Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 14:16, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования:
Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Введение…………………………………………………………………………………………..3Глава 1. Психологическая готовность детей к школьному обучению………………………..5
Понятие психологической готовности к школе………………………………………...5
Глава 2. Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе…………………………………………………………………………………………...…..15
Глава 3. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………………………...........................................17
3.1. Организация и методы экспериментального исследования …………………………….....17
3.2. Методики диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе…………....17
3.3. Методики диагностики социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………………24
3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования ………………………………………28
Глава 4. Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………..……..35
4.1. Программа коррекции социально-психологической готовности к обучению в школе …………………………………………………………………………………………………...….35
4.1.1. Пояснительная записка к программе «Путешествие в мир знаний»…………………….35
Выводы …………………………………………………………………………………………….37
Рекомендации ………………………………………………………………………………….….38
Заключение …………………………………………………………………………………..……39
Библиографический список……………………………………………………………….……...42
|
Воображение |
"Школьная зрелость" |
Отношение к Обучению в школе |
"Какой Я?" |
Анкета для родителей |
Высокий уровень готовности к школе (%) |
1.Боталов Н. |
4 |
7 |
9 |
9,5 |
6 |
63,7 |
2.Боткова С. |
2 |
5 |
9 |
9 |
7 |
45,5 |
3.Гуляев Н. |
5 |
9 |
6,5 |
10 |
5,5 |
45,5 |
4.Конин В. |
3 |
3 |
10 |
8,5 |
9 |
72,7 |
5.Макарин Е. |
6 |
6 |
10 |
10 |
5 |
63,7 |
6.Минин Д. |
8 |
6 |
7 |
10 |
8,5 |
72,7 |
7.Миков Д. |
5 |
9 |
6,5 |
7,5 |
10 |
54,5 |
8.Панин М. |
6 |
7 |
8,5 |
10 |
7 |
36,4 |
9.Палкина А. |
2 |
3 |
10 |
7,5 |
5 |
36,4 |
10.Патакина М. |
6 |
9 |
9 |
8 |
4,5 |
45,5 |
11.ПеченкинМ. |
3 |
6 |
8,5 |
10 |
6,5 |
54,5 |
12.Седых А. |
8 |
9 |
7,5 |
8 |
7 |
45,5 |
13.Сорокина К. |
2 |
5 |
10 |
8 |
8,5 |
54,5 |
14.Старкова С. |
2 |
5 |
8 |
10 |
9,5 |
45,5 |
15.Хабаров И. |
3 |
7 |
9,5 |
8 |
8 |
63,7 |
16.Чагина Н. |
2 |
4 |
8,5 |
7,5 |
10 |
72,7 |
Таблица 4
Уровень психологической готовности к обучению в школе
Общая осведомленность |
Словесно-логическое мышление |
Графический диктант |
Восприятие цвета |
Концентрация внимания |
Произвольное внимание | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Боталов Н. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
2.Боткова С. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
3.Гуляев Н. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
4.Конин В. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
5.Макарин Е. |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
6.Минин Д. |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
7.Миков Д. |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
8.Панин М. |
В |
С |
Н |
С |
В |
С |
9.Палкина А. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10.Патакина М. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
11.ПеченкинМ. |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
12.Седых А. |
В |
С |
Н |
В |
В |
С |
13.Сорокина К. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
14.Старкова С. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
15.Хабаров И. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
16.Чагина Н. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Воображение |
"Школьная зрелость" |
Отношение к обучению в школе |
"Какой Я?" |
Анкета для родителей |
Высокий уровень готовности к школе (%) | |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1.Боталов Н. |
Н |
С |
В |
В |
С |
В |
2.Боткова С. |
Н |
С |
В |
В |
С |
С |
3.Гуляев Н. |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
4.Конин В. |
Н |
С |
В |
В |
В |
В |
5.Макарин Е. |
С |
С |
В |
В |
С |
В |
6.Минин Д. |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
7.Миков Д. |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
8.Панин М. |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
9.Палкина А. |
Н |
С |
В |
С |
С |
С |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
10.Патакина М. |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
11.ПеченкинМ. |
Н |
С |
В |
В |
С |
В |
12.Седых А. |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
13.Сорокина К. |
Н |
С |
В |
В |
В |
В |
14.Старкова С. |
Н |
С |
С |
В |
В |
С |
15.Хабаров И. |
Н |
С |
В |
В |
В |
В |
16.Чагина Н. |
Н |
С |
В |
С |
В |
В |
Дальнейшие исследования проводились в МБОУ «Рождественская СОШ», куда поступили в первый класс все воспитанники данной группы. Исследования проводились регулярно, в течение шести месяцев, два раза в месяц мы встречались с учителями, проводили экспертные беседы, беседы с детьми и наблюдение за ними на переменах и уроках. В феврале 2013 года было проведено тестирование детей по методике Лускановой Н.Г.: исследование уровня мотивации и адаптации ребенка в школе.
Результаты наших исследований представлены в Таблице 5.
Таблица 5
Уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первых классов
ФИ |
Адаптация |
Уровень готовности к школе |
Успеваемость |
Поведение |
Заключение невропатолога | |
рисунок |
анкета | |||||
1.Боталов Н. |
25 |
20 |
63,7 |
Отл. |
Уд. |
ППЦНС* |
2.Боткова С. |
30 |
28 |
45,5 |
Хор. |
Отл. |
Здорова |
3.Гуляев Н. |
20 |
18 |
45,5 |
Отл. |
Отл. |
Здоров |
4.Конин В. |
30 |
30 |
72,7 |
Отл. |
Хор. |
Здоров |
5.Макарин Е. |
30 |
22 |
63,7 |
Отл. |
Отл. |
Здоров |
6.Минин Д. |
15 |
11 |
72,7 |
Уд. |
Неуд. |
ППЦНС |
7.Миков Д. |
0 |
8 |
54,5 |
Неуд. |
Неуд. |
СДВГ* |
8.Панин М. |
10 |
10 |
36,4 |
Отл. |
Хор. |
ППЦНС |
9.Палкина А. |
30 |
25 |
36,4 |
Хор. |
Хор. |
Здорова |
10.Патакина М. |
10 |
26 |
45,5 |
Отл. |
Отл. |
Здорова |
11.ПеченкинМ. |
25 |
23 |
54,5 |
Хор. |
Неуд. |
ППЦНС |
12.Седых А. |
10 |
19 |
45,5 |
Уд. |
Хор. |
Здоров |
13.Сорокина К. |
20 |
28 |
54,5 |
Хор. |
Уд. |
Здорова |
14.Старкова С. |
0 |
24 |
45,5 |
Уд. |
Отл. |
ММД* |
15.Хабаров И. |
30 |
30 |
63,7 |
Отл. |
Отл. |
Здоров |
16.Чагина Н. |
30 |
28 |
72,7 |
Отл. |
Хор. |
Здорова |
*ППЦНС – Перенатальное
*ММД – минимальная мозговая дисфункция;
*СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Таблица 6
Сравнительный анализ результатов исследований
ФИ |
Готовность к школе |
Адаптация |
Уровень адаптации | |
рисунок |
анкета | |||
1.Боталов Н. |
В |
25 |
20 |
Средний |
2.Боткова С. |
С |
30 |
28 |
Высокий |
3.Гуляев Н. |
С |
20 |
18 |
Внешняя мотивация |
4.Конин В. |
В |
30 |
30 |
Высокий |
5.Макарин Е. |
В |
30 |
22 |
Средний |
6.Минин Д. |
В |
15 |
11 |
Низкий |
7.Миков Д. |
В |
0 |
8 |
Дезадаптация |
8.Панин М. |
С |
10 |
10 |
Низкий |
9.Палкина А. |
С |
30 |
25 |
Высокий |
10.Патакина М. |
С |
10 |
26 |
Высокий |
11.ПеченкинМ. |
В |
25 |
23 |
Средний |
12.Седых А. |
С |
10 |
19 |
Внешняя мотивация |
13.Сорокина К. |
В |
20 |
28 |
Высокий |
14.Старкова С. |
С |
0 |
24 |
Средний |
15.Хабаров И. |
В |
30 |
30 |
Высокий |
16.Чагина Н. |
В |
30 |
28 |
Высокий |
Информация о работе Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе