Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить особенности развития пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.
Задачи:
Определить сущность понятий «парааутизм» и «парааутистическое нарушение развития речи».
Выявить причины, способствующие развитию парааутистических нарушений у детей среднего дошкольного возраста.
Рассмотреть диагностические методики развития речи у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.
Рассмотреть коррекционные техники речи пассивного словаря данных детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические подходы к проблеме развития речи детей с парааутистическими нарушениями…………………………………………….5
1.1. Этиология, патология, классификация парааутистических нарушений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………5
1.2 Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………………………12
1.3 Особенности пассивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………………….…19
2. Диагностические методики развития речи у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………………………......24
2.1 Диагностические методики развития пассивного словаря у детей с парааутистическими нарушениями……………………………………………24
3. Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями……………….28
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 86.11 Кб (Скачать файл)

        Итак, среди особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями можем выделить следующие:

1. Первые  слова не симпрактические, то  есть не связаны с ближайшим окружением ребенка

2. В экспрессивной речи употребляются немногочисленные слова (или фразы) – штампы

3. Значительная задержка и нарушение (инверсия) употребления личных местоимений

4. Нарушения звукопроизношения: это нечеткость произнесения многих звуков, замены одних звуков другими, пропуски звуков

6. Дети малодоступны контакту, стремятся его избежать, не устанавливают прямого глазного контакта

7. Крайний консерватизм проявляется в так называемом «феномене тождества» - стремлении к сохранению постоянства в окружающем мире.

 

 

1.3 Особенности пассивного словаря  у детей среднего дошкольного  возраста с парааутистическими  нарушениями

Для начала отметим, что словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

      Существует пассивный и активный словарь. Пассивный словарь представляет собой некую часть словарного запаса, который понятен ребенку. Пассивный словарь может зависеть от возраста детей, от психического развития и социальной среды окружающей

Особенностями пассивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями является (по Т.А. Ткаченко)12

  • скудность словарного запаса,
  • неточное употребление слов,
  • затруднения связанные с  актуализации словаря,
  • более значительное, чем в норме преобладание пассивного словаря над активным,
  • несформированность структуры значения слова,
  • нарушение процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словаря являются низкий уровень познавательной активности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти.

Прежде всего, у детей с данными нарушениями наблюдаются существенные количественные различия активного и пассивного словарей.

В пассивном словаре детей с парааутистическими нарушениями преобладают существительные с конкретным значением, усвоение же слов с абстрактным значением вызывает большие трудности. Повторение и узнавание простых слов конкретного значения у детей с парааутистическими нарушениями, как и у нормально развивающихся детей, не вызывает затруднений. В то же время абстрактный характер речевого материала оказывает большее, чем в норме отрицательное влияние на процесс распознавания и воспроизведения слов детей с парааутистическими нарушениями. Они определяют слова с абстрактным значением более элементарно и примитивно.13

У многих детей с парааутистическими нарушениями отсутствуют в пассивном словаре,  слова обобщающего характера (мебель, посуда, овощи, фрукты). Большое количество ошибок наблюдается в обозначении детенышей животных (у кошки – киска, у собаки – собачоночек, собачонок, щененок, у лошади – лошаденок).

Также в пассивном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Дети с парааутистическими нарушениями редко употребляют слова, обозначающие признаки предметов. Они называют основные цвета (красный, синий, зеленый), величину предметов (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам длинный – короткий, толстый – тонкий, высокий – низкий в речи детей почти не встречаются.

По данным автора Н. В. Тарасенко14, дети с парааутистическими нарушениями чрезвычайно редко пользуются в своем пассивном словаре прилагательными, обозначающие качества человека. Также весьма ограничено количество наречий. В основном это такие наречия, как здесь, там, туда, потом, тут.

В пассивном словаре данной категории детей часто встречается неточное употребление слов, парафразии. Преобладающими являются замены по семантическому сходству, характерны замены слов с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползет – идет, высокий, толстый – большой). Обозначая предметы, дети часто смешивают слова одного рода, вида. Так словом рубашка обозначается и кофта, и рубашка, и свитер, и куртка; словом ботинки – и сапоги, и ботинки, и туфли. Неточности в употреблении слов объясняются трудностями дифференцирования, как самих предметов, так и их обозначений.

Пассивный словарь детей с парааутистическими нарушениями шире активного, но с трудом актуализируется из-за склонности к охранительному торможению и  замедленного формирования семантических полей. Для воспроизведения слова очень часто требуется наводящий вопрос.

При парааутистических нарушениях детей среднего дошкольного возраста в активном словаре долго отсутствуют слова, обозначающие близких для ребенка людей (мать, отец, бабушка, дедушка, дядя, тетя) или отдельные предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление. Наблюдается неравномерность в развитии активного и пассивного словаря. Дети с парааутистическими нарушениями затрудняются использовать слова в новых комбинациях. Наблюдается отсутствие соотнесенности произносимых слов с конкретными предметами, значение слова может запомниться в конкретной ситуации.

Пассивный словарь детей обиходно бытовой. Отличается бедностью и недифференцированностью – называют часть вместо целого и наоборот, в речи недостаточно представлены местоимения и наречия:

  • отсутствуют местоимения «я», «мы», «он», «она».
  • имена прилагательные усваиваются с трудом;
  • служебные слова опускаются;
  • ограниченность словарного запаса приводит к неточности употребления слов;
  • расширение значения слов (слово СТОЛ может обозначать и СТУЛ, и ТАБУРЕТА, и КРЕСЛО, и САДИТЬСЯ). 15

Отметим, что процесс развития у ребёнка понимания речи и накопления словарного запаса требует вдумчивого отношения и мудрого руководства со стороны взрослого. Желательно уделять этому пристальное внимание, организуя специальные занятия. Для запоминания детям предлагают только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния.

Можно сделать вывод о том, что особенностями пассивного словаря у детей среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями является малый запас слов в пассивном словаре, не верное и не корректное употребление слов, так же наблюдается несформированность структуры значения слова. Данные особенности в большей мере зависят от  того, что дети пассивны, замкнуты в себе, у них нет интереса к окружающему миру, дети не любопытны, снижена потребность в контактах, нет познавательной активности

2. Диагностические методики развития  речи у детей среднего дошкольного  возраста с парааутистическими  нарушениями

2.1 Диагностические методики развития  пассивного словаря у детей  с парааутистическими нарушениями

 Все методики обследования могут быть использованы для выявления уровня развития пассивного словаря у детей с парааутистическими нарушениями. Методики выявляют овладение ребенком словарным запасом пассивного словаря, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение).

 Эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит от используемых методов, их многообразия, соответствия возрасту и особенностям психофизического развития детей. На начальном этапе развития речи детей с парааутистическими нарушениями применяются приемы, направленные на формирование речевой активности детей, обучение подражанию предметным и речевым действиям взрослого, усвоение предметной отнесенности слов и выражений, развитие разговорной речи. К наиболее часто используемым методам, сформулироваными Е.И. Тихеевой относятся наблюдение, рассматривание и обследование предметов, практическая деятельность, игровые приемы, дидактические игры.16

1) Наблюдение. На начальном этапе развития пассивного словаря у детей с парааутистическими нарушениями проводятся разнообразные наблюдения. Этот методический прием позволяет устанавливать тесную связь между познанием действительности и усвоением соответствующего речевого материала. Проведение наблюдений позволяет обеспечить содержательную сторону речи, денотативный план, определяющий предметную отнесенность слов. Дети наблюдают за действиями взрослого с предметами, игрушками, его речевыми действиями, подражают им. Наблюдения за предметами и явлениями проводятся в ходе организации занятий по различным темам, в ходе раскрытия значений новых слов, обозначающих свойства, качества, функции предметов, способы их использования.

Например, в ходе занятия по теме «Овощи» дети наблюдают за действиями с овощами (моет, режет), уточняют значения слов, обозначающих их форму, цвет. Наблюдения могут быть связаны с проведением экскурсий, осмотров. В процессе наблюдений внимание детей фиксируется на существенных признаках, которые необходимо зафиксировать в речи. По мере развития речи детей можно организовывать повторные наблюдения за предметами и явлениями.

В процессе организованного наблюдения происходит рассматривание реальных предметов, муляжей, картинок. Непосредственное восприятие детьми предметов или их изображений сочетается с речью, действиями детей, отраженным проговариванием.

 

2) Рассматривание и обследование предметов. Ознакомление с предметами позволяет уточнить значения слов, обозначающих его назначение, свойства и качества, внешний вид, детали предмета. Обследование происходит в ходе ощупывания, обведения предмета с привлечением тактильно-двигательных ощущений, в некоторых случаях обоняния, осязания, вибрационных ощущений.

 

3) Практическая деятельность — рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок способствуют закреплению и уточнению слов и выражений. Практическая деятельность детей привлекается для формирования различных речевых умений. Так, в процессе обучения пониманию и выполнению инструкций предлагается детям поручения: нарисуй грушу, нарисуй яблоко... Для уточнения понимания речевого материала по теме «Части тела» предлагаются побудительные конструкции с глаголами вымой, вытри. Дети в ситуации практической деятельности моют руки, лицо, уши.

 

4) Игровые приемы создают положительный эмоциональный фон, способствуют формированию мотивации речи, влияют на активность детей, тем самым повышая результативность занятий. Игровые приемы соответствуют возрастным интересам детей. Игровые приемы связаны с использованием разнообразных игрушек, чаще всего образных. Предполагается сюрпризность появления игрушек и предметов, действия, «выполняемые» игрушками, их неожиданные исчезновения и появления, одобрение или порицание действий детей и др. На начальном этапе обучения преобладают занятия с куклой. Кукла является участником занятий по разной тематике: куклу купают, одевают и собирают на прогулку, укладывают спать, отмечают день рождения и др. Эмоциональный характер этих игровых действий позволяет детям лучше усвоить названия частей тела, предметов одежды, уточнить названия выполняемых действий. Игрушки могут не только выполнять какие-либо действия, но и «разговаривать» с детьми: здороваться, прощаться, задавать вопросы или отвечать на вопросы детей, говоря голосом педагога и предъявляя таблички. Образные игрушки (кукла, зайка, лиса) одобряют и хвалят или, наоборот, не соглашаются с действиями детей.

 

5) Дидактические игры — один из наиболее распространенных методов развития пассивного словаря у детей с парааутистическими нарушениями речи. Они используются при проведении занятий по различной тематике, обеспечивая интерес детей к теме, способствуя усвоению и запоминанию речевого материала. Подбор дидактических игр определяется целями и задачами занятия. Особенно широко используются дидактические игры при проведении словарной работы, формировании навыков слухо-зрительного и слухового восприятия, глобального чтения; обучении пониманию значений слов и целых высказываний (поручений, просьб, вопросов, сообщений, отрицаний). В качестве материала дидактических игр используются игрушки, картинки, реальные предметы. Некоторые игры предполагают использование атрибутов костюмов представителей профессий (врача, почтальона, повара).17

 Можно сделать вывод о том, что необходимо проводить работы по развитию речи детей, необходимо правильно и точно подбирать методики работы опираясь в первую очередь на каждого, отдельно взятого ребенка. Используемыми методами являются в первую очередь наблюдение и игровые приемы. Эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит от комплексности применяемых в работе методов и их постоянности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Коррекционные техники речи пассивного  словаря ребенка среднего дошкольного  возраста с парааутистическими  нарушениями

Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями необходимы для закрепления произношения поставленных логопедом звуков, развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, формирование связной речи, закрепление навыков чтения и письма.

Иногда кажется, что коррекционных методик масса. Но это не так. В реальности существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов.

В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с парааутистическими отклонениями. Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам. Разберёмся, что за методики существуют, в чём их плюсы и минусы.

        TEACCH (Обучение детей с нарушениями понимания других людей)18.

Азы этой методики поддержки парааутистичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.

Информация о работе Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями