Коррекция деструктивного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом коррекция деструктивного поведения подростков.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма психопрофилактической работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель, преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские отношения, конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы и т.п.), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма — организация здорового образа жизни. Ош исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая   форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая   форма — минимизация негативных последствии девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической  работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:

— комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

— адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

— массовость (приоритет групповых форм работы);

— позитивность информации;

— минимизация негативных последствий;

— личная заинтересованность и ответственность участников;

— максимальная активность личности;

    • устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без деструктивного поведения).

 

 

 

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

                                                                                            Приложение 2

Перечень специалистов, осуществляющих коррекционную работу в образовательном учреждении, и решаемые ими задачи

 

Педагог:

  • делают первичный запрос специалистам и обращают их внимание на проблемы, имеющиеся у подростка;
  • осуществляют контакт с семьей подростка и обеспечивают привлечение родителей к коррекционной работе;
  • участвуют в организации досуга и занятости подростка после учебных занятий и в каникулярное время;
  • осуществляют процесс педагогической коррекции;

социальный педагог:

  • изучает особенности жизнедеятельности подростка вне учебного заведения и имеющиеся у него проблемы внешнего характера;
  • выявляет подростков и семьи группы риска;
  • осуществляет взаимодействие с различными службами и центрами, оказывающими помощь подростку и его семье;
  • осуществляет социально-педагогическую помощь и поддержку подростков, попавших в сложные жизненные ситуации;
  • представляет интересы подростка в различных службах организациях, осуществляет процесс его социальной защиты;

врач:

  1. исследует физическое и психическое здоровье подростка;
  2. выявляет детей группы риска по медицинским показателям;
  3. разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы в ходе учебного процесса и внешкольной деятельности с подростками, имеющими различные заболевания и проблемы, связанные со здоровьем;

психолог:

  • выявляет подростков группы риска;
  1. изучает процесс адаптации подростка в различных микросредах;
  1. осуществляет диагностику развития ученика и выявляет имеющиеся у него проблемы;
  2. осуществляет консультативную помощь;
  3. проводит психокоррекционную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Приложение 3

                     Примерная структура каждого занятия

 

Этапы

Время

Задачи

Средства

Приветствие

 

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность

Определенные ритуалы

Начало работы

5-10 мин

Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием

Разминка

5-10 мин

1.Объединение, сплочение группы

2.Развитие  межличностных связей

3.Включение  в совместную деятельность

Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами

Работа по теме

30 мин

Задачи соответствуют теме занятия

Самые разнообразные формы актив-ности (игры, рисование, психодрама и т.д.)

Разминка

10-15 мин

   

Работа по теме

25 мин

   

Завершение занятия

10 мин

1.Возможность выплеснуть накопившееся  напряжение

2.Завершение  работы в позитивном эмоциональном состоянии

Подвижные и/или релаксационные игры

Прощание

 

Обозначить конец занятия

Определенные ритуалы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков