Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования:
Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3Глава 1. Психологическая готовность детей к школьному обучению………………………..5
Понятие психологической готовности к школе………………………………………...5
Глава 2. Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе…………………………………………………………………………………………...…..15
Глава 3. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………………………...........................................17
3.1. Организация и методы экспериментального исследования …………………………….....17
3.2. Методики диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе…………....17
3.3. Методики диагностики социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………………24
3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования ………………………………………28
Глава 4. Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………..……..35
4.1. Программа коррекции социально-психологической готовности к обучению в школе …………………………………………………………………………………………………...….35
4.1.1. Пояснительная записка к программе «Путешествие в мир знаний»…………………….35
Выводы …………………………………………………………………………………………….37
Рекомендации ………………………………………………………………………………….….38
Заключение …………………………………………………………………………………..……39
Библиографический список……………………………………………………………….……...42

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа психологическая готовность.docx

— 477.49 Кб (Скачать файл)

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование  у детей дошкольного возраста  определенных умений и навыков, необходимых для обучения в  школе.

2. Исследование новообразований и  изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных  компонентов учебной деятельности  и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно  подчинять свои действия заданному  при последовательном выполнении  словесных указаний взрослого. Это  умение связывается со способностью  овладения общим способом выполнения  словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического  развития детей с целью определения  индивидуального подхода к ним  в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление детей, не готовых к  школьному обучению, с целью проведения  с ними развивающей работы, направленной  на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников  по классам в соответствии  с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку  развиваться в оптимальном для  него режиме.

4. отсрочка на один год начала  обучения детей, не готовых к  школьному обучению (возможно лишь  по отношению к детям шестилетнего  возраста).

В соответствии с целью работы было проведено изучение и исправление  психологической готовности детей к школе и по итогам коррекционно-развивающей работы по программе «Путешествие в мир знаний», хотелось бы выделить следующие достижения:

- у детей, посещающих коррекционные  занятия, повысился интерес к  познавательным задачам и готовность  их решать;

- улучшились эмоционально-позитивные  отношения в группах и утвердились  установки на совместную игровую  деятельность;

- во всех видах мыслительной  деятельности наблюдалась положительная  динамика развития.

В результате наших наблюдений, по отзывам воспитателей группы и родителей, мы пришли к выводу, что коррекционные занятия оказывают огромное влияние на развитие психических процессов детей: развитие мышления (дети научились анализировать, классифицировать, обобщать предметы и понятия); внимания (реже наблюдаются явления генерализации, повысился уровень работоспособности); памяти (увеличился объем зрительного и слухового запоминания); творческого воображения, связной речи, и, в конечном итоге, полноценной подготовке детей к школе. Посещение коррекционных занятий настраивает детей на позитивный лад, формирует нравственные чувства и поступки, а так же отмечается более глубокое усвоение программного материала по разделам: «Развитие речи», «Математика», «Экология», «Изобразительная деятельность».

Ежегодно, в плане преемственности детского сада и школы, проводятся такие мероприятия, как «Круглый стол» и творческие встречи, на которых все участники образовательного процесса анализируют итоги адаптационного периода бывших дошкольников и уровень подготовки к школе. Специалисты школы отмечают положительный результат профессионального и системного подхода к решению проблемы готовности детей к начальному школьному обучению и эффективность использования программы «Путешествие в мир знаний» в детском саду.

Итак, своевременная психологическая помощь старшим дошкольникам является основой их успешного обучения в школе. И программа «Путешествие в мир знаний» способствует этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 1992. – 210 с.
  2. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 101.
  3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя.  – Харьков, 1997. – 135 с.
  4. Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание, 2003. № 2 – С.47; № 3 – С.53; № 4 – С.70; № 6 – С.94.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349 с.
  6. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1998. – 130 с.
  7. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. – 192 с.
  8. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования, 2000. – № 1. – С. 7-12.
  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003. – 216 с.
  10. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 1985. – 80 с.
  11. Дубровина И.В.  Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 1991. – 144 с.
  12. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Что на свете не бывает? – М., 1994. – 218 с.
  13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. – 127 с.
  14. Житникова Л. Учите детей запоминать М., 1985. – 96 с.
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – 384 с.
  16. Заика Е.В.Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.
  17. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе.// Начальная школа, 2002. – №6. – С.50.
  18. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. – М., 1997.
  19. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. – М., 1991. – 240 с.
  20. Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978. – 176 с.
  21. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96.
  22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983. – С. 56.
  23. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996. – 384 с.
  24. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976. – 211 с.
  25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 96 с.
  26. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. Инноватор. – М.,1996.
  27. Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985. – 143. с.
  28. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! М., 1998. – 192 с.
  29. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
  30. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981. – 208 с.
  31. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. –.
  32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999. – 240 с.
  33. Панов В.И. и соавт. Психологические аспекты развивающего образования// Педагогика. 1996. № 6.
  34. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики//Педагогика. 1997. № 1.
  35. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., Братислава, 1989. – 176 с.
  36. Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. – № 9. – С. 68-75
  37. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. – 584 с.
  38. Психология детства. Учебник/под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – 368 с.
  39. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М., 1996. – 144 с.
  40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 529 с.
  41. Рубцов В.В. и соавт. Образовательная среда школы: оценка развивающего эффекта // Докл. Юбилейной научной сессии, посвящ. 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной. – М., 1999. – С. 56.
  42. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – С. 10-15.
  43. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennett College. – М., 1997.
  44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.– Ярославль, 1998. – 208 с.
  45. Улановская И.М. Образовательная среда.// Начальная школа: плюс – минус, 2002. № 1. – С. 3-13.
  46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001. – 336 с.
  47. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков, 1996. – 192 с.
  48. Хрестоматия по возрастной психологии. – М. 1998. – 352 с.
  49. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998. – 80 с.
  50. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М., 1992. – 128 с.
  51. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М., 1989, – С. 287.
  52. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. Панова В.И. – М., 1997. – 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Восприятие цвета

Раскрась радугу. Назови цвета радуги.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Концентрация внимания

 

 

 

 

 

Приложение 3

Произвольное внимание

Пространственное восприятие, сенсомоторная координация

(Методика «Домик» Н.И. Гуткиной)

 

 

 

Приложение 4

Тест «Школьной зрелости»

(А. Керн)

 

 

 

Приложение 5

Инструкция по оценке результатов теста «Школьной зрелости»

(А. Керн)

 

 

 

 

Оценка полученных результатов:

Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.

«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.

«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов.

«Незрелыми» – 10 и более баллов.

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Протоколы диагностических исследований психологической готовности детей к обучению в школе и дальнейшей школьной адаптации

Протокол психологической диагностики

1) Общая ориентация детей в  окружающем мире и запас бытовых  знаний

МБОУ «Рождественская СОШ» Подготовительная к школе группа.  4.06.2012.

 

Вопросы

Результат

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Боталов Н.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

9

2.Боткова С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

3.Гуляев Н.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

4.Конин В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

5.Макарин Е.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

9

6.Минин Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

7.Миков Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

8.Панин М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

9

9.Палкина А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

10.Патакина М.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

9

11.ПеченкинМ.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

8

12.Седых А.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

9

13.Сорокина К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

14.Старкова С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

15.Хабаров И.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

16.Чагина Н.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10


 

 

 

Вопросы

резу

ль

тат

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.Боталов Н.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

15

2.Боткова С.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

+

+

14

3.Гуляев Н.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

14

4.Конин В.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

17

5.Макарин Е.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

17

6.Минин Д.

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

15

7.Миков Д.

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

10

8.Панин М.

+

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

8

9.Палкина А.

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

14

10.Патакина М.

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

-

11

11.ПеченкинМ.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

+

15

12.Седых А.

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

-

+

+

13

13.Сорокина К.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

-

+

+

-

+

-

12

14.Старкова С.

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

+

14

15.Хабаров И.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

14

16.Чагина Н.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

16





Протокол психологической диагностики

2) Тест для оценки словесно-логического  мышления

МБОУ «Рождественская СОШ» Подготовительная к школе группа.  7.06.2012.

Протокол психологической диагностики

3) Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)

МБОУ «Рождественская СОШ»  Подготовительная к школе группа.  7.06.2012.

 

 

Диктант

 

Результат

ФИ

1

2

3

1.Боталов Н.

+

+

+

В

2.Боткова С.

+

+

-

С

3.Гуляев Н.

+

+

+

В

4.Конин В.

+

+

+

В

5.Макарин Е.

+

-

+

С

6.Минин Д.

+

+

-

С

7.Миков Д.

+

+

+

В

8.Панин М.

+

-

-

Н

9.Палкина А.

+

+

-

С

10.Патакина М.

-

+

+

С

11.ПеченкинМ.

+

-

-

Н

12.Седых А.

+

-

-

Н

13.Сорокина К.

+

-

+

С

14.Старкова С.

+

+

-

С

15.Хабаров И.

+

+

+

В

16.Чагина Н.

+

+

+

В

Информация о работе Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе