Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, реферат
Возможно, застенчивость была приобретена ребёнком в процессе воспитания, вследствие развитой у детей тенденции к копированию поведения других людей и прежде всего своих родителей. Как уже было сказано выше, у детей застенчивых родителей застенчивость будет развита в большинстве из возможных случаев. Дети перенимают от родителей не только позитивные, но и негативные качества. Это не правило, а, скорее, тенденция к приобретению ребёнком черт характера свойственных его родителям, поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были психологически здоровыми и развитыми, стремитесь сами развивать свою личность, в любом возрасте. Пусть ваши дети вами гордятся.
Негативное самопределение. В дошкольном или младшем школьном
возрасте у детей с особенно высокой потребностью
во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной
демонстративностью) часто складывается
психологический синдром негативного
само предъявления. Его главное проявление
состоит в том, что ребенок привлекает
к себе внимание окружающих с помощью
нарушения социальных норм. В этом и состоит
основная особенность его деятельности.
Негативное самопредъявлепие складывается
вследствие невозможности найти другие
способы удовлетворения особо высокой
потребности во внимании к себе.
Позиция младшего школьника с негативным
самопредъявлением - это позиция "ужасного
ребенка", которого окружающие замечают
постольку, поскольку он их раздражает
и возмущает. Эта позиция и становится
центральной чертой психологического
профиля ребенка с негативным самопредъявлением.
Взрослые своим поведением поддерживают
это представление, чем и обеспечивается
реакция социального окружения, замыкающая
положительную обратную связь.
Приведем конкретный пример. Дмитрию В. 9 лет.
Он единственный ребенок в семье. По словам
родителей, Дима рос избалованным мальчиком
и до 5-летнего возраста был окружен вниманием
всей семьи, включавшей бабушку и дедушку.
После размена квартиры контакты с бабушкой
и дедушкой стали редкими. Родители Димы
большую часть времени проводят на работе,
поэтому мальчик оказался предоставлен
самому себе. Его школьные успехи удовлетворительны,
но не столь высоки, чтобы они могли обеспечить
ему заметное положение в школе.
Родители жалуются
на высокую конфликтность Димы, негативизм
и грубость. По словам мамы, "он ведет
себя так, как будто хочет, чтобы его все
время ругали и наказывали. Знает, что
накажут - и все равно делает". Сходное
поведение наблюдается и в школе. Попытки
учителей воздействовать на Диму не приводят
к улучшению его поведения. Вместе с тем,
он не нарушает наиболее значимых социальных
норм: дерется не больше других мальчиков,
не ворует, не портит чужих вещей (подобные
формы поведения мы увидим в одном из следующих
подразделов, у детей с другим психологическим
синдромом -социальной дезориентацией).
Психологическое
обследование показало, что у Дмитрия
очень высок уровень демонстративности
(потребности во внимании к себе). Вместе
с тем, он не обладает никакими особыми
способностями (или почему-либо не имеет
возможности их реализовать], у него нет
серьезных достижений ни в одной области.
Из-за этого он не может удовлетворить
потребность во внимании окружающих с
помощью социально принятых способов
- например, став лучшим учеником в классе.
Ему пришлось выбрать другой путь: его
демонстративность находит выражение
в сознательном нарушении правил поведения.
Он давно обнаружил,
что это - безотказное средство привлечь
к себе внимание. Разумеется, таким способом
не заслужишь похвал, однако демонстративному
ребенку получать внимание даже в негативных
формах намного приятнее, чем ощущать
свою полную незаметность и неинтересность
для окружающих.
Мальчик чувствителен
к социальным нормам, так что его грубость
и другие негативные проявления не могут
быть следствием их чисто случайного,
непреднамеренного нарушения. Они используются
им как способ привлечь внимание к себе
и к своим эмоциональным проблемам. Дима
чувствует себя одиноким и не удовлетворен
своими отношениями с родителями. Друзей
в классе у него нет.
На этом примере хорошо прослеживается
обычная для негативного самопредъявления
история развития. В раннем возрасте ребенок
воспитывался в атмосфере повышенного
внимания со стороны окружающих. По-видимому,
у него не были вовремя сформированы содержательные
формы делового общения со взрослыми.
По терминологии М.И. Лисиной (1986), деловое
общение - это общение в ходе какой-либо
деятельности: игры, рисования, действий
с простейшими орудиями и т.п. У Димы же
общение оставалось, преимущественно,
непосредственным: в форме само демонстрации
ребенка и ответных восторгов взрослых.
Это часто происходи! с детьми, воспитываемыми,
в основном, бабушками и дедушками, которым,
в Силу возрастного снижения активности,
подчас бывает трудно наладить с ребенком
подлинно деловой контакт. В дошкольном
возрасте повышенная демонстративность.
как это обычно и бывает, проявлялась в
форме избалованности, капризности.
Потребность в постоянном внимании окружающих
успела у Димы стойко зафиксироваться.
В результате изменения условий жизни
она оказалась фрустрирована (не удовлетворена).
Содержательная деятельность по ее удовлетворению
не была сформирована. Так сложились типичные
предпосылки к возникновению психологического
синдрома негативного сам о предъявления.
Далее этот синдром закрепился по механизму,
описанному выше.
И родители, и школьная учительница подтверждают
правильность избранной мальчиком тактики:
они непрерывно делают ему замечания,
читают нотации, т.е. в ответ на нарушение
им правил поведения удовлетворяют его
потребность во внимании к себе. Иногда
они и сами замечают, что тут что-то не
так. Не зря же мама восклицает: "Он как
будто нарочно ведет себя так, чтобы его
все время ругали! "В этой фразе только
два лишних слова: "как будто". Дима
именно нарочно, нарочито ведет себя так,
чтобы его ругали. Иначе его вовсе не замечают,
а это для него гораздо страшнее.
Парадоксальным образом те формы обращения,
которые взрослые используют для наказания,
оказываются для ребенка поощрением. Истинным
наказанием является только лишение внимания.
Любые же эмоциональные проявления взрослого,
адресованные ребенку, воспринимаются
им как безусловная ценность, независимо
от того, выступают ли они в положительной
форме (похвала, одобрение, улыбка) или
в отрицательной {замечания, наказания,
крик, ругань). Добиться положительной
реакции труднее, чем отрицательной. Дима,
как и другие дети с негативным самопредъявлением,
избрал простейший путь, а отрицательные
реакции взрослых, служат подкреплением
его провоцирующего демонстративного
поведения.
Наблюдающиеся у Димы трудности в общении
со сверстниками типичны для младших школьников
с негативным самопредъявлением. Это связано
с тем, что в этом возрасте {особенно в
начале этого периода) большинство учеников
ориентируется на оценку учителя. Порицания,
постоянно получаемые ребенком с негативным
самопредъявлением, часто приводят к его
отрицательной оценке также соучениками,
принимающими оценку учителя. Позднее
(в предподростковом возрасте) нередки
становятся случаи, когда ребенок с негативным
самопредъявлением, напротив, воспринимается
сверстниками как "герой" и имеет
среди них весьма высокий статус. Это происходит,
если ученики не идентифицируются с оценками
учителя, если отношения учителя с классом
конфликтны.
Подведем краткий итог. Итак, вывод о том,
что у ребенка сложился синдром негативного
самвпредъявлепия, может быть сделан при
сочетании следующих данных.
В случае, когда имеются какие-либо
из этих причин, нельзя говорить о синдроме
негативного самопредъявления в чистом
виде, хотя элементы этого синдрома могут
присутствовать и вносить свой вклад в
общую картину поведения ребенка.
^ Демонстративный
нигилизм.
В подростковом возрасте у ребенка с негативным
само предъявлен нем, как правило, складывается
самосознание "нигилиста", чья заметность
в обществе достигается экстравагантностью
и исходит название этого синдрома в его
подростковом варианте - демонстративный
нигилизм. Оно отражает как психологический
облик, так и особенности деятельности
подростка. Реакция социального окружения,
не замечающего ничего, кроме эпатажных
проявлений "нигилиста", способствует
фиксации специфических особенностей
его самосознания.
Наташе К. 15 лет. Родители
жалуются на вызывающее поведение девочки,
нежелание учиться. Наташа пришла на консультацию
ярко накрашенная. В носу у нее было кольцо,
на руках - несколько "фенечек" (самодельных
браслетов). Волосы выкрашены в розовый
цвет. В ответ на вопрос психолога, к какой
неформальной группе она принадлежит,
девочка гордо ответила, что она -сама
по себе и ни с какими "неформалами"
иметь дела не хочет. Свой внешний вид
она объяснила поисками своего собственного
стиля: "Я не хочу быть ни на кого похожей.
Я - такая, какая есть."
Первоначально Наташа
была негативно настроена по отношению
к психологическому обследованию. Однако
интерес к ее взглядам и образу мыслей,
проявленный психологом, побудил ее вступить
в контакт. В дальнейшем она охотно выполняла
предложенные задания, с удовольствием
беседовала с себе и о своих отношениях
с родителями и со сверстниками.
Психологическое
обследование показало, что у Наташи очень
высок уровень демонстративности. Самооценка
неустойчива. Весьма значима проблема
взаимоотношений с противоположным полом
(что вполне обычно для ее возраста). Стремление
к внешней экстравагантности сочетается
с низким уровнем оригинальности мышления.
Наташа считает себя художественно одаренной
девочкой (она занимается в изостудии).
В действительности ее рисунки банальны
и мало выразительны, хотя технически
хорошо выполнены. Наташа пользуется популярностью
в своей компании, но ее отношения с подругами
высоко конфликтны. Несколько раз она
предпринимала попытки завязать отношения
с мальчиками, но эти отношения очень быстро
расстраивались.
Проблемы установления устойчивых взаимоотношений
со сверстниками типичны для подростков
с демонстративным нигилизмом. Обычно
для них самих эти проблемы гораздо более
значимы, чем сложности во взаимоотношениях
со взрослыми. Взрослых же (родителей,
учителей), как правило, намного больше
беспокоят внешние нигилистические проявления:
курение, неуважительное отношение к старшим,
вызывающий внешний вид подростка. О его
переживаниях взрослые часто даже не догадываются,
хотя беспокоящие их внешние проявления
- это и есть выбранный ребенком способ
решить свои внутренние проблемы (почти
всегда неудачный).
Диагностика демонстративного
нигилизма основана примерно на том
же сочетании признаков, что и диагностика
негативного самопредъявления.
Отличия, в основном, определяются наличием
специфически подростковых проявлений.
В качестве основных признаков можно назвать
следующие:
Синдром позитивного
самопредъявления близок к синдрому негативного
самопредъявления с тем отличием, что
в этом случае внимание привлекается не
посредством нарушения правил, а, напротив,
посредством их подчеркнутого соблюдения.
Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением
характерна позиция "образцового ученика".
Вполне возможно (и даже довольно распространено)
парадоксальное сочетание у одного и того
же ребенка элементов как негативного,
так и позитивного самопредъявления. Эти
психологические синдромы, несмотря на
их внешнюю противоположность, очень близки
между собой. Оба они характерны для детей
сособенно высокой
потребностью во внимании к себе со стороны
окружающих. Они полярно различаются
по внешним формам поведения, но в их основе
лежит один и тот же общий психологический
склад.
Ребенок с позитивным
самопредъявлением не забывает говорить
"спасибо" и "пожалуйста", вежливо
здороваться и прощаться. Изображая "идеального
ребенка" - "пай-мальчика" или "пай-девочку",
- он добивается практически того же, чего
добивается ребенок с негативным самопредъявлением,
изображая "ужасного хулигана". Разумеется,
формы внимания, получаемого при позитивном
самопредъявлении, более привлекательны:
похвалы, восхищение и умиление взрослых.
Дети с позитивным самопредъявлением
почти никогда не попадают к психологу
по направлению учителя. Однако таких
детей нередко приводят на консультацию
родители. Дело в том, что во многих случаях
позиция "идеального ребенка" удерживается
только в социальных ситуациях, тогда
как в домашней жизни ребенок может быть
совершенно невыносим. Причина того, что
в домашней жизни ребенок перестает играть
роль «образцового мальчика» или "образцовой
девочки", состоит в том, что родители,
привыкнув к хорошему поведению, начинают
считать его нормой и перестают обращать
на него внимание. Чтобы вернуть себе их
внимание, ребенку приходится прибегать
к другим средствам - например, заимствованным
из арсенала негативного самопредъявления.
^ Приведем пример
ребенка с сочетанием позитивного и негативного
самопредъявлепия.
Антону Б. Влет. Мама
жалуется, что дома он все время делает
что-нибудь недозволенное. Впрочем, нарушения
не выглядят особенно серьезными. На просьбу
психолога привести какой-либо пример
она ответила: "Например, примется вырезать
из бумаги салфетки в большой комнате.
Намусорит по всему полу как раз перед
приходом гостей, хотя я ему сто раз говорила,
чтобы он это делал у себя в детской. Или
над собакой начнет издеваться, а ведь
мы по его просьбе ее и взяли. А может уйти
гулять, когда я ему запретила."
Вместе с тем, мама
отмечает, что поведение Антона очень
различно в разных ситуациях. Как она сообщила,
"в гостях или в каком-нибудь новом месте,
как у вас, он - просто ангел. В школе тоже
его хвалят. А вот дома он невыносим."
Пока психолог беседовал
с матерью мальчика, Антон, ожидавший в
соседней комнате, трижды заглядывал в
кабинет со словами: "Простите, Вы еще
не кончили? Я уже устал ждать." Получив
ответ, что ему придется еще немного подождать,
он с покорным вздохом выходил из кабинета.
В руках у него при этом была книга, которую
он сам выбрал на полке: энциклопедический
том "История земли". По-видимому,
она должна была доказать, что Антон - образцовый
мальчик, любящий чтение и интересующийся
науками.
В результате психологического
обследования подтвердилось впечатление
о высокой демонстративности Антона, полученное
в наблюдениях. Обнаружилась также высокая
конформность, типичная для синдрома позитивного
самопредъявления (хотя и не являющаяся
обязательным признаком). У мальчика оказался
весьма высок уровень умственного развития,
что позволяет ему и в школе привлекать
к себе внимание позитивными способами,
выступая в роли отличника.
Сочетание позитивного самопредъявления
с негативным облегчается тем, что центральным
моментом в обоих этих синдромах является
именно само предъявление, то есть постоянное
исполнение какой-либо роли, характерное
для демонстративной личности. То, какой
будет эта роль в каждый конкретный момент,
зависит от ситуации. Вместе с тем, позитивное
самопредъявление не обязательно требует
столь ярко выраженной демонстративности,
как негативное. В этом случае усилия окружающих
прямо (а не косвенно, как при негативном
самопредъявлении) направлены на поддержание
соответствующих форм поведения, поэтому
даже довольно умеренной
У детей с позитивным самопредъявлением
нередко возникают трудности в общении
со сверстниками. Если в классе отсутствует
принятие оценок учителя, а тем более если
отношения с ним конфликтны (что часто
бывает в подростковом возрасте, а иногда
и в конце младшего школьного), то ребенок
с позитивным самопредъявлением вызывает
у одноклассников отрицательное отношение.
Таким образом, ситуации, приводящие к
трудностям в общении у детей с позитивным
и с негативным самопредъявленнием, противоположны.
Основой для вывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления (в
сочетании с элементами негативного) служит
сочетание следующих показателей:
Гиперсоциальность. В
подростковом возрасте психологический
синдром позитивного самопредъявления
имеет тенденцию сменяться гиперсоциальностью.
Она характеризуется самосознанием "образцового
члена общества" (основная особенность
психологического профиля) и внешне высоко
конформным поведением (основная особенность
деятельности). Вместе с тем, часто наблюдается
парадоксальное вкрапление в этот образ
элементов демонстративного нигилизма.
Подростки с гиперсоциальностью редко
попадают к психологу, -гак как обычно
и общество, и родители только приветствуют
установку па гиперсоциальное поведение.
Однако в некоторых случаях возникают
проблемы, связанные с попыткой ребенка
адаптироваться не к тем слоям общества,
которые принимаются его родителями. Чаще
всего подобные проблемы связаны с ситуацией
эмиграции.
Марине Д. 12 лет. Родители
обратились за консультацией с жалобой
на то, что они не имеют контакта с девочкой
и не могут влиять на ее установки и поведение.
Семья два года назад эмигрировала из
России в Израиль. Родители Марины общаются
только с другими эмигрантами из России.
Напротив, сама Марина с самого начала
жизни в стране пыталась контактировать
с коренными израильтянами. Примерно через
год ей удалось войти в компанию, где она
была единственной эмигранткой. Этот успех
побудил ее окончательно прекратить контакты
с какими-либо эмигрантами из России.
Марина говорит только
на иврите и пытается запрещать родителям
говорить по-русски на улице и в публичных
местах. Поскольку они почти не говорят
на иврите, практически она запрещает
им говорить вообще. В результате они почти
никуда с ней находят. Марина любит ходить
в гости к своим израильским подругам,
но к себе их не приглашает, поскольку
стесняется своей квартиры и своих родителей.
Во время общения
с психологом Марина утверждала, что плохо
помнит русский язык, поэтому обследование
проводилось на иврите. Однако периодически
приходилось давать пояснения на русском
языке, который в действительности девочка
знает намного лучше, чем иврит. Обследование
показало, что у Марины высок уровень демонстративности.
Самооценка снижена. Проявляются конформные
установки. Имеется представление о превосходстве
коренных израильтян над эмигрантами,
которое побуждает девочку бороться за
статус "настоящей израильтянки".
Эти попытки встречают полное одобрение
в группе, к которой она принадлежит, но
препятствуют общению с эмигрантами (прежде
всего, с ее собственной семьей).
Вывод о том, что у подростка имеется психологический
синдром гиперсоциальности, делается
при сочетании следующих показателей:
Как ее выявить??
В таких случаях дети действительно
хотят вызвать раздражение
В школе срабатывает тот же механизм. Как отмечает А. Е. Личко, успехи в I классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим. Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.
Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особого отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности нарушение дисциплины, причем бурно эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.
Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. Он становится неуспевающим.