Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:27, контрольная работа
1. Общая характеристика концепции
2. Четыре периода жизни ребенка
3. Религиозное воспитание
4. Руссо о воспитании девочек
- разъясняет свою мысль Руссо, - я поощряв, не возбуждая ни к кому
зависти"? Здесь направляющая роль воспитателя, несмотря на предыдущие
оговорки Руссо, выражена достаточно заметно.
Эту противоречивость и непоследовательность Руссо в понимании умственного
развития и воспитания ребенка можно объяснить, прежде всего, тем, что более
всего педагог в этом процессе опасается принуждения, давления, насилия со
стороны старших в отношении ребенка. Его не покидают и здесь страшные картины
авторитарного воспитания, уродовавшего личность ребенка. И, разумеется (что
тесно связано с первым), главное же - это требование, веление самой природы
ребенка, развертывающей свои силы, как физические, так и умственные не по
воле людей, а по своим собственным законам. Только хорошо изучив эти законы,
убеждает Руссо читателя, можно правильно, т.е. в соответствии с природой
человека, на основе теории естественного и свободного воспитания научиться
управлять ребенком.
Трудовая деятельность подростка
Руссо по-своему пытается решить и другую важную проблему - проблему трудового
воспитания, руководства трудовой деятельностью подростка.
Труд Руссо ценит очень высоко, как неизбежную и священную обязанность
человека. Так не высоко он ценит и ставит человека труда, простого труженика
из народа, в первую очередь крестьянина и ремесленника. Тот, кто не
трудится, кто ведет праздный образ жизни, не заслуживает звания человека,
утверждает Руссо. "Труд, - пишет он, - есть неизбежная обязанность для
человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин, богатый или
бедный, сильный или слабый - есть плут".
Звание ремесленника, а в зависимости и в связи с этим ценность ручного труда
Руссо выдвигает на первый план. Если земледелец зависит от своего поля,
рассуждает Руссо, сборами с которого может овладеть другой, то ремесленник
зависит только от своего труда, следовательно, он свободен. Если в смысле
своей личной свободы ремесленник и занимает, по мнению Руссо, первое место
среди прочих занятий, то по ценности и полезности труда звание земледельца -
самое почетное, самое благородное. "... Земледелие есть первое ремесло
человека: оно самое честное, самое полезное и, следовательно, самое
благородное из всех, какими только может он заниматься". Руссо сообщает
читателю, что своего Эмиля он не собирается обучать земледелию, т.е. мальчик,
начав с него в детстве, хорошо изучил его, знает все полезные работы и
сейчас ими постоянно занимается. Хотя раньше об этом Руссо почти ничего не
говорил, читатель, однако, может предполагать, что Эмиль, воспитанный с
ранних лет в труде, полюбил его и получил необходимые трудовые навыки. Тем
самым Руссо считает трудовое воспитание неотъемлемой и составной частью
общего процесса развития и воспитания подростка. Приступая к обучению Эмиля
ремеслу, Руссо прежде всего видит в занятиях ручным трудом средство и
трудового, и нравственного, и физического воспитания и не в меньшей мере
фактор развития умственных сил ребенка. Основная же цель обучения ремеслу -
не столько изучение ремесла ради приобретения трудовых навыков с тем, чтобы
затем навечно приковать себя к данному виду занятий, а через ремесло, через
труд сделаться человеком, подняться до высокого звания человека. "Мы не для
того поступили в ученье, - пишет Руссо,- чтобы стать рабочими, а для того,
чтобы стать людьми; обучение же этому последнему ремеслу труднее и
продолжительнее всякого другого".
И в процессе трудовых занятий, в изучении ремесла направляющая роль
педагога отнюдь не снижается. Раньше, в период детства (до 12 лет), дело
обстояло несколько иначе. Основное занятие ребенка тогда, как это показывал
нам Руссо, состояло в том, чтобы не мешать ему бегать, кричать, играть,
т.е. не препятствовать его естественным движениям и действиям. Это был, по
существу, процесс саморазвития, свободного проявления физических сил,
процесс, никем и ничем почти не ограничиваемый, кроме законов необходимости.
Сейчас, когда основным видом деятельности становится труд и не случайное, а
направленное изучение ремесла, влияние педагога на воспитанника усиливается.
В связи с этим меняется и характер руководства, характер их взаимоотношений,
хотя внешне Руссо старается и не подчеркивать этих изменений. Но они, эти
изменения, и в руководстве, и в отношениях между педагогом и ребенком есть.
Воспитанник, во-первых, выбирает не любое ремесло, какое ему придется по душе
(хотя Руссо и внушает читателю, что главное здесь - интерес самого Эмиля к
тому или другому виду занятий). Но мы видим, что выбираются такие ремесла
(например, столярные), которые наиболее полезны, ценны, гигиеничны и т.д.
Руссо трудно, разумеется, доказать читателю, что воля и опытность педагога
и интересы воспитанника здесь всецело совпадают.
Без направляющего влияния педагога в этих вопросах трудно обойтись. Значит,
речь в этом возрасте идет уже не только о создании условий для
деятельности (как было раньше), а о внесении более активного начала в
процесс воздействия на ребенка - уже о наличии существенных элементов
руководства деятельностью. Да нередко и сам Руссо уже не пытается скрывать
своих истинных намерений (направленного воздействия на ребенка), стремясь в
трудовой процесс, в "телесные" упражнения внести интеллектуальный элемент.
Он, например, пишет следующее: "... Читатель должен видеть, каким образом я
вместе с привычкой к телесным упражнениям и ручной работе незаметно прививаю
моему воспитаннику охоту к размышлению и обдумыванию... Он должен работать,
как крестьянин, и думать, как философ". В этих словах недвусмысленно
ставится вопрос о таком руководстве деятельностью ребенка, при котором труд
носил бы не механический характер, а включал в себя и умственное напряжение,
мысль. Последующая же фраза не оставляет никакого сомнения в том, что этому
вопросу Руссо придавал исключительно важное значение. "Великая тайна
воспитания,- утверждает философ - педагог, - заключается в умении так
поставить дело, чтобы упражнения телесные и духовные всегда служили друг для
друга отдохновением". Этой гениальной догадкой Руссо вносил свой вклад в
решение сложнейшей и кардинальнейшей проблемы педагогики - проблемы
соединения физического и умственного труда как средства всестороннего
развития личности, что било сделано в дальнейшем классиками марксизма на
подлинно научной основе. Интересные мысли высказывает Руссо о влиянии
педагога на ребенка в самом процессе и ходе труда. Направленность
воздействий на воспитанника, причем весьма определенного свойства,
подчеркивается в следующих словах: "Водя его из мастерской в мастерскую,
никогда не допускайте его ограничиваться одним наблюдением, без приложения
своих рук к делу; пусть он выходит не раньше, чем узнает в совершенстве
основы всякого производства или, по крайней мере, всего, что наблюдал". Не
менее интересна мысль Руссо и о совместной деятельности воспитателя и
воспитанника в процессе труда.
Ремесло они изучают вместе, вместе работают, вместе обсуждают итоги работы,
свои достижения и промахи. Обращаясь к наставникам, Руссо советует:
"...работайте сами, давайте всюду пример".
Идея о практическом примере самого воспитателя в труде, по существу, о
сотрудничестве педагога и ребенка принадлежит к числу ценных идей
педагогической теории Руссо.
Своеобразно решается в данной главе и вопрос о функции наставления. Как
известно, Руссо - противник словесных наставлений и назиданий, противник
"болтливого" воспитания, с помощью которого, как пишет педагог, можно
создать лишь болтунов. В раннем периоде (о котором речь шла во второй главе)
Руссо признавал наставление с опорой на личный опыт ребенка. И теперь
отношение к голому, чисто словесному наставлению у него в принципе не
изменилось. Однако, признав "Робинзона Крузо" лучшей книгой для подростков,
Руссо пишет: "Роман этот... будет для Эмиля одновременно и развлечением и
наставлением (разрядка наша - В.Р.) в ту пору, о которой идет здесь
речь". Таким образом, наставление, лишенное излишнего морализирования,
а, напротив, основанное на фактах и примерах из увлекательной книги, может
иметь, по Руссо, большое воспитывающее значений.
Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак
Перейдем теперь к последнему возрастному периоду, к юношескому возрасту, к
посмотрим, какие изменения претерпевает процесс воспитания и руководства на
этом этапе (от 15 лет до вступления в брак).
Хотя Руссо и называет период от рождения и до двенадцатилетнего возраста
самым опасным промежутком человеческой жизни", т.к. в это время зарождаются
заблуждения и пороки, однако наступление юношеского возраста и связанных с
ним полового созреваний, возникновения страстей педагог опасается,
пожалуй, еще больше.
Отроческий возраст Эмиля, как описывает Руссо, закончился благодаря умелому
руководству со стороны воспитателя и наличию совершенных природных данных
воспитанника вполне успешно. "Эмиль трудолюбив, воздержан, терпелив, тверд,
исполнен мужества".
Он лишен заблуждений и пороков, сердце его свободно и без страстей. Но вот
наступает новый период в его жизни - пора юности. Не жалея красок и образных
сравнений, Руссо ярко рисует приближение этой поры: "Как рев моря задолго
предшествует буре, так и этот бурный переворот предвещается ропотом
заблуждающихся страстей; глухое брожение предупреждает о близости опасности,
Перемена в нраве, частые вспышки, постоянное волнение духа делают ребенка
почти не поддающимся дисциплине. Он становится глухим по отношению к голосу,
который делал его послушным: это - лев в лихорадочном возбуждении; он не
признает руководителя и не хочет уже быть управляемым". Возникновение
страстей и управление ими - характерная черта данного периода.
Предшествующие периоды протекали сравнительно спокойно в связи с тем, что это
был, с одной стороны, "сон разума", с другой, если можно так сказать не
словами Руссо, и по аналогии, - "сон страстей".
Пробуждение разума вызвало необходимость в умственном воспитании,
"пробуждение" страстей,
чувствований потребует
Способности души (разум, чувствования, воля) развертываются в этом возрасте
в полную силу.
Этот возраст, возраст полового созревания, возраст серьёзных внутренних и
внешних изменений в подростке, Руссо называет образно периодом второго
рождения, тем периодом, когда мальчик становится мужчиной, "... когда
человек воистину возрождается к жизни, и ничто человеческое ему не чуждо".
Руссо подчеркивает, что то воспитание, о котором шла речь до сих пор, можно
назвать только подготовкой к воспитание, подлинное же воспитание начинается
только теперь, и заботы воспитателя приобретает характер истинных забот и
тревог. "Доселе наши заботы были лишь детскими забавами; теперь только они
получают истинное значение". Зато и силы педагога значительно
умножается: к старим и уже испытанным формам руководства прибавляются новые -
прежде всего совесть и разум самого юноши.
Страсти, по выражению Руссо,- это главное оружие нашего самосохранения.
Истребить и уничтожить их невозможно, т.к. они даны человеку свыше для его
же собственной жизни. Но это относится лишь к страстям естественным, число
которых очень ограничено, они-то и являются орудиями нашей свободы и нашего
самосохранения. Первоначальной естественной страстью Руссо считает любовь
человека к себе: "Источником наших страстей, началом и основой всех прочих,
естественною страстью, которая рождается вместе с человеком и никогда не
покидает его, пока он жив, является любовь к себе; это страсть
первоначальная, врожденная, предшествующая всякой другой: все другие являются
в некотором смысле лишь ее видоизменениями".
Первое проявление этого чувствования, по Руссо, это любовь человека к тому,
что его сохраняет: всякий ребенок, например, привязывается к своей кормилице.
Затем появляется любовь к тем, кто окружает его и кто заботится о нем.
Любовь к себе и удовлетворение наших истинных потребностей, по Руссо,- это
взаимосвязанный процесс, так как в основе их лежит один и тот же закон
природы - закон самосохранения.
Далее Руссо ставит весьма важный для психология и педагогики вопрос - вопрос
о зарождении в этом возрасте самосознания (хотя сам этот термин он и не
употребляет). Если раньше ребенок как существо физическое изучал себя в
своих отношениях к вещам, то теперь, как пишет Руссо, "... он начинает
сознавать свое нравственное бытие, он должен изучать себя в своих
отношениях к людям,- это занятие для целой его жизни, начиная с того
пункта, до которого ми теперь дошли".
Ставится, таким образом, в связи с этим вопрос о нравственных отношениях
людей и об осознании этих отношений самим подрост-ком, что и приводит к
развитие его нравственного сознания. Руссо пытается тем самым подвести под
вопросы нравственного воспитания, очень сложные и теоретически и практически,
психологические основы, используя данные науки того времени и свои
собственные познания в этой области.