Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

1. Общая характеристика концепции

2. Четыре периода жизни ребенка

3. Религиозное воспитание

4. Руссо о воспитании девочек

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по педагогики.docx

— 180.71 Кб (Скачать файл)

 Предоставление детям свободы в их развлечениях полезно в том отношении, что в условиях такой свободы высказываются природные характеры детей, выявляются их наклонности и способности19, и разумные родители могут в этом почерпнуть указания относительно выбора для них карьеры и профессии и в то же время относительно способов исправления любого недостатка, который, по их наблюдениям, грозит направить ребенка на дурной путь.

Жалобы

 

§ 109. Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью. Если они будут видеть, что это доставляет им уважение, любовь и признание и что они не теряют при этом ни одного из своих преимуществ, они будут находить в этом больше удовольствия, чем в нахальном командовании, т.е., очевидно, в противоположном складе отношений. (...)

Щедрость

 

§ 110. Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими Друзьями тем, что у них есть, и заставьте их убедиться на опыте, что самый щедрый человек всегда оказывается и самым богатым да вдобавок еще пользуется признанием и одобрением; и тогда они быстро научатся быть щедрыми на деле. Я полагаю, что таким путем вы сделаете братьев и сестер более ласковыми и вежливыми по отношению друг к другу, а следовательно, и к другим, чем десятками правил о хороших манерах, которыми обычно мучают и стесняют детей. Жадность и желание иметь в своем обладании и распоряжении больше, чем нам нужно, являются корнем всех зол, и эти качества следует поэтому искоренять с ранних лет и со всей тщательностью, а противоположную черту - готовность делиться с другими - всячески поощрять выражениями похвалы и одобрения, всегда при этом заботясь о том, чтобы ребенок ничего не терял из-за своей щедрости. Пусть всегда, во всех случаях проявления подобной щедрости, ребенок получает награду, и притом с процентами: и пусть он осязательно чувствует, что доброта, которую он проявляет по отношению к другим, небезвыгодна и для него самого, что она вызывает доброе отношение к нему со стороны как тех, которые воспользовались его добротой, так и тех, кто ее наблюдает со стороны. Делайте это предметом соревнования между детьми, чтобы они старались превзойти друг друга в этом отношении20. Когда же таким образом, благодаря постоянной практике, детям станет легко делиться тем, что они имеют, с другими, то добросердечие укоренится в них как привычка и они будут находить удовольствие и гордиться тем, что они добры, щедры и вежливы с другими.

 Коменский Я.,Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.

 Педагогическое наследие.- М., 1987.- С. 143-164.

Примечания

 

1 - Полемическое начало, отражающее  материалистический монизм Локка, с позиций которого дано целостное  представление о психофизическом  развитии личности.

2 - Идеалистической концепции  неоплатоников о врожденности  знаний и нравственных качеств  личности. Локк противопоставляет  эмпирико-материалистическую точку  зрения на формирование и развитие  человека;

3 - Локк отрицает правомерность  сословных привилегий, но как  идеолог буржуазии считает, что  имущественное неравенство является  «естественным» результатом неравных  индивидуальных способностей людей.

4 - Эти требования отражают  разработанные Д. Локком положения  о соответствии естественного  закона морали требованиям разума  и обусловленной этим необходимости  самоограничения и самодисциплины.

5 - Солон (ок. 640-559 до н.э.) - афинский архонт (высшее должностное лицо), реформаторская деятельность которого способствовала преодолению пережитков родового строя и становлению государственности в Афинах; согласно преданию, ~ один из семи мудрецов античной Греции.

6 - Согласно античной  мифологии, Сцилла и Харибда - два  чудовища, находившиеся по обе  стороны узкого пролива; оказаться  между ними - значит подвергнуть  себя опасности и с той и  с другой стороны.  

7 - Здесь и далее раскрывается  значение опыта работы ребенка  в нравственном воспитании, в  связи с чем повторные действия (упражнения) в положительном поступке рекомендуются как метод формирования целесообразных привычек и навыков поведения.

8 - Здесь впервые высказана  мысль о целесообразности создания  воспитателем  воспитывающих жизненных  ситуаций, которая впоследствии  получит широкую разработку в  педагогическом романе Ж.-Ж. Руссо  «Эмиль, или О воспитании» (1768).

9 - Локк обосновывает  необходимость учета возрастных, а также индивидуальных особенностей  детей как непременное условие  их воспитания и обучения.

10 - Здесь сформулировано  положение о развивающих целях  и задачах обучения.                           

11 - Здесь и далее самодеятельность  ребенка рассматривается как  необходимое условие раскрытия  его сил и способностей, в связи с чем воспитание и обучение интерпретируются как процесс взаимодействия между воспитателем и детьми.

12 - Автор опять подчеркивает  значение опыта ребенка как  источника формирования его нравственных  представлений и привычек.

13 - Локк настаивает на  необходимости формирования волевых  качеств личности как важнейшей  воспитательной задачи обучения.

14 - Локк показывает, что  учет возрастных и индивидуальных  особенностей немыслим без уважения  к личности воспитанников и  обоснования на доступном их уровню понимания предъявляемых к ним педагогических требований.

15-Философско-педагогические  сочинения Локка содержат характеристику  специфических особенностей детского  мышления.

18 - Идея наглядности обучения, выдвинутая Коменским, применяется  Локком к нравственному воспитанию.

17 - Наблюдение, которое в  дидактике Коменского применяется  как один из методов обучения, Локк распространяет и на область  нравственного воспитания.

18 - Данное требование  противостоит царившей в школе XVII в. механической зубрежке, отражает  ориентацию Локка на интересы  и положительные эмоции детей  как условие их успешной познавательной  деятельности.

19 - Требование стимулировать  самодеятельность детей как необходимое  условие их развития характерно  для идей педагогического активизма Локка.

20 - Локк рекомендует использовать  соревнование в положительном  поступке как активную форму  организации повторных действий (упражнений) с целью выработки  у детей нравственного опыта  поведения.


Информация о работе Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо