Коррекция застенчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:59, реферат

Краткое описание

Возможно, застенчивость была приобретена ребёнком в процессе воспитания, вследствие развитой у детей тенденции к копированию поведения других людей и прежде всего своих родителей. Как уже было сказано выше, у детей застенчивых родителей застенчивость будет развита в большинстве из возможных случаев. Дети перенимают от родителей не только позитивные, но и негативные качества. Это не правило, а, скорее, тенденция к приобретению ребёнком черт характера свойственных его родителям, поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были психологически здоровыми и развитыми, стремитесь сами развивать свою личность, в любом возрасте. Пусть ваши дети вами гордятся.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 189.80 Кб (Скачать файл)

Происхождение этого мотива связано с действиями великого психологического закона, который называется "замерзание мотивации". Звучит оно примерно так: "Если вы для блага человека, который только учится чему - то и  не чувствует себя уверенно в новой  области (чтобы он делал всё лучше  и лучше), будете часто указывать  на его ошибки, то результатом вашей  деятельности будет : не его успех, а совсем другое, а именно - постепенное "замерзание" мотивации.

Уже к первому классу у  многих детей четвёртый мотив  сформирован. Другие дети получают его  в первые годы обучения в школе. Постоянное ощущение неуспеха, что ты не оправдал чьих - то ожиданий: "Опять не успел сделать примеры! Почему "4" , а не "5"? Только ты один, Петров, опоздал в школу!" и т.д.- заставляет всё это ребёнка защищаться: злость или отчаяние в первом классе сменяются со временем защитным безразличием или "скукой". Это дети, которым уже всё равно. Самый страшный мотив, ибо с таким поведением нет шансов "выжить".

Первые три мотива: привлечение  внимания, власть и месть - имеют  свои сильные стороны, то есть дают, пусть и в неприемлемой форме, нечто нужное для выживания.

Ребёнок нуждается в контакте с взрослыми, он ищет этих контактов  и, привлекая внимание, находит их. Например, мстители умеют изживать внутреннюю боль (которая могла бы привести к сердечным заболеваниям).

Ещё не умея, но таким способом он доносит своё мнение. А в поведении  учеников с мотивом " избегание  неудачи" нет сильных сторон, поэтому  им нужно 1000 единиц поддержки, то есть в 1000 раз больше, чем тем детям, которые её активно требуют.

Первый  диагностический признак - чувства учителя. Сначала это жалость, затем, когда раз за разом попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз ни к чему не приводят, возникает ощущение профессиональной беспомощности.

Второй  диагностический признак - что хочется сделать?

Хочется отвести ребёнка  к психологу и получить ответ  на вопрос "Почему он не тянет?". А  психолог, как назло пишет: "Интеллектуальное развитие соответствует возрасту". А вот мотивация и эмоциональная  сторона - запущены в процессе обучения.

Третий  диагностический признак - ответная реакция ученика. Ученик впадает в зависимость. Он готов на всё: мыть класс, носить парты, и т. д., но он по-прежнему не выполняет задания.

3. ВЫВОД

Итак, перед вами четыре мотива "плохого" поведения. Представляя  их, я имела цель показать, что  взаимоотношения с детьми нужно  строить по - разному. Если нарочитое поведение ученика иногда полезно вообще не замечать, то такое отношение к поведению властолюбца неправильно и опасно. Лучше, что может сделать учитель для властолюбца и мстителя. Продемонстрировать своё собственное твердое поведение, лишённое агрессии.

А вот, избегающему неудачи твёрдость учителя не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально точно.

Также важно отмечать тактику, или способы экстренного прекращения  поведения, не прерывая урока, от стратегии - способов повышения самовыражения  учеников с помощью разных специфических  для каждого мотива видов поддержки, но уже после уроков, с тем, чтобы  ему всё меньше и меньше хотелось "плохо" себя вести.

Приведу пример того, что  может случиться с ребёнком, если во время не определить мотив "плохого" поведения и не наметить пути по ликвидации причин.

Николаю Р. 9 лет. Он единственный ребёнок в семье. По словам родителей, Коля рос избалованным мальчиком  и до 5-летнего возраста был окружён  вниманием всей семьи, включая бабушку  и дедушку. После размена квартиры контакты с бабушкой и дедушкой стали  редкими. Родители Коли большую часть  времени проводят на работе, поэтому  мальчик оказался предоставлен самому себе. Его школьные успехи удовлетворительны, но не столь высоки, чтобы они могли обеспечить ему заметное положение в школе.

Родители и педагог  жалуются на высокую конфликтность  Коли, негативизм и грубость. По словам мамы и учителя, "он ведёт себя так, как будто хочет, чтобы его  всё время ругали и наказывали. Знает, что накажут - и всё равно  делает". Попытки учителя воздействовать на Колю, не приводят к улучшению  его поведения. Вместе с тем он не нарушает наиболее значимых социальных норм: не ворует, не портит чужих вещей.

Психологическое обследование показало, что у Николая очень  высок уровень демонстративности (потребности во внимании к себе). Вместе с тем он не обладает никакими особыми способностями, у него нет серьёзных достижений ни в одной области. Из - за этого он не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов - например, став лучшим учеником в классе. Ему пришлось выбрать другой путь: его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения. Он давно обнаружил, что это - безотказное средство привлечь к себе внимание. Разумеется, таким способом не заслужишь похвал, однако демонстративному ребёнку получать внимание даже в негативных формах намного приятнее, чем ощущать свою полную незаметность и неинтересность для окружающих.

Мальчик чувствителен к социальным нормам, так что его грубость и  другие негативные проявления не могут  быть следствием их чисто случайного, непреднамеренного нарушения. Они  используются им как способ привлечь внимание к себе и к своим эмоциональным  проблемам. Коля чувствует себя одиноким и неудовлетворён своими отношениями  с родителями. Друзей в классе у  него нет.

На этом примере хорошо прослеживается обычная, для негативного  самопредъявления, история развития. В раннем возрасте ребёнок воспитывался в атмосфере повышенного внимания со стороны окружающих. У него не были вовремя сформированы содержательные формы делового общения со взрослыми. По терминологии М. И. Лисиной (1986), деловое общение - это общение в ходе какой либо деятельности: игры, рисования, действия с простейшими орудиями и т. П. У Коли же общение оставалось, преимущественно, непосредственным: в форме самодемонстрации ребёнка и ответных восторгов взрослых. Это часто происходит с детьми, воспитываемыми, в основном, бабушками и дедушками, которым, в силу возрастного снижения активности, подчас бывает трудно наладить с ребёнком подлинно деловой контакт. В дошкольном возрасте повышенная демонстративность, как это обычно бывает, проявляется в форме избалованности, капризности.

Потребность в постоянном внимании окружающих успела у Коли стойко зафиксироваться. В результате изменения условий жизни она  оказалась фрустирована (не удовлетворена). Содержательная деятельность по её удовлетворению не была сформирована. Так сложились типичные предпосылки к возникновению психологического синдрома негативного самопредъявления - мотив привлечения внимания.

Что делать как бороться

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение  и признание достоинств ребенка  становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что я лучше всех. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтомуотсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративости. Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Дети и без постоянных похвал и оценок должны чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда они будут ощущать бесценность своей личности, и не будут нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.  
 
Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ. Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированности» на себе можно открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение.  
 
Традиционные занятия дошкольников – рисование, лепка, конструирование и конечно игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры – не потому что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность с друг с другом в реальном взаимодействии. Это, прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр. 

Рекомендуется в таких  случаях также включение учеников в детские группы (в том числе  учебные), деятельность которых четко  регламентирована. Отклоняющихся форм поведения можно избежать при  наличии конкретных требований и обязанностей, включении в коллективную деятельность со сверстниками. Это особенно важно в связи с тем, что демонстративные дети конфликтны и испытывают трудности в общении. Их лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство обычно отталкивают остальных детей. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствуют сглаживанию его отрицательных черт (Манова-Томова В. С.).

Если демонстративный  ученик нарушает дисциплину, важно  снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служит ЛЮБОЕ проявление внимания взрослых. Задача учителя, причем очень трудная, - не замечать реплик, глупых шуток, отдельных  мелких проступков, обходиться без  нотаций и назиданий. Если очередную  выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) учителя  снижает интерес класса к этому  ребенку, а он сам, убеждаясь в  том, что его усилия не приносят желаемого  эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

К сожалению, следовать  этим рекомендациям способны далеко не все учителя, уроки которых  «разрушают» демонстративные дети. Учителя подвержены стрессам, показатели степени их социальной адаптации  ниже, чем у представителей многих других профессий, а фрустрационная толерантность (Фрустрационная толерантность учителя - способность противостоять разного рода педагогическим трудностям, конфликтам, сохраняя психологическую адаптацию) снижается по мере увеличения стажа работы в школе (по данным Л. М. Митиной). Самим педагогам требуется психологическая помощь, повышающая их эмоциональную устойчивость.

 

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть  своих сверстников, оценить их и  пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать  от 2 до 6 детей старшего дошкольного  возраста (5-6 лет). 
 
«Зеркало»  
 
Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало. Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываются, причесываются, делают зарядку, танцуют. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! 
 
"Эхо"  
 
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или "Тр-р-р-р" и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает "не синхронно", т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.  
 
«Волшебные очки»  
 
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.  
 
«Конкурс хвастунов»  
 
Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.  
"Связующая нить"  
 
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети, по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.  
 
«Царевна-Несмеяна»  
 
Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет Царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку Царевны. Затем дети меняются ролями.  
 
Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я» скорей всего перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.  
Выводы: 
 
Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид и т.п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности. 
 
Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др. Взрослым не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию. 
 
Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения. Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка — отказ от общения с ним. 
^ Список литературы: 

  1.  
    Каменская М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005
  2.  
    Профилактика нарушений в поведении дошкольников. / Авт.-сост.: И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. – М.: Аркти, 2009
  3.  
    Психолог в детском дошкольном учреждении. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996
  4.  
    Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995
  5.  
    Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003

Информация о работе Коррекция застенчивости