- комплексный подход к решению
возникших у подростка проблем;
- равнозначность программ помощи подростку в проблемной ситуации и программ предупреждения
возникновения проблемных ситуаций;
- гарантия непрерывного сопровождения подростка в образовательном процессе;
- «быть на стороне подростка» в любой ситуации, защищая его интересы и права.
Кроме того, необходимо иметь
в виду следующие организационные моменты:
- своевременность оказания подростку помощи;
- изучение причин деструктивного поведения и разработка на этой основе индивидуальных
коррекционных программ;
- снятие психологических проблем
у подростка в процессе консультационной
работы;
- отслеживание изменений, происходящих
в поведении подростка в связи с включением его в коррекционный
процесс, на основе результатов наблюдения
или мониторинговых данных.
В литературе выделяются следующие функции
коррекционной работы с детьми:
- социально-защитную – формирование у подростка защитных механизмов, обеспечивающих
его адаптацию и комфортное самочувствие
в социальной сфере;
- воспитательную – воспитание силы воли у подростка , и умения контролировать свои эмоции, адекватно оценивать имеющиеся потребности;
- компенсаторную – формирование альтернативных
(принятым нормам) и стереотипов поведения
в различных ситуациях;
- стимулирующую – активизация положительной,
социально-полезной, предметно-практической деятельности подростка, отвечающей его интересам, способствующей удовлетворению потребностей
в общении, самореализации и самовыражению;
- зависимость организаций коррекционного
процесса от половых и индивидуально-психологических
особенностей молодых людей;
- взаимосвязь результатов коррекционной
работы и адаптации подростка в социальном окружении.
Выявленные закономерности позволили выделить принципы
коррекционной работы:
- принцип обоснованного выбора – формирование установки на поиск оптимальных и адекватных
социальным ожиданиям вариантов реагирования
в сложных жизненных ситуациях;
- принцип рефлексивной позиции – формирование умения адекватно оценивать свое
поведение в целом, отдельные действия и поступки,
поступки и поведение других людей;
- принцип персонификации коррекционной
работы – поскольку каждый подросток – это индивидуальность, проявление
отклонений в его поведении также индивидуально, индивидуальны, и причины,
его обусловливающие, что требует ориентации
коррекционного процесса на конкретную личность подростка;
- принцип эмоциональной разрядки – необходимость обеспечить возможность
эмоциональной разрядки подростка через включение его в разнообразные
виды деятельности.
К критериям эффективности организации
коррекционного процесса можно отнести:
- когнитивный, связанный со знанием
особенностей девиантных проявлений в
поведении подростков группы риска, факторов, вызывающих его формирование, сущности коррекционной работы, ее основных принципов и особенностей организации;
- ситуационной обусловленности, связанный
с организацией коррекционной работы
на основе оптимального подбора ситуаций,
снижающих вероятность детсруктивного поведения подростка и увеличивающих таковую;
- рефлексивно-деятельностный,
связанный не только с включением подростка в содержательную, отвечающую
его интересам деятельность, но и с созданием
условий, способствующих формированию
у него рефлексивной позиции;
- эмоциональной комфортности,
связанный с созданием условий, обеспечивающих
устранение психологических барьеров в процессе взаимодействия
детей и взрослых на основе уважения личности подростка, принятия его таким, каков он есть, опоры на имеющиеся у него положительные стороны и качества.
Условиями, обеспечивающими
эффективность коррекционного процесса
в образовательном учреждении, могут
выступать следующие:
- формирование адекватных защитных
механизмов личности в сложных жизненных ситуациях;
- стимулирование альтернативных
отклоняющимся способов реагирования в различных
ситуациях;
- наличие установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я» на основе
сформированной рефлексивной позиции.
Основными формами работы, направленной
на коррекцию поведения подростков являются:
- целевая работа образовательно-психологическая,
психокоррекционная и психотерапевтическая с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении имеющихся
проблем;
- групповые и индивидуальные
занятия, направленные на развитие навыков
социальной адаптации, психофизиологической саморегуляции,
повышение устойчивости к стрессам, уверенности в
себе, осознание положительных свойств личности, формирование
жизненных целей для достижения здорового
образа жизни, отказ от вредных привычек и т. д. (проводят
психологи и педагоги);
- вовлечение подростков во внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться
их способности, душевные качества, где
они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение
окружающих;
- лекции об общественных, психологических,
медицинских и юридических последствиях
злоупотребления наркотиками и алкоголем (проводят
медики, юристы, психологи, психотерапевты,
педагоги);
- видеоматериалы;
- яркая полиграфическая продукция
(к примеру, в виде рекламных щитов) в общественных
местах (в особенности в местах сбора молодежи);
- выступление популярных личностей (спортивных
тренеров, священников, психотерапевтов
и т. д.), имеющих дело с молодежью;
- работа с семьей (следует акцентировать
внимание родителей на совместное проведение
досуга в семейном кругу — посещение музеев, выставок,
туристические походы и т. п.);
работа с группами подростков с деструктивным
поведением [25].
Мы полагаем, что система коррекционной
работы должна включать в себя формирование
у учащихся следующих умений и навыков:
- управления собой в состоянии
напряжения, в стрессовых ситуациях;
- конструктивного поведения
в конфликтах;
- отстаивания и защиты своей
точки зрения и позиции, снижения внушаемости;
- ответственного принятия решения;
- эффективного общения.
Наименьшую опасность наркотизации
имеют подростки, обладающие следующими
общими качествами:
- коммуникативная и социальная
компетентность;
- способность конструктивно
вести себя в конфликтных ситуациях (т.
е. направленность усилия на преодоление
противоречий при сохранении своих интересов
и интересов партнера);
- адекватная самооценка;
- способность контролировать
эмоции;
- способность к саморегуляции.
Система коррекционной работы
должна быть направлена на решение следующих
проблем:
- навыки общения;
- механизмы принятия решений;
- развитие критичности;
- навыки межличностного взаимодействия;
- способность отстаивать свою точку
зрения;
- возможность быть « белой вороной
»;
- способность управлять собой;
- навыки саморегуляции в стрессовых
и экстремальных ситуациях;
- развитие уверенности в себе;
- развитие чувства юмора;
- решение проблемы взаимоотношения
с противоположным полом;
- решение проблемы принятия
своего тела;
- решение проблемы плохого настроения
и скуки;
решение проблемы смысла жизни
и т. д. [13,14].
Таким образом, коррекционная
работа с подростками с деструктивным
поведением, имеющими те или иные проблемы личностного развития, поведенческого
характера взаимоотношёний со сверстниками
и взрослыми, - это процесс оказания
помощи подростку, связанный с устранением
или уменьшением влияния на него факторов
риска со стороны его ближайшего окружения,
и исправления сложившихся установок,
привычек, норм поведения и системы ценностных
ориентаций негативного или асоциального
плана, который имеет комплексный характер.
Глава 2. Экспериментальная
работа по выявлению и коррекции деструктивного
поведения подростков
- Выявление подростков с деструктивным поведением
В ходе эксперимента нами были
поставлены следующие задачи:
- выявить подростков с деструктивным поведением.
- разработать тренинг, направленный
на коррекцию деструктивного поведения.
Базой эксперимента явилась
школа № 11 г. Ишима, 6-классы.
В эксперименте приняли участие двадцать семь учащихся.
Эксперимент проходил в несколько этапов:
1. Констатирующий эксперимент.
2.Формирующий эксперимент.
3.Контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент проводился
по методике первичной диагностики
и выявления подростков с деструктивным
поведением.
Методика первичной
диагностики и выявления детей с деструктивным поведением.
Инструкция: «Тебе предлагается
ряд вопросов, касающихся различных сторон
твоей жизни. Если честно и обдуманно ответишь
на каждый вопрос, то у тебя будет возможность
лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных
и неправильных ответов. Отвечай на каждый
вопрос следующим образом: если ты согласен,
ответь «да», если не согласен - ответь
«нет». Если ты не живешь вмести с родителями,
то отвечай на вопросы о семье, имея в виду
людей, с которыми живешь».
Форма 1
- Считаешь ли ты, что людям можно
доверять?
- Легко ли ты заводишь друзей?
- Бывает ли так, что твои родители
возражают против друзей, с которыми
ты встречаешься?
- Часто ли ты нервничаешь?
- Являешься ли ты обычно в центре
внимания в компании сверстников?
- Ты не любишь, когда тебя критикуют?
- Раздражаешься ли ты иногда
настолько, что начинаешь кидаться предметами?
- Часто ли у тебя возникает чувство,
что тебя не понимают?
- Кажется ли тебе иногда, что
за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
- Много ли у тебя близких друзей?
- Стесняешься ли ты обращаться
к людям за помощью?
- Нравиться ли тебе нарушать
установленные правила?
- Всегда ли дома ты обеспечен
все жизненно необходимым?
- Боишься ли ты оставаться один
в темноте?
- Ты всегда уверен в себе?
- Ты обычно вздрагиваешь при
необычном звуке?
- Бывает ли, что, когда ты остаешься
один, твое настроение улучшается?
- Кажется ли тебе, что у твоих
друзей более счастливая семья, чем у тебя?
- Чувствуешь ли ты себя несчастным
из-за недостатка денег в семье?
- Бывает ли, что ты злишься на
всех?
- Часто ли ты чувствуешь себя
беззащитным?
- Трудно ли тебе отвечать в школе
перед всем классом?
- Есть ли у тебя знакомые, которых
ты вообще не можешь переносить?
- Можешь ли ты ударить человека?
- Ты иногда угрожаешь людям?
- Часто ли родители наказывают
тебя?
- Появлялось ли у тебя когда
- нибудь сильное желание убежать из дома?
- Часто ли ты чувствуешь себя
несчастным?
- Легко ли ты можешь рассердиться?
- Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
- Ты – человек робкий и застенчивый?
- Бывает ли у тебя чувство, что
тебе недостаточно любят в семье?
- Ты часто совершаешь ошибки?
- Часто ли у тебя бывает веселое
и беззаботное настроение?
- Любят ли тебя твои знакомые,
друзья?
- Бывает ли, что твои родители
тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
- При неудачах бывает ли у тебя
желание убежать куда – нибудь подальше
и не возвращаться?
- Бывало ли, что кто - то из родителей
вызывал у тебя чувство страха?
- Завидуешь ли ты иногда счастью других?
- Есть ли люди, которых ты ненавидишь
по – настоящему?
- Часто ли ты дерешься?
- Легко ли тебе усидеть на месте?
- Ты охотно отвечаешь у доски
в школе?
- Бывает ли, что ты так расстроен,
что долго не можешь уснуть?
- Часто ли ты ругаешься?
- Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
- Часто ли в вашей семье бывают
ссоры?
- Ты всегда делаешь все по –
своему?
- Часто ли тебе кажется, что ты
чем-то хуже других?
- Легко ли тебе удается поднять
настроение друзей?