Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:19, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение возможности реализации краеведческого принципа на уроках школьной биологии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, учебные программы с целью выявления теоретических основ введения регионального компонента в содержание школьного курса биологии.
2. Рассмотреть теоретические основы школьного краеведения.
3. Дать ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в школьное образование и показать роль в воспитании учащихся.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном
образовании …………………………………………..
1.1 Содержание, формы, методы школьного краеведения …………….
1.2 Ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в
школьное образование………………………………………………..
1.3. Роль краеведения в воспитании учащихся ………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………………..30
Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………31
2.1. Использование краеведческого материала на уроках ботаники
2.2. Использование краеведческого материала на уроках зоологии …
2.3. Использование краеведческого материала на уроках общей биологии
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………………..46
Список использованной литературы ……………………………………….48
Краеведческий принцип является одним из ведущих в теории и практике обучения школьной биологии. В разработку концепции школьного краеведения и использования полученных материалов в учебном процессе особенно значительный вклад внесли Д. Д. Семенов, И. С. Матрусов, К. Ф. Строев, В. Г. Эрдели и другие.
Под краеведческим принципом К. Ф. Строев понимает «систематическое установление связей любого изучаемого курса с теми знаниями, которые получают учащиеся в результате непосредственного изучения края».
Таким образом, под краеведческим принципом можно понимать систематическое изучение биологии в рамках своего региона и установление связей с другими курсами биологии для достижения педагогических целей. Модель краеведческого принципа может быть представлена следующим образом (см. рис. 3.):
Краеведческий принцип = краеведение + краеведческий подход
Для краеведческого, в отличие от других методических принципов, характерны:
Краеведческий принцип направлен на достижения основной цели школьного образования – развитие личности учащихся, и, прежде всего, ее духовных сторон, чтобы «помочь человеку выйти из пространства предметов, в пространство деятельности и жизненных смыслов» (В.В. Сериков). Он вырабатывает положительное отношение к своей малой родине, обеспечивает понимание ее своеобразия, уникальности. С этой точки зрения учет внутренних мотивов изучения своего региона имеет не меньшее значение, чем формирование знаний и умений о своем регионе и поэтому краеведческий принцип располагает большим гуманитарным потенциалом. Он является одним из существенных резервов модернизации системы школьного биологического образования.
Рис. 4. Содержание краеведческого принципа
На основании «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства образования и науки №2001 от «03» августа 2006 г. возникла необходимость включения национально-регионального (регионального) компонента в курс школьной биологии.
В российских школах появление краеведения связано опытом зарубежных школ XIX в. в Швейцарии и Германии. Первоначально вопрос о необходимости введения краеведения в учебный процесс в российских школах был поставлен К. Д. Ушинским, Д. Д. Семеновым, Н. Ф. Бунаковым, И. К. Весселем, Д. И. Менделеевым, а позднее И. Н. Маньковым, В. Е. Глуздовским и рядом других методистов.
В этом направлении сложилось течение «родиноведов» – сторонников введения, хотя бы в начальных школах, краеведческого предмета – «родиноведения» или «отчизноведения» (Д. Д. Семенов). Постепенно они пришли к признанию краеведения дидактическим принципом и даже методом обучения в школе.
В 1914 г. появляется термин «краеведение», который, по мнению А. С Баркова заменил такие термины как «отечествоведение» и «родиноведение».
К 1920 гг. под краеведением понимали метод синтетического изучения какой-либо определенной территории.
Идея введения в школах «родиноведения» как локального предмета или особого раздела географии высказывалась и в первые годы создания советской школы и нашла свое отражение в первых программах в 1920/21 г., но встретила возражения.
Однако к 1918-1922 гг. в педагогической практике школьное краеведение рассматривалось как изучение родного края в школе. Позднее в 1922-1923 гг. краеведческая деятельность вошла в учебный процесс на основании программ Государственного учебного стандарта. Исследование местного края в школе осуществлялась по программам Государственного учебного стандарта на уроках и в краеведческих кружках. С 1922 г. курс курсы «Краеведение», «Основы краеведения», «Методика краеведения» были введены в педагогических институтах и техникумах.
В теории педагогики в 20-30 – ые гг. XX в. краеведение рассматривалось как метод педагогической работы. Так, А. В. Луначарский. в труде «О школьных краеведческих организациях» отмечает, что школьные работники, участвуя в краеведческих объединениях, сами добывают краеведческий материал, необходимый для учебных занятий, а школьники через учителя вовлекаются в краеведческую работу и приобретают навыки изучения природных явлений и использования их для нужд человека.
В 1922 г. В. Г. Розепин сформулировал универсальное определение понятия «школьное краеведение» и рассматривал его как изучение в школе настоящего, прошлого и «корней будущего» своего края.
С утверждением программ Государственного учебного стандарта и введением их в школах (1923/24 учебном году) была принята идея локализации и комплектования преподавания учебных предметов на краеведческой основе.
И. Сивков в 1924 г. утверждал, что краеведение это метод, способствующий раскрытию общих понятий и обогащению знаниями из разных областей науки на близком, местном материале. Во всех учебных предметах, используя близкий местный материал, т.е. следует ввести еще специальный предмет – краеведение, освещающий материал уезда, губернии.
К 1930 гг. краеведение трактовалось как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего изучения. Учителя, употребляя этот термин, понимали его как применение местного материала в обучении, как преподавание общеобразовательных знаний и наряду с приобретением учащимися знаний о родном крае.
В 1932 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором была установлена единая номенклатура методов обучения. Профессор А. С. Барков в труде «Важный принцип в обучении и воспитании» (1945 г.) охарактеризовал его как принцип, применяемый в учебном процессе.
А.М. Большаков указывал на то, что краеведение в школе это – метод, с помощью которого учащиеся становятся в положение исследователей, и называл его образовательно-воспитательным методом. Объясняя, что он ориентирует учащихся на трудовую деятельность, на научность методов сбора и обработки ими местного материала и их участие в практической деятельности. Таким образом, А. М. Большаков понимает краеведение как исследовательский метод, с помощью которого школьники изучают свой край и используют полученные знания на практике.
Однако методист М. М. Рубинштейн рассматривает краеведения как метод введения образовательного материала в учебный процесс, наряду с тематическими, комплексными, политехническими, экскурсионными методами.
А. И. Сивков рассматривая краеведение как метод, обеспечивающий обогащение школьников знаниями из различных областей науки на близком местном материале, относил его к методам обучения. Но такая трактовка тоже не отвечает практике его применения, так как краеведческий подход определяет содержание материала, который с помощью известных методов (рассказа, лекции, экскурсии) способствует приобретению учащимися знаний.
Б. П. Есипов рассматривает понятие «краеведение» как принципа обучения. Он обосновывал его необходимость и действенность в работе учителя тем, что содержание учебных программ в значительной мере является краеведческим, и что оно дает преимущества для развития самостоятельности детей.
В. Ю. Ульянинский рассматривает краеведческий принцип как основу построения программ и преподавания естествознания, т.е. краеведческий принцип определяет особую группировку материала, когда за основу берется «локальный материал» – естественный живой комплекс, объединяющий все факты непосредственно окружающего детей мира, причем природоведческий подход выдвигается на первый план и на его основе идет изучение труда и общества.
Профессор Б. Б. Комаровский указывает на необходимость решения проблемы внедрения краеведения в учебные программы, во внеклассную и внешкольную работу и организации школьных кружков и музеев с применением методов наблюдения, сбора и обработки краеведческого материала.
Методист И. С. Матрусов определял краеведческий принцип, как установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами окружающей действительности и изучаемым материалом в целях повышения качества усвоения знаний.
Известные методист профессор К. Ф. Строев в своем труде «Краеведение» (1967) отмечает, что осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение территории края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и научную обработку (Строев, К. Ф. Краеведение [Текст] / К. Ф. Строев. – М.: Просвещение, 1967. – 144 с.). При этом автор выделяет методы изучения родного края: литературный, полевых исследований, картографический, статистический, визуальный, метод анкетирования, фотографирование и съемка.
И. И. Бескоровайный, рассматривая вопрос о роли краеведения в обучении и воспитании учащихся, отмечал, что его применение будет способствовать образованию и поможет закрепить и связать знания, приобретённые в школе, с окружающей жизнью. А также позволит наглядно и доступно показать роль и значение родного края для страны, будет способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, привитию навыков самостоятельной, активной познавательной работы (И. И. Бескоровайный).
Вопрос об использовании местного материала часто связывают с принципом доступности обучения и так называемыми дидактическими правилами – «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Теоретик родиноведения В. Е. Глуздовский критиковал тенденцию подчинять методику использования краеведческого материала этим правилам (принципам). Он доказывал, что без достаточной педагогической разработки понятий «близкое», «известное» механически подводить под них местный материал нельзя. Он отмечал, что близкий детям местный материал, далеко не всегда доступен им, и что, если систематически начинать с него процесс обучения, то можно притупить у них интерес к учению.
Таким образом, краеведческий принцип является общепризнанным в педагогической науке. Он осуществляется через рациональное обращение в учебной, внеклассной, воспитательной и общественно полезной работе школы к краеведческому материалу, обогащение учащихся знаниями о родном крае, краеведческими умениями и навыками, воспитание любви к родному краю. Содержание и формы приобретения краеведческих знаний определяются учителем с учетом возрастных особенностей учащихся и их доступности с педагогической и локально-практической стороны.
Ведение краеведческого принципа обучения формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию растительных богатств, организации их охраны и восстановления. Значительная часть этих видов имеет запас сырья только в нашем регионе. К сожалению, с современным техническим прогрессом, экономическим ростом сел и городов, увеличилось антропогенное воздействие на природу, в связи с чем, ставится проблема охраны местной флоры и фауны и, в первую очередь, редких видов эндемических растений и животных, бездумно уничтожаемых заготовителями. Весьма слабым остаётся до настоящего времени уровень пропаганды экологических знаний среди широкого круга населения.
В соответствии с Базисным учебным планом (БУП) на изучение регионального компонента отводится 15% от общего времени школьного биологического образования. Это значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки. Практические навыки по разделам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей растений и животных своего региона, что требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и методических приемов обучения, которые будут:
Информация о работе Краеведческий принцип и его реализация в биологии