Коррекция деструктивного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом коррекция деструктивного поведения подростков.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

 

         

Результаты контрольного этапа эксперимента показали эффективность проведенного психологического тренинга, а именно: улучшились отношения в семье, снизился уровень агрессивности детей, повысилась уверенность в себе; появилось стремление к познанию и самопознанию, а также способность к любви; сформировалась способность оценивать  собственные личностные качества и качества других людей; расширились знания детей о чувствах и эмоциях, появились умения отреагировать на эмоции, сформировались умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повысилась эмоциональной зрелость детей в целом; сформировались навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать      свою позицию. Дети научились отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.  Сформировались такие коммуникативные умения: 

  • описание поведения, т. е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить своё поведение;
  • коммуникация чувств – ясное сообщение о своём внутреннем состоянии. Понимание и принятие своих и чужих чувств.
  • активное слушание – умение внимательно слушать партнёра и понимать его точку зрения;
  • эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
  • конфронтация – действия одного человека направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить своё решение или поведение.

 

 

                                                 Заключение

 

Деструктивное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

В дипломной работе раскрыто понятие «деструктивное поведение», выделены его основные признаки и особенности, дана психологическая классификация отклоняющегося поведения и перечислены пути  и методы его коррекции.

В ходе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

- выявить детей с деструктивным поведением.

- разработать  тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что из 27 подростков – 7 подростков имеют все признаки деструктивного поведения, а именно: напряженные внутрисемейные отношения, повышенная враждебность, задиристость, грубость. Агрессия  выражается в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности, сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Эти подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками. Это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми. У выявленной группы  подростков наблюдается высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, наличие комплекса неполноценности, низкая самооценка.

Целью формирующего эксперимента на втором этапе явилось: использование  игрового тренинга, направленного на коррекцию деструктивного поведения.

Формирующий эксперимент был проведен только с группой подростков с деструктивным поведением. С этой группой проводился тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения. Тренинговые занятия состояли из трех блоков:

  1. Личностный блок.

  1. Эмоциональный блок.
  2. Коммуникативный блок.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали эффективность проведенного психологического тренинга, а именно: улучшились отношения в семье, снизился уровень агрессивности испытуемых подростков, повысилась уверенность в себе; появилось стремление к познанию и самопознанию, а также способность к любви; сформировалась способность оценивать  собственные личностные качества и качества других людей; расширились знания подростков о чувствах и эмоциях, появились умения отреагировать на эмоции, сформировались умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повысилась эмоциональной зрелость испытуемых в целом; сформировались навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать      свою позицию. Испытуемые учащиеся научились отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.   

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза оказалась верна.

 

 

 

 

 

 

 

                                     Библиографический список

                                                                                                                      

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.– М.:Просвещение, 1998.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Полиновского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Прогресс, 1994. – 180 с.
  4. Битенский В.С. Наркомании у подростков. – Киев: Здоровье, 1989.
  5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.– М., 2000.
  6. Брушлинский  А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. – 1996.  –  № 6. – С. 30-41.
  7. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 240 с.

8.Гонеев А.Д. и др. Основы  коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

9. Диагностика и коррекция  социальной дезадаптации подростков  Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 290 с.

  1. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 280 с.
  3. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1990. – 360 с.
  4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: АСВЕТА, 1998. – 320 с.
  5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2001. – 251 с.
  6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. – 210 с.
  7. Котляров А.В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 448 с.
  8. Курек И.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекции их эмоциональных нарушений // Вопросы наркологии. – 1993. – № 1.
  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Слово,  1991. – 301 с.
  10. Личко А.Н. Эти трудные подростки. – М.: Просвещение,  1983. – 200 с.
  11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / Казан. гос.  ун-т – Казань, 1998. – 100 с. 
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
  13. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося поведения // Психологический журнал. – 1997.  –  № 4. – С. 92-102.
  14. Петровский А.В. Быть личностью.– М.: Просвещение, 1990. – 348 с.
  15. Психологичесие аспекты зависимостей. Сборник научных статей под ред. А.Ш. Тхостова и С.П. Елшанского. – М.: Научный мир, 2005. – 113 с.
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
  17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
  18. Сирота Н.А., Ялтинский В.М. Наркотики: проблемы и их решение. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 215 с.
  19. Скворцова Е.С., Карлсен Н.Л. К вопросу о профилактике распространения среди подростков вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ // Мед. помощь. – 2000.  –  № 2. – С. 3-6.
  20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.
  21. Соколова Е.Т.Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
  22. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 320 с.
  23. Технология работы классного руководителя: родители, семья, подростки «группы риска». Научно-методические рекомендации / Под общ. Ред. Н.Г. Миловановой / - Тюмень: ТОГИРРО, 2007. – 92 с.
  24. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. – Киев: «Совершенство», 1993. – 220 с.
  25. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2009. – 272с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Приложение 1

Профилактика деструктивного поведения

 

Профилактика деструктивного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально – психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно подросткового возраста.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделить первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает  такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное  поведение, этапах появления проблем.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма — организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды  на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также моет быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной  акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди и масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним.   Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный  диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков