветви  Отношения  к себе, Отношения к  людям, Отношения  к  делу, Отношения  к  вещам.

                                 У  каждого  человека  в   этом  лесу  есть  свое  Дерево- Характер, которое  своим  видом  отражает  присущий  ему  характер. Многие  люди  хотели  бы  побывать  там,  посмотреть, как выглядит  их  Дерево- Характер. Но  попасть в этот  волшебный лес не  может никто.

 

Ведущий. «Идеальный  педагог»

                           Первые  черты  совершенного  педагога у  нас  уже   есть. Делимся  на  две  подгруппы. У  одной  из  групп  - кружки красного  цвета,  у  другой -  синего. Группа  педагогов с кружками  синего  цвета - наши  дети младшего  возраста                       Группа  с  кружками  красного  цвета - дети  старшего возраста.

Сядьте  удобно, расслабьтесь, руки свободно  лежат на  коленях, почувствуйте  под ногами  опору. Закройте  глаза «Малыши»  представьте,  каким бы  вы хотели  видеть  своего  педагога;

 «Старшие дети»   представьте, каким должен  быть ваш педагог.

                     По  истечение   1  минуты, каждая  группа  обсуждает  необходимые  качества  и  приходит к  общей  характеристике,  записав  те  качества,  которые  должны  быть  присущи  педагогу.  (Мы  запишем их  на  доске.)

Ведущий.

                             На  следующем этапе вы  уже не  дети,  вы  снова стали  собой- взрослыми  людьми, опытными  педагогами. Сейчас  вы  объединитесь  в одну  группу  и уже с вашей позиции предложите  4  качества совершенного  педагога. (Мы  их  запишем )-обсуждение-2 мин.

 

 

-Ну  и  какие   получились  результаты  идеального  педагога?

(зачитываем)

  Ведущий.        

  1.  Основным  качеством  совершенного  педагога должна  быть  постоянная  готовность  к  игре  и  умение  превращать  в  игру  самое  скучное  и  серьезное занятие. Давайте  попробуем  на  практике  это  доказать:

Дети  живут  в  мире  образов,  они  очень любят  разные «превращения»:

  • Если  нам  нужно  создать  тишину  в  группе,  в кого  можно «превратить»  детей?

( рыбки, бабочки, цветы камни)

                           Вы  можете  придумать   вместе  с  детьми  для  этого   специальные  слова-заклинания (лучше  рифмованные

  • Если  вам  необходимо  ускорить  наведение  порядка  или  сборы  на  прогулку, можно?…..

(ввести  соревновательный  момент: кто  быстрее, лучше, точнее, аккуратнее  -уложит  игрушки, наденет  одежду и т.д.)

  • Чтобы  собрать  внимание  детей и подготовить  их  к серьезному  занятию ,не  помешают  «превращения» их в художников, артистов, математиков и т.д.
  • Можно  начать  занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения и т.д.
  • Творческий  подход  к  работе предполагает  постоянный  поиск  новой  формы, новых  материалов, новой  методики.

  Необходимо  помнить:

                      Творчески  можно  обращаться  только  с  теми  знаниями, которые  прочно  вошли  в ваш педагогический  опыт.

                   2.   Наличие  умения  фантазировать  является  обязательной составляющей   творческого педагога:

                     Такая  игра  может начаться  в  любой  момент  и   с  помощью  любого  предмета.

Динамическая  пауза

Упражнение  «Говорящие  вещи» 

                       -Сегодня  мы  узнаем  нечто   новое  о  себе  и  других  участниках  группы. Для  этой  цели можно  применять  различные   средства. Я воспользуюсь  - волшебством. Я хочу  попросить вас  вспомнить,  есть  ли  у  вас  какая-либо  вещь, которая  достаточно  давно  находится  с  вами и которую  вы  любите.

                  Через  несколько  секунд  я  произнесу  заклинание, и   эти  вещи оживут. Люди  исчезнут, а  останутся  только  вещи. Они  смогут    рассказать   о  себе, о  своей судьбе, своей истории ,может поведают  о своем хозяине, об  отношениях ,которые складываются  между  ними. Итак, внимание…

                               Шорох- морох ,в  серых   норах

                              Слово  вспыхнуло ,как  порох!

                                  До  небес  огонь горит

                                    Вещи  могут  говорить

                       А  теперь ,тот  человек, до  которого  я  дотронусь говорит   от  имени  своей  вещи. Когда  вещь  закончит  свой  рассказ , все остальные могут задавать  ей  вопросы.

                 Если  она  сочтет  нужным,  она  ответит, если  нет - она ответит:-  «Это  знает только  мисс Марпл!»

                                    Шорох – морох, шелест  трав,

                                    Шепот затихает,

                                     Успокоен  шумный  нрав.

                                     Вещи замолкают! 

                             Вещи  снова  стали  вещами, они  не говорят. Однако они  остаются  с вами, а значит, только от  вас зависит, смогут  ли  они  в  какой-то  момент вашей  жизни подать  свой  голос, и, может  быть, даже  что-то  посоветовать  вам.

 

Пальчиковая  гимнастика

 

  «Я  вам  пишу»

Сейчас  мы  с вами  займемся  эпистолярным  жанром.

«Дружественная  ладошка»

 

Участникам  раздаются  листы  бумаги  и  фломастеры.

-Обведите контур  своей   ладони  и  напишите  на  ней   свое  имя. Затем передайте   листок с  контуром ладошки   вашим  коллегам  по  группе,  и  пусть  каждый  оставит   свои  пожелания  или  комплимент  на  одном  из  пальцев ладошки, в  любом  свободном  месте.

Эти  пожелания  вы  можете  взять  с  собой  домой

Музей  обидных  воспоминаний

Наибольшей силой  в  плане  изменения  человеком  самого  себя обладает  воображение.

                 Каждый  из  нас    обижался  и не  один  раз. Но  одни  люди  умеют быстро  расстаться  с обидами ,потому  что обида это ни  что иное , как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их  прячут, берегут, накапливают. А  в  конфликте  предъявляют, усиливая,  как  им  кажется,  свою  позицию. Результат такого  собирательства - болезни.  Попробуйте  дома написать  все  свои  обиды  на  листок , внимательно  на  них  посмотрите   и  скажите  им :

                      «Обиды, вы  простите  меня,  но  я  отправляю  вас  в  музей  обидных  воспоминаний. Вы  остаетесь  в  прошлом,  а  я  живу  в  настоящем и  будущем. Лишняя  тяжесть  мне  ни к  чему! Прощайте!» И порвите этот  лист,  или сожгите. В душе  должны  быть  всегда  уют  и  комфорт, спокойствие  и  мудрость. «Человек  сам  загораживает  себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь  этого  не  делать.

«Все  дело  в  шляпе»

                         Ах, как  хотелось  бы  каждому   из  нас быть  всегда  здравомыслящим ,дальновидным, бепристрастным , владеющим полной  ти  этот  воистину  волшебный    дар нам, простым смертным.

                           Эдвард  де Боно, один  из    известнейших  исследователей  механизмов  творчества, разработал  метод, помогающий  в  обучении  детей  и  взрослых  эффективному  мышлению. " Шесть шляп  мышления"»

назвал  он 

свой  труд. Шесть  шляп- это  шесть  различных  способов  мышления.

                                 Белая – На  Вас белая шляпа.  С помощью  ее  постарайтесь зафиксировать  все  произошедшие  события  по – порядку  и  беспристрастно.

Сначала…

…Затем…

И  тогда…

И  наконец..

                                        Красная - - рассмотрите схему происшедших событий и зафиксируйте  все чувства, которые вы  испытывали   когда все это происходило?»

                                      Черная - проанализируйте ,что в данной  ситуации   самое плохое  для Вас. самое неприятное. Попробуйте  посмотреть  в будущее и сказать какие отрицательные последствия  могут   Вас  ожидать.

                                  Желтая - не  бывает ситуаций только  плохих  или  только  хороших. Даже  когда  все  вокруг темно, нужно  вспомнить  о  желтой  шляпе  и быстро  ее  надеть. Поверьте ,в  любой  ситуации есть  что-то  хорошее.

                                  Зеленая - шляпа творчества. Даже  неприятность  может вызвать вдохновение. Не  теряйте  чувства  юмора

                                    Синяя - шляпа  мудрости. Каждая  ситуация  нас чему-то  учит. Синяя  шляпа  поможет Вам    узнать ,какой жизненный  урок  преподнесла  вам   эта  ситуация,  и  почему  для  Вас  важен  этот  опыт.

Порядок  примерки  шляп

                             В  первую  очередь  мы  называем  всегда  белую  шляпу. Последней  должна  быть  синяя. Вслед  за  черной  всегда  должна  быть  желтая,  а в остальном порядок свободный!  

                    

Ведущий.

                           Наше  занятие подошло  к   концу. Если  вернуться  к   теме,  то  ведь понятие  «совершенство» – это что-то  законченное, свершившееся, завершенное. Но  ведь  наш  с  вами  путь  не  завершен,  мы  - то  с  вами в  движении. Достижение  какой-то  цели открывает  впереди  новые  горизонты. Совершенству    нет  предела! Я  желаю  вам  успехов  на  вашем  жизненном  пути!

Информация о работе Конфликты в педагогическом коллективе